Как выбрать моторное масло в двигатель по составу, марке, типу, допуску (API/ACEA) и вязкости (SAE)?

Из статьи вы узнаете, как грамотно выбрать моторное масло в двигатель своего автомобиля по составу, марке, типу, допуску (API/ACEA) и вязкости (SAE). Кроме того, в публикации будет рассказано о том, как расшифровываются обозначения (цифры и символы) по шкале SAE и, к каким полезным советам специалистов стоит прислушиваться в процессе подбора самой главной технической жидкости силового агрегата любого транспортного средства.

Рекомендуем к прочтению: Обзор легендарного двигателя Renault серии K9K 1.5 dCI

«А что тут выбирать? — спросит кто-то. — Вводим марку и модель автомобиля в поля онлайн-сервиса и получаем рекомендации!» Да, действительно, таких сервисов становится все больше. Однако, чтобы разобраться в выдаваемых компьютерным разумом рекомендациях, потребуются хотя бы минимальные познания в области классификации моторных масел.

Какое масло заливать в мотор Renault Duster — H4M/H4Mk 1.6, вы можете узнать здесь.

Выбор масла – задача ответственная, так как масло призвано уменьшить трение поверхностей, «отвести» избыточное тепло от деталей механизмов и увеличить срок службы техники. Итак, из чего следует исходить при выборе масла?

КАК ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО ПО СОСТАВУ?

Моторные масла бывают минеральные, синтетические, полусинтетические. Минеральные масла хороши для всех моделей автомобилей старше 10 лет, если на них предполагается ездить при температуре выше минус 15 градусов по Цельсию. То есть это вариант «летней» эксплуатации либо всесезонной в южной климатической зоне с теплой зимой. При минус 20 градусах по Цельсию уже начинаются проблемы – заглохший, а то и не желающий заводиться мотор, «натужность» в работе двигателя, сокращение межремонтных интервалов.

КАК ВЫБРАТЬ ТИП МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ?

Для каждого типа двигателя выпускают «своё» моторное масло. Дизельный движок работает в более теплонапряженном режиме, а при сгорании дизельного топлива образуется больше сажи, чем при работе на бензине. Кроме того, в дизельном топливе больше серы, а, следовательно, кислотообразование идет интенсивнее. Поэтому в маслах для дизельных двигателей обязательны щелочные присадки для нейтрализации кислот, диспергирующие присадки для поддержания сажи в виде взвеси и другие добавки, предопределенные особенностями дизельного топлива.

Так что использование «правильного» типа моторного масла обязательно для отличной работы двигателя. Есть, конечно, на рынке и универсальные моторные масла, пригодные для всех типов двигателей, но с ними не все так просто. На сегодняшний день существует обоснованное мнение специалистов, что специализированное моторное масло справится с особенностями эксплуатации бензинового или дизельного движка намного лучше, нежели универсальное.

КАК ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО ПО ВЯЗКОСТИ?

По мнению многих специалистов, при подборе моторного масла для современного двигателя наравне с такими важными параметрами, как допуски (ACEA) завода-изготовителя автомобиля и особое внимание также необходимо уделять и показателям вязкости смазки по шкале SAE, которые обозначаются следующим образом: 0W-30, 5W-30, 10W-40 и т.д.

Выбор по температурным пределам эксплуатации — это очень важный показатель. Есть «зимние», «летние», всесезонные масла, есть классификации по ГОСТ, SAE, API. Это только основные классификации, на деле их намного больше. Благо на сегодняшний день разработаны наглядные таблицы, позволяющие быстро выбрать масло по предполагаемому режиму эксплуатации.

КАК РАСШИФРОВЫВАЮТСЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МАСЛА ПО ШКАЛЕ SAE?

Показатели низкотемпературной вязкости (первая цифра с латинской буквой «W») означают следующее:

1. 0W- масло приемлемо к применению при морозах до -35-30 градусов по Цельсию;
2. 5W- масло приемлемо к применению при морозах до -30-25 градусов по Цельсию;
3. 10W- масло приемлемо к применению при морозах до -25-20 градусов по Цельсию;
4. 15W- масло приемлемо к применению при морозах до -20-15 градусов по Цельсию;
5. 20W- масло приемлемо к применению при морозах до -15-10 градусов по Цельсию.

Показатели высокотемпературной вязкости (вторая цифра) означают следующее:

1. 30 — масло приемлемо к применению при жаре до +20-25 градусов по Цельсию;
2. 40 — масло приемлемо к применению при жаре до +35-40 градусов по Цельсию;
3. 50 — масло приемлемо к применению при жаре до +45-50 градусов по Цельсию;
4. 60 — масло приемлемо к применению при жаре до +50 градусов по Цельсию и выше.

Таким образом, чем меньше цифра, тем более жидким является масло и, чем больше цифра, тем более густым является смазка. Так, например, моторное масло 10W-30 можно применять при температуре окружающей среды от -20-25 градусов по Цельсию мороза и до +20-25 градусов по Цельсию жары.

ПРО КАКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ПРИ ПОДБОРЕ МОТОРНОГО МАСЛА?

1. Масло по составу. Любое моторное масло состоит из своего рода основы, то есть базовой смазки и набора присадок. Полезные свойства масел определяются в первую очередь химическим составом основы, присадки же свою очередь предназначаются для сбалансированности данных характеристик. При помощи набора присадок производители масел научились ощутимо повышать эксплуатационные качества своих нефтяных продуктов, причём даже тех, которые изготовлены из не самых лучших базовых масел. Однако нужно принимать, что в процессе продолжительной эксплуатации автомобиля, особенно при высоких нагрузках на двигатель, присадки достаточно быстро приходят в негодность, и конечное качество масла, отработавшего в моторе более половины положенного регламентного срока, будет определяться качеством сугубо базовой основы. На сегодняшний день основы масла делятся на синтетические и минеральные. Сочетание минеральной и синтетической основ, при условии не менее 9-10 % синтетической базы, именуется полусинтетической базой, в народе известной, как “полусинтетика”.

2. Масло по типу. Все моторные масла делятся на три основных типа: синтетические, минеральные и полусинтетические. Полностью синтетические масла, имеющие синтетическую основу, полученную путем синтеза химических веществ, зачастую производители обозначают, как “Full Synthetic”. Главной особенностью синтетических масел является возможность задавать ряд параметров наперед, еще при создании базовой основы смазки, а также максимальное содержание в ней большого набора полезных присадок. Именно по этой причине синтетические масла обеспечивают лучшую защиту деталей двигателей от износа благодаря моющим свойствам, которые не позволяют смазке сильно загустеть при сильных морозах, а также помогают выдерживать максимальные рабочие температуры. Минеральные масла производители зачастую обозначают, как “Mineral”. Основа таких масел — минеральная, то есть получена из сырой нефти путем ее стандартной переработки, что обходится производителю намного дешевле нежели изготовить “синтетику”. Минеральные масла не обеспечивают тех же максимальных эксплуатационных показателей и не выдерживает высоких рабочих температур, как это умеют делать синтетические смазки. Минеральное масло имеет свойство быстрее окисляться, сильнее густеть при минусовых температурах, требует немедленной замены, при вскипании оставляет шлаки в двигателе. Полусинтетические масла производители обозначают, как “Semi-Synthetic”. Данный тип масел является некой золотой срединой между двумя вышеперечисленными типами смазок. Подавляющее большинство полусинтетических масел изготавливаются на базе минеральной смазки, в которую добавляют большой набор разнообразных присадок, помогающие приблизить эксплуатационные качества данного масла к “синтетике”. Для справки заметим, что стоимость полусинтетических масел чуть дороже “минеральных” и ощутимо дешевле “синтетики”.

3. Масло по вязкости. Вязкость является одним из важнейших свойств любого моторного масла, которая определяет применимость смазки в том или ином типе двигателя автомобиля. Различают три вида вязкости масел: динамическую, техническую и кинематическую. Динамическая вязкость обуславливается внутренним трением между движущимися слоями смазки и измеряется в пуазах (обозначение “П”). Техническая (условная) вязкость — это отношение времени истечения из вискозиметра 200 миллилитров масла, взятого в секундах, ко времени истечения из того же вискозиметра при тех же условиях 200 миллилитров воды. Кинематическая вязкость — это отношение динамической вязкости к плотности при той же температуре (измеряется в сантистоксах — сСт). На сегодняшний день для оценки свойств масел в большинстве случаев используют индекс вязкости — SAE, который отражает пологость кривой зависимости кинематической вязкости смазки от рабочей температуры.

4. Масло по допуску. Допуском завода-изготовителя двигателя называется определённый стандарт качества моторного масла, для которого четко очерчены все необходимые параметры. Именно эти определенные параметры производитель транспортного средства относит к обязательным при использовании данного масла в моторе своего автомобиля. Регламент присвоения тех или иных допусков довольно сложен. Так, например, для того, чтобы получить право указать на стикере моторных масел, какой-либо допуск того или иного автопроизводителя, изготовитель масла обязан получить соответствующий сертификат от данного производителя автомобилей. Сведения о том, по каким допускам было сертифицировано конкретное моторное масло в обязательном порядке отображается на стикере канистры со смазкой, если же на ней такая информации отсутствует, то это масло не имеет сертификации по допускам и не важно, что говорит продавец. Для примера приведём допуск — “VW 503.00”, который означает, что масло является всесезонным, для него предусмотрен продленный интервал замены (“Long Life”), такая смазка имеет пониженную высокотемпературную вязкость для экономии горючего, а также то, что оно предназначено для бензиновых силовых агрегатов, оснащенных прямым впрыском топлива (GDI, TSI, TFSI и другие). На сегодняшний день основой допуска к маслам являются требования класса “АСЕА A3” (справочно: такие масла предназначены только для двигателей, которые производятся с середины 1999 года, то есть применять такие смазки для автомобилей прежних выпусков крайне не рекомендуется в связи с низкой высокотемпературной вязкостью, способной привести к ускоренному износу деталей силового узла).

Как утверждают многие эксперты, на сегодняшний день выбирать моторное масло проще всего по допуску. То есть посмотреть в инструкции (технической документации/мануале), какие моторные масла рекомендует использовать производитель автомобиля. Или же посмотреть в перечне допусков производителя на этикетке понравившегося масла – возможно, ваш автомобиль там тоже есть. Допуск — это некий стандарт качества, который производитель считает обязательным для нормальной работы двигателя своего автомобиля. Как правило, допуск обознается на стикере канистры маркировкой API/ACEA. Кроме того, стоит заметить, что одно и то же масло на сходных по параметрам двигателях разных производителей может давать совершенно разные результаты эксплуатации. Поэтому такой параметр, как допуск можно назвать одним из основных критериев при выборе масла по марке автомобиля.

ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМАТИКЕ

В завершении добавим, что как отмечают специалисты, если вы начинаете ездить лишь при температуре выше нуля – вам нужны «летние» масла SAE 30 или SAE 40. Для сурового полярного климата и сибирских морозов есть специальное масло с маркировкой «Arctic Oil». Более «мягкие» зимы до минус 30 градусов по Цельсию предполагают использование универсальных масел SAE 5W-20 или SAE 5W-30. Наиболее универсальным из всех универсальных можно считать моторное масло SAE 10W-40, на нем можно ездить при -20/+30 градусах по Цельсию.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!