Есть ли смысл в покупке кроссовера старше десяти лет? Нет, не премиального и спортивно ориентированного, а среднеразмерного из массового сегмента. На такие вопросы лучше отвечать предметно. Это мы и сделали, взяв для примера пять наиболее ходовых кроссоверов на вторичном рынке — все не старше 2010 года и в бюджете до 1 500 000 рублей.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: САМЫЕ ДОЛГОЖДАННЫЕ КРОССОВЕРЫ–НОВИНКИ 2025 ГОДА

ТОП–5 КАЧЕСТВЕННЫХ Б/У КРОССОВЕРОВ С ПРОБЕГОМ, КОТОРЫЕ МОЖНО КУПИТЬ В РОССИИ ДО 1,5 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
5 МЕСТО: Фольксваген Тигуан

Первое поколение Tiguan появилось в 2006 году, а в 2011-м кроссовер перенес рестайлинг и оставался в строю еще пять лет. Модель оснащалась только турбированными рядными «четверками» — бензиновыми 1.4 и 2.0, а также 2,0-литровым дизелем. Привод мог быть как передним, так и полным на основе муфты Haldex. Передняя подвеска — МакФерсон, задняя — многорычажная. Коробки передач — 6-ступенчатые «механика» и «автомат», а также «роботы» DSG. Tiguan собирали в том числе и на заводе Volkswagen в Калуге.
Недостатки. В строгом интерьере Тигуана отсутствуют дизайнерские изыски. У ранних модификаций система АБС отличалась непредсказуемой работой на дорогах с плохим сцеплением. Ситуация нормализовалась только после нескольких обновлений прошивки. Стоит проверить, какая именно стоит на конкретном экземпляре.
Достоинства. Салон у Тигуана очень функциональный, практичный и довольно просторный. Сочетание управляемости, плавности хода и внедорожных способностей — пример всем конкурентам.
Надежность. Возрастную коррозию на кузове Тигуана стоит искать на кромках крыльев, капота и дверей, под пластиковыми накладками, а также в районе крепления рейлингов и дверных ручек. В местах повреждений краска может отслаиваться крупными кусками.
Салон крепко собран из приличных материалов. Первыми сдаются обивка руля и кожзам на боковинах передних сидений. Сложная фольксвагеновская электрика плохо переносит неквалифицированное вмешательство.
На более ранние экземпляры ставили бензиновые турбомоторы объемом 1,4 литра серии EA111. У них есть проблемы с растяжением цепи ГРМ и залегающими маслосъемными кольцами. Сменившие их под конец выпуска 1,4-литровые двигатели серии EA211 с ременным ГРМ в целом более надежные.
Для 2,0-х литровых турбомоторов серии EA888 характерен «масложор» и частые отказы ТНВД. Цепь ГРМ нередко вытягивается уже к 100 000 километров пробега. У всех бензиновых двигателей не отличается надежностью водяной насос.
Проблемы дизелей в основном связаны с ТНВД, наддувом, форсунками, системой EGR и загрязнением впуска.

Механическая 6-ти ступенчатая трансмиссия и автоматическая коробка от Aisin, как минимум до пробега в 250 000 километров больших проблем не доставляют. Естественно, при регулярной замене масла и чистке системы охлаждения.
Ресурс сцеплений у роботизированных коробок DQ250 и DQ500 составляет примерно 150 000 километров, но только при условии бережной эксплуатации.
Полноприводная трансмиссия с муфтой Haldex при должном обслуживании отказами не страдает. Слабое место — промежуточная опора карданного вала.
Ходовая часть у Тигуана довольно ресурсная и ремонтопригодная. Чаще всего приходится обновлять стойки стабилизатора и задние сайлент-блоки передних рычагов.
Оптимальная версия. Меньше всего проблем обещает выбор Тигуана с турбомотором 1.4 из серии ЕА211 либо с дизелем.
Цены на Дроме. Предложений очень много. 2,0-х литровые кроссоверы и Тигуаны с мотором 1.4 представлены примерно поровну. Дизель — в меньшинстве. Цены начинаются от 1 100 000 рублей.

4 МЕСТО: Киа Спортейдж

Kia Sportage третьего поколения был представлен в 2010 году. Помимо кардинальных изменений экстерьера и интерьера модель получила многорычажную заднюю подвеску. Новинкой под капотом стал двигатель 1.6 GDI с непосредственным впрыском. В качестве альтернативы были доступны бензиновые агрегаты 2.0 и 2.4, а также турбодизели объемом 1,7 и 2,0 литра. Коробки передач — 5- и 6-ступенчатая МКП, а также 6-ступенчатый «автомат». Привод мог быть как передним, так полным.
В ходе рестайлинга 2014 года Sportage получил незначительные изменения в экстерьере и салоне, а также расширенный список опций. При обновлении из гаммы выпали 5-ступенчатая МКП и дизель 1.7 CRDi. Появился новый 2,0-литровый бензиновый мотор мощностью 150 л.с. На ряде рынков стал доступен бензиновый агрегат 2.4 GDI. Рестайлинговый Sportage для нашего рынка производили на калининградском «Автоторе» до 2016 года.
Недостатки. Главная проблема в целом симпатичного и удобного интерьера в том, что рулевая колонка регулируется по вылету только у дорогих версий.
Стихия кроссовера — хорошие дороги. На плохих ходовая Sportage смущает излишней жесткостью. Клиренс кроссовера составляет всего 172 миллиметра.
Достоинства. Дизайн экстерьера Sportage неплохо выдержал проверку временем. Задние пассажиры по достоинству оценят широкий дверной проем и большой запас свободного места в ногах. Багажник с полноразмерным запасным колесом имеет объем в 564 литра. Sportage может похвастать неплохой энергоемкостью подвески и надежным поведением в поворотах.
Надежность. Сколы на кузове Sportage лучше ликвидировать сразу, иначе они быстро покрываются ржавым налетом. Чаще всего страдают от повреждений капот, рамка лобового стекла, крыша, низ арок и дверей. Нередко облезает хромированный декор и лак с пластиковых элементов на кузове.
В салоне быстро изнашиваются декоративные пластиковые панели, оплетка руля и обивка кресел. Посторонние звуки, особенно в холодную погоду — тоже не редкость. Среди других потенциальных проблем — слабое лобовое стекло, заклинивающий панорамный люк и коррозия креплений кресел.

Поломки электрики часто связаны с парктрониками, камерой заднего вида и бесключевым доступом.
Оба 2.0-х литровых бензиновых мотора — дорестайлинговый G4KD и G4NA, появившийся после обновления, страдают от появление задиров на стенках цилиндров. Проблема эта не массовая, но и игнорировать ее нельзя, случаев было немало. В остальном это простые по конструкции моторы, чей потенциальный ресурс составляет не менее 200 000 километров.
Основная проблема дорестайлингового дизеля 1.7 — быстрое загрязнение впускного коллектора, который имеет вихревые заслонки.
2.0-х литровый дизель D4HA был доступен для Sportage в двух вариантах мощности — 136 и 184 л.с. При должном уходе и правильной эксплуатации он способен проехать без капитального ремонта более 400 000 километров.

При замене масла раз 40 000 километров и аккуратной эксплуатации без перегревов 6-ти ступенчатые АКП из серии А6 демонстрируют ресурс не менее чем в 250 000 километров. Однако элементы управления АКП, в частности датчик температуры, могут выйти из строя гораздо раньше.
Муфта полного привода у Sportage не любит перегревов, попадания воды и требует регулярной замены смазки. Встречается коррозия шлицевых соединений промежуточного вала и «раздатки» с дифференциалом. Подвесной подшипник карданного вала и сальники передних приводных валов редко выдерживают более 100 000 километров.
Амортизаторы, шаровые опоры и стойки стабилизатора у дорестайлинговых Sportage нередко требуют замены каждые 50 000 километров. Слабое место задней подвески — быстро проседающие пружины. У обновленных кроссоверов ресурс большинства деталей подвески составляет около 80 000 километров.
Проблема со стуками рулевой рейки перестала быть актуальной только после ее модернизации в 2015 году.
Оптимальная версия. Поскольку найти кроссовер с ресурсным 2,0-х литровым дизелем весьма непросто, то придется выбирать из бензиновых версий. Оптимальным видится рестайлинговый кроссовер с 2,0-х литровым мотором в паре с АКП и доработанной подвеской. При должной диагностике трансмиссии можно присмотреться к полноприводной модификации.
Цены на Дроме. При таком бюджете всерьез рассчитывать на покупку дорестайлингового кроссовера не стоит. Зато среди ранних машин можно выбрать любую из бензиновых модификаций. Цены — от 1 100 000 рублей. Дизель, как и ожидалось, встречается редко.

3 МЕСТО: Мазда СХ–5

Премьера первого поколения Mazda CX-5 состоялась в конце 2011 года. В 2012 году кроссовер стали собирать на заводе Mazda–Sollers во Владивостоке. Ранние версии CX-5 поставлялись к нам из Японии.
Для модели были доступны атмосферные бензиновые «четверки» из серии Skyactiv-G мощностью 150 и 192 л.с, а также 175-ти сильный дизель объемом 2,2 литра.
Ассортимент коробок передач состоял из 6-ти ступенчатых «механики» и «автомата». Для 2,0-литрового варианта базовым был передний привод. За доплату предлагалась полноприводная трансмиссия на основе многодисковой муфты с электронным управлением. Для дизеля и старшего бензинового мотора такой вариант был безальтернативным.
В 2014 году Mazda CX-5 перенесла плановый рестайлинг. Внешность и салон изменились минимально. Автоматическая коробка обзавелась спортивным режимом. Появился электронный стояночный тормоз. Ради улучшения плавности хода была перенастроена подвеска. В таком виде Mazda CX-5 оставалась на конвейере вплоть до 2017 года.

Недостатки. Салон Мазды бедноват на всякие ящички, кармашки и емкости для мелочей. О комфорте сидящих на втором ряду СХ-5 заботится мало. Задние дверные проемы достаточно узкие, а пороги высокие. Все это не способствует комфортной посадке. Места на диване немного, его спинка никак не регулируется, мешает высокий напольный тоннель. Даже рестайлинговая версия с доработанной шумоизоляцией, на ходу ощущается достаточно шумным автомобилем.
Достоинства. У CX-5 отлично проработана эргономика водительского места. Багажник у Мазды не самый большой — всего 403 литра. Зато он продуманный и удобный, с хорошими возможностями по трансформации. Со своей упругой подвеской CX-5 хорошо себя чувствует на всех видах покрытия, кроме откровенно разбитых дорог. На асфальте кроссовер демонстрирует отличную управляемость. Вне дорог выручает солидный клиренс — 210–215 мм (в зависимости от версии).
Надежность. Серьезных проблем с кузовом у Мазды нет. Следы зарождающейся коррозии можно найти под накладками колесных арок и на передней части порогов. В проеме багажной двери уплотнитель может протереть краску до металла.
Недолго живут дверные ограничители и газовые упоры багажной двери. Недолговечен механизм электроскладывания зеркал, где за несколько лет изнашивается пластиковая шестерня. При ремонте желательно использовать металлический заменитель.
В салоне Мазды использованы довольно износостойкие материалы. Заметных повреждений обивки до 150 000 километров пробега быть не должно. Не отличается прочностью каркас передних кресел.
Серьезные проблемы с электрикой — редкость. Из мелких: отказ подогрева и электроприводов сидений. У рестайлинговых кроссоверов иногда встречаются глюки мультимедийной системы MZD Connect.

Бензиновые двигатели CX-5 — «атмосферники» с цепным ГРМ, непосредственным впрыском и высокой степенью сжатия. Они требовательны к качеству топлива, у них частенько возникают масляные течи. При динамичной езде повышенный расход масла для этих двигателей является нормой. Регламент производителя допускает угар до 0,8 литра на 1000 км пробега. Потенциальный ресурс до капремонта — около 350 000 километров.
Дизельный мотор Skyactiv-D вышел менее удачным. Помимо типовых возрастных проблем с ТНВД, форсунками и EGR у него возможны преждевременные отказы системы наддува и клапана системы рециркуляции. Средний пробег до капремонта обычно не превышает 250 000 километров.
Механическая коробка на CX-5 встречается редко, но врожденных недостатков она не имеет. Срок службы сцепления — около 150 000 километров.
6-ступенчатая АКП не менее надежна и спокойно выдерживает до 250 000 километров без серьезных ремонтов. Одно из немногих слабых мест — центральный подшипник, который может потребовать замены к 120 000 километров.
Полноприводный CX-5 имеет трансмиссию с электромагнитной многодисковой муфтой, вполне надежной, если беречь ее от попадания воды.
В передней подвеске типа McPherson чаще всего приходится обновлять стойки стабилизаторов. Задние сайлент-блоки рычагов и опорные подшипники стоек обычно требуют замены спустя 100 000 километров. У аккуратных водителей передние амортизаторы выдерживают не менее 150 000 километров.
Примерно столько же обычно служат сайлент-блоки и амортизаторы в задней многорычажной подвеске. Срок службы ступичных подшипников здесь может доходить 200 000 километров.

Оптимальная версия. Если не брать в расчет редкий дизель, то неудачных версий у CX-5 нет. В идеале стоит предпочесть полноприводный рестайлинговый CX-5 с 2,0-х литровым двигателем и АКП.
Цены на Дроме. Среди доступных нам дорестайлинговых машин преобладают переднеприводные 2,0-х литровые кроссоверы. Цены начинаются с 1 400 000 рублей.

2 МЕСТО: Тойота Рав 4

Четвертое поколение RAV4, основанное на оптимизированной платформе предшественника, появилось в конце 2012 года.
Кроссовер был доступен с тремя вариантами двигателей. Базовый 2,0-х литровый мотор мощностью 146 л.с. сочетался с 6-ти ступенчатой «механикой» или вариатором. Полный привод для такой модификации был опцией.
Старший 2,5-литровый «атмосферник» в 180 л.с шел с безальтернативным 6-ступенчатым «автоматом» и полноприводной трансмиссией. То же самое относится и к 150-ти сильному дизелю объемом 2,2 литра.
Плановый рестайлинг RAV4 перенес в 2015 году. Был слегка скорректирован экстерьер, улучшилась отделка интерьера и шумоизоляция, появилась доработанная подвеска, пополнился список опций.
Продажи в России продолжались до 2018 года. Рестайлинговые кроссоверы собирали на заводе в Санкт-Петербурге, в Шушарах.

Недостатки. RAV4 досталась слабая по своим возможностям оптика, посредственная шумоизоляция и чересчур жесткая подвеска. Эргономика кроссовера требует привычки. Кнопки разбросаны по салону хаотично, часть в «мертвых» зонах. Некоторые кнопки лишены подсветки.
Достоинства. В четвертом поколении RAV4 наконец-то перестал быть безликой Тойотой. Дизайн салона здесь не лишен изящества. Двухэтажная передняя панель смотрится оригинально. Второй ряд у RAV4 — один из самых просторных в классе. Объем хорошо организованного багажника — внушительные 577 литров.
Надежность. ЛКП RAV4 легко обрастает многочисленными вмятинами, сколами и царапинами, которые без должного вмешательства могут начать корродировать. В первую очередь это касается капота, кромки крыши и передних крыльев.
Затертое лобовое стекло, запотевшая оптика, изношенные фиксаторы ограничителей дверей — почти норма. Из-за недоработки пыльников быстро царапаются боковые стекла.
Салон RAV4 встречает крепкой сборкой из не самых износостойких материалов. Поломки по части электрики встречаются редко. Сбои в работе мультимедийной системы обычно лечатся перепрошивкой.

Ресурс 2,0-х литрового 3ZR-FE при стабильном обслуживании — около 300 000 километров. Среди врожденных проблем этого двигателя: прогрессирующий «масложор», малый ресурс помпы, склонность к закоксовке впускного коллектора и дросселя плюс течи масла.
2,5-ти литровый 2AR-FE имеет схожий ресурс. Из типичных «болячек» — скромный срок службы цепи ГРМ, течь водяной помпы и треск муфт VVT-i на холодную, который ни на что не влияет.
Дизель 2AD-FTV объемом 2,2 литра не так надежен. Нередко случается пробой прокладки ГБЦ. Есть вероятность столкнуться с повышенным расходом масла.
Механическая коробка передач, сочетавшаяся с базовым мотором, очень надежна. Если избегать перегревов и своевременно менять масло, то ресурс вариатора составляет не менее 300 000 километров.
С двигателем 2.5 сочетается АКП U760. Среди типичных проблем — слабый главный упорный подшипник выходного вала и износ тефлонового кольца в задней крышке. Потенциальный ресурс без капремонта — не менее 250 000 километров. Дизелю полагалась более капризная АКП U660.
Серьезные поломки муфты полного привода встречаются редко. Иногда бывают течи через сальники заднего редуктора.
Подвеска RAV4 демонстрирует завидный ресурс. Чаще всего приходится менять втулки переднего стабилизатора, которые редко выдерживают более 50 000 километров. Проблемное место задней оси — сайлентблоки продольных рычагов, которые пробивает при движении по плохим дорогам. Давно освоена установка более подходящих по характеристикам заменителей.

Оптимальная версия. С точки зрения надежности, динамики и последующих затрат на содержание стоит обратить внимание на рестайлинговый RAV4 с 2,5-ти литровым мотором.
Цены на Дроме. Найти дорестайлинговый RAV4 в пределах 1 500 000 рублей очень непросто. С этой отметки как раз и начинаются цены на 2,0-литровые машины четвертого поколения с передним приводом.

1 МЕСТО: Хонда ЦР–В

Четвертое поколение CR-V дебютировало в 2011 году. По сути, речь идет о глубокой модернизации предшественника. Старый кузов перекроили с применением высокопрочных сталей. Передний МакФерсон и заднюю «многорычажку» перенастроили на комфортный лад. Вместо ГУРа появился электроусилитель.
На наш рынок CR-V поставлялся с бензиновыми «атмосферниками» объемом 2,0 и 2,4 литра (соответственно, 150 и 190 л.с.). Они сочетались с полным приводом и 5-ти ступенчатой АКП. Базовая 2,0-литровая версия оснащалась механический коробкой.
Главное новшество рестайлинга 2014 года — появление переднеприводной версии и замена «автомата» на вариатор у модификации с мотором 2.4. Как и прежде, 2,0-х литровые кроссоверы для нашего рынка собирали в Англии, а старшую модификацию — в США. Причем они сильно различались по комплектациям и ходовым характеристикам. В 2016 году дебютировал «пятый» CR-V.

Недостатки. Интерьер Хонды CR–V выполнен без особых изысков, в типично американском стиле. У версии с мотором 2.4 пластик отделки повсеместно жесткий. «Автомат» не позволяет 2,0-литровому CR-V реализовать свой потенциал. Старшая модификация едет более адекватно. Из-за малого клиренса и слабенькой геометрической проходимости CR-V мало подходит для покорения бездорожья.
Достоинства. Дизайн экстерьера — явная удача дизайнеров. Салон у CR-V очень практичен, нет проблем с поиском нужных кнопок и переключателей. Очень радуют комфортные передние сиденья и гостеприимный второй ряд с ровным полом и регулировкой спинки дивана по углу наклона. Внушительных размеров багажник вмещает 589 литров. Подвеска у Хонды довольно комфортная, причем не в ущерб управляемости.
Надежность. Снаружи следы серьезной коррозии чаще всего возникают по низу дверей, в районе декоративной накладки на двери багажнике, а также под уплотнителями — дверей и рамки лобового стекла. Снизу у CR-V могут корродировать зона крепления продольного рычага к кузову и внутренняя часть задних колесных арок.
Салон CR-V выполнен из очень износостойких материалов. В большинстве случаев пробег выдает только блеск руля, а также потертости накладки рычага переключения передач и водительского подлокотника.
Серьезные проблемы с электрикой — большая редкость. Если что и ломается, так это гофры проводки в дверях да моторчики «дворников».

Мотор объемом 2,4 литра относится к заслуженной серии K24. У него алюминиевый блок, чугунные гильзы, распределенный впрыск, цепной привод ГРМ и система регулирования фаз газораспределения. Гидрокомпенсаторы отсутствуют. Наиболее известная проблема — быстрый износ выпускного распредвала, стучащие муфты фазорегуляторов и повышенный расход масла на больших пробегах. При этом мотор хорошо освоен в ремонте, а общий ресурс поршневой группы составляет более 350 000 километров.
2,0-литровый мотор R20A схож с ним по конструкции, но менее капризен. Распредвал тут не изнашивается и муфты не стучат. С «масложором» ситуация аналогичная, особенно у любителей активной езды.
Коробки передач у CR-V очень надежные. Хороши все — «механика», «автомат» и появившийся после рестайлинга вариатор, особенно если вовремя менять в них масло.
Передняя подвеска CR-V выдерживает вполне приемлемые 100 000 километров. Основные детали задней подвески могут прослужить до 200 000 километров, но многие мелочи выходят из строя гораздо раньше. К ним относятся слабые сайлент-блоки продольного рычага, малые поперечные рычаги и опоры амортизаторов.

Рейка с электроусилителем у CR-V оказалась слаба по механической части. Стуки, свидетельствующие о неисправности, могут возникнуть уже через 70 000 километров. Среди типовых причин: рулевые тяги, боковые втулки и прижимные упоры.
Оптимальная версия. Если потенциальная надежность важнее динамики, то лучше предпочесть 2,0-литровую модификацию.
Цены на Дроме. 2,0-х литровые дорестайлинговые с АКП и полным приводом как раз стоят от 1 500 000 рублей, но предложений по такой цене немного.

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА – НАШ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН
ПО ВОПРОСАМ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ/ОБЗОРА ВАШИХ ТОВАРОВ/РАБОТ/УСЛУГ НА НАШЕМ САЙТЕ/КАНАЛЕ, ПИШИТЕ НАМ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ: AUTBARRU@GMAIL.COM
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!