Шкода Фабия (Skoda Fabia) MK1/MK2/MK3 1999-2022: характеристики, двигатели, трансмиссии, расход и ресурс

В статье рассмотрены все поколения Шкода Фабия (Skoda Fabia) 1999 – 2022 модельных годов в кузове 6Y/5J/NJ (первая — Mk1, вторая — Mk2, третья — Mk3 генерации) и кратко рассказано о технических характеристиках, штатных двигателях, трансмиссиях, расходе топлива и предельном ресурсе, которым обладает компактная чешская модель компании Skoda.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР LADA LARGUS 2023 С ДВС ВАЗ 11182 1.6 MPI 90 Л.С

ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ШКОДА ФАБИЯ: КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИИ

Первое поколение модели 6Y/MK1 (годы выпуска: 19992004)

Дизайн у первого поколения Шкода Фабия был весьма и весьма спорный. Автомобиль не выглядит хищно, правда, и не развивает космическую скорость, поэтому дизайн с точностью описывает эксплуатационные показатели. Модель выпускалась в трех типах кузова: хэтчбек, седан и универсал. Салон у Skoda Fabia можно назвать вполне удобным и функциональным. В отделочных материалах салона заметна экономия, хотя по большому счету интерьер модели доставляет положительные впечатления. На российском рынке Шкода Фабия в начале 2000-х годов входила в список самых популярных вариантов для покупки среди бюджетных иномарок.

На данного представителя чешского автопрома устанавливалось первоначально 12 типов двигателей. Самый слабый имел объем 1.0 литр (заводские серии движка AQV, ATY, ARV), который выдавал 50 лошадиных сил. Откровенно говоря, мотора не хватало даже для этой, казалось бы, легкой машинки. Бензиновые версии также включали 8-ми клапанные силовые агрегаты 1.4 MPI 8v (заводские серии AUA/BBY/BKY) мощностью 68 лошадиных сил чешской разработки и 16-ти клапанные бензомоторы 1.4 MPI 16v (заводская серия AMF) мощностью 75/101 лошадиных сил немецкой разработки концерна Volkswagen. Если говорить о возможностях выбора, то эти движки считаются самыми распространенными вариантами на вторичном рынке и наименее прихотливые в процессе эксплуатации. Наиболее мощным среди бензиновых моторов является 16-ти клапанный 2.0-х литровый движок серии ATF, который развивал мощность в 115/120 лошадиных сил. Дизельные агрегаты были представлены двумя версиями силовых агрегатов: 1.9 SDI (заводская серия ASY) мощностью 64 лошадиных сил и 1.9 TDI (заводская серия ATD/AXR) мощностью 100 лошадиных сил. Все бензиновые моторы были атмосферные, а дизельные турбированные.

На всех версиях автомобиля (в кузове хэтчбек, седан, универсал) устанавливались исключительно 5-ти ступенчатые механические коробки переключения передач (5-МКПП), кроме одной версии, оснащенной мотором объемом 1.4 литра мощностью 75 лошадиных сил, которая комплектовалась 4-х скоростной “механикой” (4-МКПП). Подвеска у автомобиля является независимой спереди со стойками МакФерсон и полузависимой сзади со скручиваемой торсионной балкой. Тормоза: спереди – дисковые, сзади (в зависимости от вида комплектации) — барабанные или дисковые.

Первое поколение модели после рестайлинга 6Y/MK1 (годы выпуска: 20042007)

В августе 2004 года чешский автопроизводитель, концерн Skoda, решил осуществить рестайлинг своей самой компактной модели. Революционных изменений внесено не было. В салоне существенно ничего не изменилось, как собственно и внешне. Из внешних изменений можно выделить лишь слегка модифицированную переднюю часть кузова, где появилась обновленная фальшрадиаторная решетка, модифицированный бампер и противотуманки. Кроме того, Шкода Фабия обзавелась новыми колесными дисками, а комбинированные задние фонари получили более стильный дизайн с объединенными прозрачными секциями заднего хода и поворотников.

После рестайлинга модель также получила некоторые технические изменения. Так, например, в линейке моторов появилось два новый трехцилиндровых двигателя: бензиновый двс объемом 1.2 литра на 16 клапанов и турбодизельный силовой агрегат объемом 1.4 литра на 8 клапанов. Новый бензиновый движок объемом 1.2 литра серии AZQ/BME с распределенным впрыском MPI может похвастать мощностью в 64 лошадиных силы. Новый 8-ми клапанный турбодизель 1.4 TDI обзавелся мощностью 75 лошадиных сил и по отзывам автовладельцев является самым экономичным движком в линейке.

Для справки заметим, что проверенный временем малолитражный мотор объемом 1.2 литра заводской серии AUA/BBY/BKY с многоточечным впрыском MPI мощностью 75 лошадиных сил был слегка модернизирован в плане экономичности, правда потерял очки в надежности. Из предлагаемых покупателю комплектаций была убрана версия с самым слабым мотором объемом 1.0 литр (заводская серия движка AQV/ATY/ARV). Спрос на эту версию был невелик, потому что вряд ли динамика в 20.0 секунд до 100 километров в час устроит, пусть, даже самого спокойного и медленного водителя. Что касается подвески и трансмиссий, то по этой части у рестайлинговой версии модели практически не произошло никаких изменений, в строю остались два типа “механики”, независимая подвеска спереди и торсионная балка сзади. Из новшеств по части трансмиссии можно выделить появление 4-х диапазонной автоматической коробки передач гидротрансформаторного типа, которая по отзывам автовладельцев, не выделялась надежностью и долговечностью.

Второе поколение модели 5J/MK2 (годы выпуска: 20072010)

В марте 2007 года на европейский рынок официально вышло второе по счету поколение Шкода Фабия, причем это не очередной рестайлинг, а полноценная вторая генерация. Дизайн заметно изменился, как внутри, так и снаружи. Автомобиль стал намного более стильным и современным. В салоне начали использовать более дорогие и качественные материалы. В целом, произошел на лицо заметный прогресс. Как мы помним, Skoda Fabia первого поколения продавалась в трех типах кузова, у второй генерации осталось только два: пятидверный хэтчбек и универсал (он же Combi). Седан перестали производить, так как спрос на этот тип кузова не удовлетворял запросы руководства чешской компании.

Что касается силовых агрегатов, то базовые комплектации Шкода Фабия 2007-2010 модельных годов оснащались трех цилиндровыми бензиновыми моторами 1.2 MPI на 6 клапанов (6v) серии BBM/CHFA мощностью в 60 лошадиных сил. Предлагалась также чуть более мощная версия этого движка с 12-ю клапанами заводской серии BZG/CGPA мощностью 70 лошадиных сил. Как отмечают специалисты, версии автомобиля, оснащенные трехцилиндровыми силовыми установками объемом 1.2 литра – это не лучший вариант для покупки подержанного “чеха”. К хронически болячкам этого маломощного движка относят чрезмерную вибрацию, глубокое залегание поршневых колец (результат – прогрессирующий масложор), малый ресурс цепи ГРМ (в связи с повышенной нагрузкой из-за наличия привода балансирного вала). Наиболее оптимальным вариантом для покупки с точки зрения практичности, неприхотливости и надежности считаются четырех цилиндровые бензиновые моторы 1.4 MPI серии BXW/CGGB мощностью 86 лошадиных сил и 1.6 MPI серии BTS (считается старшим братом серии CFNA) мощностью в 105 лошадиных сил. Из моторной линейки была убрана комплектация с 2.0-х литровым бензиновым двигателем серии ATF, которым оснащалась первая генерация модели.

Оптимальными же характеристиками прославились именно дизельные версии моторов. Так, например, трех цилиндровые движки 1.4 TDI серии BNM/BMS предлагались в модификациях с мощностью 70/80 лошадиных сил соответственно, при этом более мощная версия двс, в виде дополнительной опции, комплектовалась сажевым фильтром DPF, который также предлагался и для самого мощного турбодизеля 1.9 TDI серии BLS/BSW мощностью 105 лошадиных сил. Стоит сказать, что динамика у чешского автомобиля, укомплектованного турбодизелями заметно улучшилась по сравнению с первым поколением модели.

Что касается трансмиссий, то младшие бензиновые и все дизельные версии модели оснащались лишь 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач (5-МКПП). А вот более мощные версии модели с силовым агрегатом 1.6 MPI могли быть укомплектованы не только 5-ти скоростной “механикой”, но и 6-ти диапазонным “гидроавтоматом”.

Подвеска на всех версиях модели независимая пружинная — спереди и полунезависимая с торсионной балкой — сзади. Тормозная система также различается. В самых дешевых комплектациях спереди устанавливались – дисковые механизмы, а сзади – барабанные Дорогие варианты исполнения спереди и сзади комплектовались дисковыми тормозами. Что касается безопасности, то модель второго поколения наконец-то получила четыре звезды безопасности по EuroNCAP. Стоит сказать, что для столь небольших размеров автомобиля, результаты краш-тестов просто великолепные.

Второе поколение модели после рестайлинга 5J/MK2 (годы выпуска: 20072010)

В марте 2010 года чешский автопроизводитель подверг свою компактную модель Шкода Фабия второго поколения плановому рестайлингу. Автомобиль, как и прежде остался в двух типах кузова – универсал и пятидверный хэтчбек. Революционных изменений разработчики не предприняли. Изменения коснулись лишь дизайна передних/задних фар, бамперов и фальшрадиаторной решетки. Лёгкому обновлению подвергли салон, в котором незначительно улучшили отделку и установили новую систему управления климатом Climatronic. Немного изменился дизайнерский рисунок литых дисков и добавились новые кузовные цвета.

Моторная гамма, у компактного “чеха” осталась довольно насыщенной.  После рестайлинга, во главу угла производитель поставил скоростные показатели автомобиля, в связи с чем было решено выпустить на рынок “заряженную” версию RS с двигателем 1.4 TSI серии CTHE мощностью 180 лошадиных сил, который совместили с 7-ми ступенчатой роботизированной трансмиссией DSG. Форсированный движок в паре с “роботом” разгоняют Шкода Фабия в кузове универсал до 225 км/ч, а от нуля до “сотни” машина разгоняется всего за 7,3 секунды.

Стандартные европейские версии модели после обновления оснастили абсолютно новым четырех цилиндровым 16-ти клапанным турбомотором 1.2 TSI серии CBZB мощностью 105 лошадиных сил, который сочетался с 5-ти ступенчатой “механикой” (5-МКПП) или 7-ми диапазонной роботизированной трансмиссией DSG (7-РКПП). У двигателя 1.2 TSI также появилась менее мощная модификация с отдачей на 86 лошадиных сил, предназначенная для базовых комплектаций, которой присвоили заводскую серию CBZA. После рестайлинга у модели остались в распоряжении уже знакомые многим автомобилистам бензиновые трех цилиндровые силовые установки 1.2 HTP с индексом CHFA мощностью 60 лошадиных сил и серия CHTA мощностью 70 лошадиных сил.

После обновления, особенно заметным стал приоритет турбодизельных версий модели. Так, например, была представлена версия автомобиля с новым трех цилиндровым турбодизельным мотором 1.2 TDI серии CFWA мощностью 75 лошадиных сил, который оснастили клапанным приводом DOHC и топливной аппаратурой Common Rail от Bosch с непосредственным впрыском (двс соответствовал эконорме ЕВРО-5). Этот турбодизель в виде опции комплектовался системой “Start/Stop”, а также механизмом рекуперации тормозной энергии и функцией, которая подсказывает водителю, на какой передаче наиболее экономично передвигаться в данный момент времени с учетом дорожных условий. Кроме того, после рестайлинга, в моторном отсеке Шкода Фабия можно было встретить новые турбодизельные 16-ти клапанные четырех цилиндровые моторы 1.6 TDI (клапанный привод — DOHC, топливная аппаратура — Common Rail), которые выпускались в трех вариантах исполнения (движки отличались лишь выдаваемой мощностью). Самой маломощной такой версией стала серия CAYA с отдачей в 75 лошадиных сил. Средней по мощности стала серия CAYB мощностью 90 лошадиных сил. Самой мощной версией двигателя 1.6 TDI была серия CAYC мощностью 105 лошадиных сил. 

На российском рынке после рестайлинга чешской модели в строю остались следующие силовые агрегаты: трех цилиндровый 1.2 MPI серии CBZB мощностью 70 лошадиных сил; четырех цилиндровый 1.4 MPI серии CGGB с отдачей 86 лошадиных сил и самый популярный в линейке — четырех цилиндровый 1.6 MPI серии CFNA мощностью 105 лошадиных сил.

Что касается трансмиссий, то все младшие версии моторов работали в паре только с 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач (5-МКПП). Модификации двигателей объемом 1.6 литра могли функционировать, как с 5-ти скоростной “механикой”, так и 6-ти диапазонным “автоматом”. 

Ходовая часть у модели после обновления изменилась лишь частично. Так, например, спереди установлены независимые стойки стабилизатора с типом действия МакФерсон, а сзади по-прежнему располагается полунезависимая подвеска с балкой, однако уже не торсионного, а пружинного вида. Подвеска у Шкода Фабия после обновления стала более жесткой, но при этом она осталась вполне энергоемкой. 

Для справки заметим, что с целью оптимизации стоимости автомобиля, чешский производитель решил устанавливать абсолютно на все версии обновлённой модели барабанные тормоза сзади. Стоит также отметить, что после рестайлинга, вседорожную версию с пакетом “Scout” стали производить лишь в кузове хэтчбек.

Третье поколение модели (до и после рестайлинга) – NJ/MK3 (годы выпуска: 20142022)

Сегодняшнее поколение Skoda Fabia, представленное публике в сентябре 2014 года, значительно отличается от своих предшественников. Третье поколение построено на модернизированной платформе второй генерации “B” – класса, которое именуется VisionC. Новое поколение стало легче по массе, обрело расширенную гамму бензиновых и дизельных моторов, а также получило систему MirrorLink, которая позволяет синхронизировать смартфон со штатной системой мультимедиа. Дизайн Шкода Фабия третьего поколения остался узнаваемым, хотя в оформлении кузова появилось больше острых граней, а ряд элементов выполнен в стиле моделей Рапид, Октавия и Суперб последних генераций.

В третьем поколении применяется высокотехнологичная диодная оптика. Дизайн автомобиля в целом пусть и без кардинальных изменений, но, глядя на современный кузов, создается впечатление общей законченности. По результатам опросов европейских автомобилистов, третье поколение обладает современным и удачным дизайном, которого нет у конкурентов сегмента.

От предшествующего, второго поколения, новая генерация в кузове пятидверный хэтчбек отличается не только внешне, но и габаритами. Компактная модель стала на 8 миллиметров короче, на 30 миллилитров ниже и на 90 миллиметров шире (общие габариты следующие: длина — 3992 миллилитров, высота — 1467 миллилитров и ширина — 1732 миллилитров). Колесная база автомобиля увеличилась на 5 миллилитров и составляет 2470 миллилитров. Клиренс (дорожный просвет) равен 135 миллилитрам. Объем багажника составляет 330 литров (стал больше на 15 литров по сравнению с предшественником), а при сложенных спинках второго ряда сидений, полезное грузовое пространство увеличивается до 1150 литров. Модернизация платформы и использование облегчённых материалов позволило снизить снаряжённую массу модели в базовом варианте исполнения до 980 килограмм, что на 40 килограмм меньше, чем у предшествующего поколения.

Моторная гамма Шкода Фабия третьего поколения, предназначенная для европейского рынка, включает, как бензиновые, так и дизельные моторы. На выбор покупателей предлагается трёх цилиндровые и четырех цилиндровые бензиновые двигатели 1.0 MPI, 1.6 MPI и 1.2 TSI, мощностью от 60 до 110 лошадиных сил. Гамма дизельных силовых агрегатов представлена трех цилиндровыми установками TDI объемом 1.4 литра мощностью от 75 до 105 лошадиных сил. Все моторы соответствуют экологической норме EURO-6 и работают в компании с 5-ти или 6-ти ступенчатой механической трансмиссией, а также 6-ти диапазонным “гидроавтоматом” или 7-ми скоростным “роботом” DSG.

Список движков, которыми оснащается Skoda Fabia третьей генерации:

1.0 MPI серии CHYA мощностью 60 лошадиных сил (крутящий момент — 95 Ньютон на метр). В комбинированном формате данный мотор потребляет 4,7 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость — 160 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 15,7 секунды. Заявленный ресурс двс – 190 тысяч километров пробега.

1.0 MPI серии CHYB мощностью 75/95 лошадиных сил (крутящий момент – 95/115 Ньютон на метр). В комбинированном цикле данный мотор потребляет 4,8 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость – 172/175 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 14,7 секунды. Заявленный ресурс двс – 200 тысяч километров пробега.

1.2 TSI серии CJZC мощностью 90 лошадиных сил (крутящий момент — 160 Ньютон на метр). В смешанном цикле данный мотор расходует 4,7 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость — 182 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 10,9 секунды. Заявленный ресурс двс – 225 тысяч километров пробега.

1.2 TSI серии CJZD мощностью 110 лошадиных сил (крутящий момент — 175 Ньютон на метр). В смешанном цикле данный мотор расходует 4,8 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость — 196 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 9,4 секунды. Заявленный ресурс двс – 220 тысяч километров пробега.

1.6 MPI серии CVWA мощностью 110 лошадиных сил (крутящий момент — 155 Ньютон на метр). В смешанном цикле данный мотор расходует 5,8 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость — 190 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 10,4 секунды. Заявленный ресурс двс – 250 тысяч километров пробега.

1.4 TDI серии CUSB мощностью 90 лошадиных сил (крутящий момент — 230 Ньютон на метр). В смешанном формате данный мотор расходует 3,6 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость — 182 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 11,1 секунды. Заявленный ресурс двс – 270 тысяч километров пробега.

1.4 TDI серии CUTA мощностью 105 лошадиных сил (крутящий момент — 250 Ньютон на метр). В смешанном формате данный мотор расходует 3,7 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость — 190 км/ч. Время разгона от 0 до 100 км/ч — 10,4 секунды. Заявленный ресурс двс – 280 тысяч километров пробега.

Как видим, чехам удалось добиться феноменальной экономичности дизельных силовых агрегатов. В городе самая мощная версия турбодизеля объемом 1.4 литра расходует не более 6.0 литров дизтоплива на 100 километров пути. Для сравнения, схожая версия, но только в предыдущем кузове, потребляла 7.0 литров горючего в городских условиях эксплуатации.

Что касается ходовой части, то подвеска Skoda Fabia третьей генерации революционных изменений не претерпела. Передняя подвеска у модели, как и прежде является независимой со стойками McPherson, задняя – полузависимая, базируется на торсионной балке. Стоит сказать, что с появлением третьего поколения, была возвращена возможность покупки автомобиля с дисковыми тормозами, как на передних, так и на задних колесах. В наиболее дешевых комплектациях сзади устанавливаются “барабаны”.

Для третьей генерации хэтчбека Шкода Фабия предусмотрены три основных варианта исполнения: Active, Ambition и Style. В список базовой комплектации Active входят: 14-ти дюймовые стальные диски, механизмы ABS/ESC, боковые зеркала с электроприводом и подогревом, электростеклоподъемники спереди, две подушки безопасности (для водителя и переднего пассажира), а также система Easy Start, которая позволяет открывать/закрывать двери машины и дистанционно запускать мотор. В целом, автомобиль стал гораздо безопасной, в сравнении с предшественниками, благодаря чему вполне заслуженно была награждена пятью звездами по EuroNCAP.

Стоит ли покупать подержанную Шкода Фабия (второго поколения) с пробегом?

В заключении отметим, что последнее, третье по счету поколение Шкода Фабия является достойным преемником чешкой модели, которая с момента старта продаж в 1999 году разошлась по планете тиражом четыре миллиона экземпляров. Третья генерация модели может похвастать современным дизайном, богатым набором систем пассивной/активной безопасности, экономичными силовыми агрегатами и добротной шумоизоляцией салона. Таким образом, Skoda Fabia – это предельно надежный и совершенно неприхотливый в процессе эксплуатации автомобиль компактного класса.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!