Двигатели Лада Х-Рей (Lada Xray) 2022/2023: ресурс, характеристики и расход

В статье рассмотрены двигатели пятидверного хэтчбека Лада ХРей (Lada Xray) 2022/2023 модельных годов в кузове GAB (первое поколение) и рассказано о предельном ресурсе, технических характеристиках, конструкции, отличительных особенностях, заявленном расходе топлива, которыми обладают моторы компактной модели АвтоВАЗа. Из публикации вы также узнаете, с какими коробками передач функционируют штатные силовые агрегаты отечественного автомобиля.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ УАЗ ПАТРИОТ ЗМЗ 409051 2.7 MPI 150 Л.С

По большому счету, бензиновые двигатели Лада ХРей стали гигантским шагом вперед для российского концерна ОАО “АвтоВАЗ”. Чего только стоит 1.8-ми литровый силовой агрегат серии ВАЗ 21179 (в народе известный, как “179-й мотор”), который выделяется на фоне других двс 16-ти клапанной линейки отечественной компании хорошей отдачей и умеренным расходом горючего. Заметим тот факт, что хэтчбек Лада ХРей (Икс Рей), наряду с седаном Лада Веста, стали новым вдохновением, надеждой и опорой компании АвтоВАЗ. Именно эти модели на современном этапе автомобилестроения олицетворяют лицо марки “Lada” и являются новым витком в ее развитии. Даже неудивительно, что создание нового пятидверного хэтчбека Лада ХРей осуществлялось со всей тщательностью и неспешностью. Причем предельное внимание вазовскими инженерами было уделено, не только внешнему виду модели, но и ее технической части. Ведь, как мы все знаем, мотор – это своего рода “сердце автомобиля”, поэтому именно силовые агрегаты всегда были в приоритетном положении у вазовских специалистов.

С достоинствами багажного отделения хэтчбека Lada Xray, вы можете ознакомиться здесь.

СПИСОК МОТОРОВ, КОТОРЫМИ ОСНАЩАЕТСЯ ПЯТИДВЕРНЫЙ ХЭТЧБЕК ЛАДА ХРЕЙ

Отечественный компактный хэтчбек Лада ХРей с самого начала сборки (с февраля 2016 года) и по сегодняшний день комплектуется тремя двигателями, два из которых отечественные и один импортный. К импортному мотору относят серию H4M (HR16DE) объемом 1.6 литра, разработанную альянсом RenaultNissan, а отечественными представителями являются 16-ти клапанные движки ВАЗ 21129 1.6 и ВАЗ 21179 1.8.

1. ВАЗ 21129 1.6 MPI 16v (мощность — 106 лошадиных сил на 5 800 об/мин, крутящий момент – 148 Ньютон на метр на 4 200 об/мин): блок – не гильзованный, чугунный с рядным форматом расположения четырех цилиндров (конфигурация — “R4”); ГБЦ — алюминиевая на 16 клапанов с гидрокомпенсаторами; клапанный привод – DOHC (два стальных распредвала и один кованый коленвал); привод газораспределительного механизма – зубчатый ремень ГРМ от фирмы Gates или Contitech (при обрыве ремня – клапана не гнет); тип питания — инжекторный с электронным управлением; впрыск топлива — распределенный (MPI); комбинированный расход (с 5-МКПП) – 7,2 литра (город — 9,3 литра, трасса — 5,9 литра) бензина марки АИ-92; потребляемое горючее – бензин (АИ-92/АИ-95); разгон от нуля до “сотни” – 11.4 секунды; экологическая норма – ЕВРО-5; заявленный срок службы – 250 тысяч километров пробега.

На данный момент времени, силовая установка ВАЗ 21129 1.6 MPI работает в паре с 5-ти скоростной механической коробкой переключения передач (5-МКПП) серии JR5 от Renault или в сочетании с 5-ти диапазонной роботизированной трансмиссией AMT (5-РКПП) серии ВАЗ 21827 от АвтоВАЗа.

Подробное описание атмосферного мотора ВАЗ 21129 1.6 MPI 16v 106 л.с, вы найдете здесь.

2. ВАЗ 21179 1.8 MPI 16v (мощность — 122 лошадиных силы на 6 000 об/мин, крутящий момент – 170 Ньютон на метр на 3 750 об/мин): блок – чугунный, не гильзованный с рядной конфигурацией расположения четырех цилиндров по схеме “R4”; ГБЦ – облегченная алюминиевая на 16 клапанов с гидрокомпенсаторами; привод клапанов – DOHC (два стальных распределительных вала и один кованый коленчатый вал); привод системы газораспределения – зубчатый ремень ГРМ от фирмы Contitech (при обрыве ремня – поршни гнут клапана); тип питания — инжекторный с электронным управлением; впрыск топлива — многоточечный (технология MPI); смешанный расход (с 5-МКПП) – 7,1 литра (город — 9,3 литра, трасса — 5,8 литра) бензина марки АИ-92; используемое горючее – бензин (АИ-92/АИ-95); разгон от 0 до 100 км/ч – 10.3 секунды; экологический класс – EURO-5; заявленный ресурс – 260 тысяч километров пробега.

На текущий период времени, силовой агрегат ВАЗ 21179 1.8 MPI функционирует в сочетании с 5-ти скоростной механической коробкой переключения передач (5-МКПП) серии JR5 от Renault или в паре с 5-ти диапазонным “роботом” AMT (5-РКПП) серии ВАЗ 21827 от АвтоВАЗа.

Подробное описание силового агрегата ВАЗ 21179 1.8 MPI 16v 122 л.с, вы найдете здесь.

3. RenaultNissan H4M 1.6 MPI 16v (мощность — 110 лошадиных сил на 5 500 об/мин, крутящий момент – 150 Ньютон на метр на 4 000 об/мин): блок – алюминиевый, гильзованный с рядным форматом расположения четырех цилиндров (конфигурация — “R4”); ГБЦ – алюминиевая на 16 клапанов без гидрокомпенсаторов; привод клапанов – DOHC (два облегченных распредвала и один кованый коленвал); привод газораспределительного механизма – цепь ГРМ (при перескоке/обрыве – поршни сгибают клапана); тип питания — инжекторный с электронным управлением; система впрыска топлива — распределенная по технологии MPI; комбинированный расход (с 5-МКПП) – 6,8 литра (в городе — 8,9 литра, на трассе — 5,6 литра) бензина марки АИ-92; используемое горючее – бензин (АИ-92/АИ-95); разгон от нуля до “сотни” – 11.1 секунды; экологическая норма – ЕВРО-4; заявленная продолжительность жизни – 275 тысяч километров пробега.

Силовым агрегатом H4M 1.6 MPI компактный пятидверный хэтчбек Лада ХРей оснащался лишь до августа 2017 года и безальтернативно сочетался только с 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач (5-МКПП) серии JR5 от Renault.

Подробное описание бензинового двигателя H4M 1.6 MPI 16v 110 л.с, вы найдете здесь.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРОВ ЛАДА ХРЕЙ

Что касается первого базового отечественного силового агрегата модели Лада ХРей серии ВАЗ 21129 (в народе известный, как “129-й мотор”), то он был разработан на базе двигателя серии ВАЗ 21127, который первоначально предназначался для автомобиля Лада Приора, а затем перекочевал на Лада Гранта. В бензомотор ВАЗ 21129 1.6 было внесено множество конструктивных доработок и новаций. К самым существенным изменениям относят использование комплекса дроссельных заслонок, установленных во впускном коллекторе, за счет которых меняется длина впускного тракта, благодаря чему гарантируется работа двс на низких и высоких оборотах в оптимальном режиме. Важным изменением в конструкции движка серии ВАЗ 21129 стал отказ вазовских инженеров от ДМРВ (датчика массового расхода воздуха). Вместо него было решено установить два других датчика – абсолютного давления (ДАД) и температуры воздуха (ДТВ). Это новаторское решение обеспечило более полный контроль над топливовоздушной смесью и наконец-то устранило хроническую болячку, связанную с “плавающими” оборотами на холостом ходу.

В конструкции силовой установки ВАЗ 21129 1.6 были произведены серьезные изменения в плане подвески двигателя, который в отличие от предшествующих серий стали устанавливать на подрамник. Кроме того, ощутимым изменениям подвергли впускную/выпускную системы, благодаря которым у отечественного атмосферного силового агрегата снизилась шумность в процессе работы, уменьшился расход топлива и сократился объем токсичных выбросов.

Что касается второго штатного отечественного двигателя серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра (в народе известный, как “179-й мотор”), то он разрабатывался российскими инженерами специально для двух моделей — Лада Веста и Лада ХРей. За базу при разработке данного движка был взят мотор серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра, от которого специалисты решили позаимствовать чугунный блок цилиндров. Однако на этом, сходство двух 16-ти клапанных двс не заканчивается. Силовой агрегат серии ВАЗ 21179, устанавливаемый под капот Lada Xray ощутимо отличается от других вазовских движков. Так, например, в конструкции двигателя было решено использовать новую дроссельную заслонку, лишенную механического привода, а ГБЦ (головку блока цилиндров) оснастили импортными клапанами с облегченной конструкцией от фирмы Mahle, а еще установили систему фаз газораспределения VVT с одним фазовращателем, который разместился на впуске. Кроме того, к регулятору фаз газораспределения были подведены дополнительные маслоканалы.

Справочно заметим, что за счет увеличения рабочего хода поршней, вазовским инженерам удалось нарастить конечный объем цилиндров двигателя серии ВАЗ 21179 до 1774 кубических сантиметров. Коленчатый вал у данного “атмосферника” обладает увеличенным радиусом кривошипно-шатунного механизма, а входные каналы коллектора, разработанные российской компанией ЭкоАльянс, характеризуется увеличенными диаметрами (до 39 миллиметров). Лямбда-зонд разрабатывался концерном Bosch, а кислородный насос произведен южнокорейской компанией GMB. Кстати эта южнокорейская компания поставляет для данного масляный насос, который отличается увеличенной производительностью.

Облегченные детали шатунно-поршневой группы для мотора серии ВАЗ 21179 были разработаны американской компанией Federal Mogul, а немецкий концерн INA осуществляет поставки на завод АвтоВАЗ автоматов натяжения и комплекта роликов, которые предназначены для приводного зубчатого ремня от бренда Contitech. Кстати, компания Contitech также поставляет на вазовский завод топливную рампу, форсунки которой славятся высокой производительностью. Справочно заметим, что индивидуальные настройки распыления горючего, немецкими инженерами специально подгонялись под работу мотора ВАЗ 21179 1.8 с учетом его дальнейшей установки на Lada Xray.

Что касается опционального импортного силового агрегата от альянса RenaultNissan серии H4M объемом 1.6 литра (является братом-близнецом ниссановской серии HR16DE), то он производится уже довольно давно и успешно ставится под капот многих японских и французских автомобилей, на примере, Ниссан Кашкай, Ниссан Тиида, Ниссан Ноут, Рено Аркана, а также Рено Каптюр. Кроме того, этим движком, правда отечественной сборки (серия H4Mk), также оснащается новая Лада Веста.

Атмосферный двигатель H4M характеризуется несколькими важными особенностями. К первой из них относят сниженную мощность. Так, например, если мощность всех версий данного двс варьируется от 114 до 118 лошадиных сил, то в случае с Лада ХРей, инженеры решили дефорсировать данную силовую установку до 110 лошадиных сил, а сделано это было с целью адаптации мотора под российские реалии. Ко второй конструктивной особенности можно отнести отсутствие привычного для многих владельцев автомобилей Лада приводного зубчатого ремня, его функции в двигателе H4M 1.6 выполняет цепь ГРМ, которая ощутимо повысила надежность двс, ведь она почти никогда не рвется, а вытягивается довольно нескоро. К третьей конструктивной особенности данного движка можно назвать отсутствие гидрокомпенсаторов, вместо которых стоят стандартные регулируемые клапана (справочно: регулировка тепловых зазоров клапанов осуществляется каждые 90 тысяч километров пробега путем подбора толкателя). К прочим конструктивным особенностям двигателя серии H4M можно отнести использование системы изменения газораспределительных фаз с одним фазовращателем, который устанавливается на впускном распределительном валу, а также наличие пары топливных форсунок, рассчитанных на каждый цилиндр и применение электронно управляемого дросселя.

Перед установкой силового агрегата серии H4M под капот Lada Xray, движок подвергли небольшой модернизации, после которой снизились показатели трения деталей газораспределения и шатунно-поршневой группы. Снижение трения компонентов было достигнуто за счет механической обработки коленчатого вала и использования специального покрытия на основе фтора, которое было нанесено на направляющую цепь (полировка была доведена до зеркального состояния). Кроме того, после модернизации, у импортного движка были уменьшены топливные и насосные потери на холостых оборотах.

Справочно заметим, что двигатель серии H4M зарубежной сборки, устанавливался под капот только Лада ХРей в кузове пятидверный хэтчбек. В свою очередь, моторный отсек вседорожной версии модели Лада ХРей Кросс, комплектуется клонированной разновидностью серии H4M/HR16DE H4Mk, которую с июля 2015 года успешно собирают на заводе АвтоВАЗ в Тольятти.

Есть ли масложор в двигателе Лада ХРей (Lada Xray) ВАЗ 21179 1.8 MPI 122 л.с?

Как можем видеть, даже несмотря на российскую разработку двигателей ВАЗ 21129 1.6 и ВАЗ 21179 1.8, довольно значительная доля комплектующих является импортной. К примеру, на 1 февраля 2022 года, около 45% компонентов отечественных моторов закупалось у иностранных производителей. В свою очередь заметим, что рассмотренные в статье силовые агрегаты считаются современными и в полной мере отвечают нынешним техническим критериям, предъявляемым к подобным движкам, устанавливаемым под капот автомобилей “B” – класса, к которому по праву относится компактный пятидверный хэтчбек Lada Xray.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!