В обзоре будет рассказано о дизельном двигателе Киа Пиканто (Kia Picanto), Киа Рио (Kia Rio), Хендай Ай 10 (Hyundai i10) и Хендай Ай 20 (Hyundai i20) – D3FA 1.1 CRDi 12v мощностью 75 лошадиных сил. Из статьи вы узнаете насколько надёжен, какой конструкцией, строением, отличительными особенностями, техническими характеристиками, реальным расходом топлива, хроническими болячками, распространенными поломками, сервисными интервалами техобслуживания, заявленным/фактическим ресурсом, плюсами и минусами славится южнокорейский малолитражный турбодизель.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ KIA MOHAVE – D6EA 3.0 CRDI V6 250 Л.С
Турбированный дизельный 12-ти клапанный силовой агрегат объемом 1.1 литра с заводским индексом D3FA, он же 1.1 CRDi, разработанный специалистами компании Hyundai, впервые дебютировал на мировой арене в начале 2005 года. Дизельный мотор был официально продемонстрирован на международном Парижском автосалоне в марте 2005 года под видом штатного движка Kia Picanto первого поколения в кузове SA. Рассматриваемый южнокорейский турбодизель производили с 2005 по 2019 годы на дочернем предприятии компании Hyundai в Жилине (Словакия) и устанавливали под капот только компактных переднеприводных моделей бренда Kia/Hyundai, на примере, Хендай Ай 10, Хендай Ай 20, Киа Рио и Киа Пиканто. Справочно заметим, что на рынок поставлялось две версии трёхцилиндрового турбированого дизеля D3FA 1.1 CRDi: модификация первого поколения U I (адаптированная под экологические норму Euro-4) и модификация второго поколения U II (адаптированная под экологические стандарты Euro-5). При этом характеристики обеих версий турбодизеля практически ничем не отличаются.
В дизельную линейку “U I/U II Smartstream D” кроме рассматриваемого мотора также входят следующие серии двс: D4FE 1.6 CRDi, D4FC 1.4 CRDi, D4FB 1.6 CRDi, D4FA 1.5 CRDi и D4FD 1.7 CRDi.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБОДИЗЕЛЯ D3FA 1.1 CRDI
Как было отмечено выше, официальный дебют 12-ти клапанного турбодизеля серии D3FA объемом 1.1 литр состоялся в начале 2005 года на модели Kia Picanto, предназначенного для европейского рынка.
Дизельный силовой агрегат D3FA 1.1 CRDi является уменьшенной копией четырёхцилиндрового двигателя с индексом D4FA объемом 1.5 литра, которым штатно оснащались Hyundai Getz и Kia Cerato. Обозреваемый турбодизель серии D3FA построен на базе рядного чугунного трехцилиндрового блока с балансирными валами в поддоне и алюминиевой 12-ти клапанной ГБЦ с гидрокомпенсаторами. Впускной коллектор движка выделялся наличием вихревых заслонок. Система газораспределения данного двигателя комплектовалась приводной цепью ГРМ, а система турбонаддува оснащалась турбокомпрессором с изменяемой геометрией лопаток серии GT1544V от компании Garrett.
Южнокорейский двигатель первого поколения (годы выпуска: с 2005 по 2011 годы) базировался на топливной аппаратуре Common Rail (CRS2) от компании Bosch (максимальное давление в системе: до 1600 бар). Все эти конструктивные особенности позволили корейскому турбодизелю вписаться в строгие экологические нормы Euro-4.
Обзор двигателя Hyundai Palisade – G6DC 3.5 MPI V6 24v 249 л.с, вы найдете здесь.
Первое поколение дизельных двигателей серии D3FA моторной линейки “U I” окончательно сняли с производства в начале 2011 году и почти сразу же южнокорейский автоконцерн Киа/Хендай выпустил на рынок второе поколение силовых агрегатов D3FA 1.1 CRDi обновленной моторной линейки “U II”, которые стали соответствовать еще более строгим экологическим нормам Euro-5.
Второе поколение турбодизеля серии D3FA линейки “U II” обзавелось следующими конструктивными изменениями:
– степень сжатия была уменьшена с 17.8 до 16.0 бар;
– максимальное рабочее давление в топливной системе Common Rail от Bosch возросло до 1800 бар;
– был установлен новый турбокомпрессор без изменяемой геометрии лопаток серии TD025S2 от MHI, который оснастили перепускным клапаном.
– В виде опции турбодизель второго поколения мог оснащаться фирменной функцией ISG (система кнопочного запуска/глушения двигателя, в народе известная, как Start/Stop).
Характеристики двс D3FA 1.1 CRDI (первое поколение – линейка U I (2005 – 2011 годы))
Тип двс | дизельный, турбонаддувной |
Особенности конструкции | рядный чугунный трехцилиндровый блок (в поддоне установлен блок балансирных валов) и двенадцати клапанная алюминиевая ГБЦ с гидрокомпенсаторами |
Газораспределительный механизм (привод клапанов) | DOHC 12v (два распредвала верхнего расположения на двенадцать клапанов) |
Количество цилиндров | три (располагаются рядной по схеме “R4”) |
Количество клапанов | двенадцать, 12v (четыре клапана на цилиндр) |
Общий объем цилиндров | 1120 см³ |
Диаметр цилиндра | 75.0 миллиметров |
Рабочий ход поршня | 84.5 миллиметра |
Система питания топливом | топливная аппаратура Bosch Common Rail с ТНВД (тип впрыска – прямой, функционирующий по технологии CRDi (Common Rail Direct)) |
Максимальная мощность | 75 лошадиных сил/55 кВт (при 4 000 об/мин) |
Максимальный крутящий момент | 153 ньютон на метр (при 2 750 об/мин) |
Степень сжатия | 17.8 бар |
Гидрокомпенсаторы | установлены (клапанные зазоры регулируются автоматически) |
Тип привода газораспределительной системы | цепь ГРМ роликового типа с натяжителями |
Механизм фазорегуляции ГРМ (регулятор фаз газораспределения) | не установлена |
Система турбонаддува | турбокомпрессор GT1544V от Garrett с изменяемой геометрией лопаток |
Залитое масло (объем, класс вязкости и марка) | 5.70 литра, 0W-30/5W-30 (синтетика, бренд Motul/Castrol/Shell) |
Допустимый расход смазки на тысячу километров пути | до 120 грамм |
Тип используемого горючего | дизель ДТ (дизельное топливо) |
Экологический класс | Euro-4d |
Вес по каталогу (с навесными агрегатами) | 140.4 килограмма |
Место расположения номера | сбоку, на стыке мотора с коробкой передач |
Заявленный срок службы | 200-220 тысяч километров пробега |
Характеристики двс D3FA 1.1 CRDI (второе поколение – линейка U II (2011 – 2020 годы))
Тип силовой установки | дизельная, с турбонаддувом |
Особенности строения | чугунный рядный трехцилиндровый блок с балансирными валами в поддоне и алюминиевая двенадцати клапанная ГБЦ с гидрокомпенсаторами |
Газораспределительная система (привод клапанов) | DOHC 12v (два верхних распределительных вала на двенадцать клапанов) |
Количество цилиндров | три (расположены в рядном формате “R4”) |
Количество клапанов | двенадцать, 12v (по четыре клапана на каждый цилиндр) |
Общий объем цилиндров | 1120 см³ |
Диаметр цилиндра | 75.0 миллиметров |
Рабочий ход поршня | 84.5 миллиметра |
Система питания топливом | топливная аппаратура Bosch Common Rail System (Generation II) с ТНВД (тип впрыска – непосредственный, работающий по технологии CRDi (Common Rail Direct)) |
Максимальная мощность | 75 лошадиных сил/55 кВт (при 4 000 об/мин) |
Максимальный крутящий момент | 170/180 ньютон на метр (при 1 750/2 500 об/мин) |
Степень сжатия | 16.0 бар |
Гидрокомпенсаторы | установлены (тепловые зазоры клапанов настраиваются в автоматическом режиме) |
Тип привода ГРМ | роликовая цепь с натяжителями |
Система фазорегуляции газораспределения (регулятор фаз ГРМ) | не предусмотрена |
Система турбонаддува | турбина MHI TD025S2 без изменяемой геометрии лопаток |
Залитое масло (объем, класс вязкости и марка) | 5.70 литра, 0W-30/5W-30 (синтетическое, Castrol/Motul/Shell) |
Допустимый расход масла на одну тысячу километров пробега | до 150 грамм |
Тип применяемого горючего | дизель ДТ (дизельное топливо) |
Экологическая группа | Euro-5d |
Масса по каталогу (с навесным оборудованием) | 141.0 килограмм |
Место расположения номера | сбоку, на стыке двс с трансмиссией |
Заявленный ресурс работы | 200-210 тысяч километров пробега |
РАСХОД ГОРЮЧЕГО ТУРБИРОВАННЫМ ДИЗЕЛЕМ U I/U II – D3FA 1.1 CRDI
Реальный расход топлива турбодизельным мотором D3FA 1.1 CRDi 75 л.с, на примере, переднеприводного (2WD) компактного хэтчбека Kia Rio 2016 года выпуска в кузове UB (модель для европейского рынка), функционирующим в компании с 6-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач (6-МКПП) составляет:
Цикл передвижения | Расход топлива |
---|---|
В городе | 4.7 литра |
На трассе | 3.6 литра |
Смешанный (в городе/на трассе) | 4.0 литра |
АВТОМОБИЛИ, КОТОРЫЕ ОСНАЩАЛИ ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИЖКОМ D3FA 1.1 CRDI
Модели марки Hyundai:
i10 (первая генерация, кузовная марка PA) | годы выпуска: 2008 – 2014 |
i10 (вторая генерация, кузовная марка IA) | годы выпуска: 2013 – 2019 |
i20 (первая генерация, кузовная марка PB) | годы выпуска: 2012 – 2014 |
i20 (вторая генерация, кузовная марка GB) | годы выпуска: 2014 – 2018 |
Модели бренда Kia:
Picanto (первая генерация, кузовная марка SA) | годы выпуска: 2005 – 2008 |
Rio (третья генерация, кузовная марка UB) | годы выпуска: 2011 – 2017 |
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДВИГАТЕЛЯ D3FA 1.1 CRDI (ОТЗЫВЫ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ)
Достоинства малолитражного южнокорейского турбодизеля:
– В голове блока цилиндров установлены гидрокомпенсаторы, которые освободили руки автовладельца от периодической регулировки тепловых зазоров клапанов.
– На российской вторичке корейский турбодизель стоит недорого, хотя найти в продаже донора совсем непросто, ведь мотор был предназначен для европейского рынка.
– При должном и своевременном уходе, рассматриваемый двигатель может без проблем работать до 300-350 тысяч километров пробега.
– Установлена предельно надёжная топливная аппаратура Коммон Рейл второго поколения от компании Bosch.
Недостатки малолитражного южнокорейского турбодизеля:
– Достаточно малым сроком службы характеризуется штатная роликовая цепь ГРМ.
– На отечественном рынке, автомобилей с обозреваемым турбодизелем не так много, поэтому быстро найти необходимые запчасти навряд ли получится.
– Впускной коллектор довольно быстро зарастает нагаром.
– Южнокорейский турбодизель славится жором масла, который возникает из-за ускоренного износа мембраны вентиляции картерный газов (ВКГ).
ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЯЧКИ И ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗЕЛЬНОГО МОТОРА D3FA 1.1 CRDI
1. Капризный регулятор давления топлива. В целом, штатная система питания топливом Common Rail от Bosch считается предельно надежной и серьезной головной боли автовладельцам она не приносит. Однако, по мнению автомехаников, в этой системе, ближе к 100-120 тысячам километров пробега имеет свойство выходить их строя регулятор давления топлива. Главной причиной этому служит ускоренный износ компонента топливной системы.
2. Малый ресурс цепи ГРМ. Привод системы газораспределения у обозреваемого южнокорейского турбодизеля состоит из пары роликовых цепей с натяжителями, срок службы которых не превышает 100-130 тысяч километров пробега, а при их перескоке поршни неминуемо гнут клапана.
3. Повышенный расход масла. Силовые агрегаты первого поколения (U I) характеризуются повышенным расходом масла по причине лопнувшей мембраны вентиляции картерный газов (ВКГ). В рабочем состоянии мембрана отделяет масло от картерных газов и не позволяет ему проникать во впуск. Исходя из статистики, мембрана ВКГ зачастую лопается ближе 140-170 тысячам километров пробега, после чего начинается умеренный масложор плавно перетекающий в прогрессирующий.
4. Быстро засоряется впускной коллектор. Основную же головную боль владельцам корейских автомобилей, оснащенных рассматриваемым турбодизелем доставляет впускной коллектор с типовыми заслонками SWV (Swirl Control Valve), который ускоренно обрастает нагаром и требует профессиональной чистки каждые 50-60 тысяч километров пробега, также как и клапан EGR.
5. Мелкие хронические болячки. К мелким хроническим болячкам южнокорейского турбодизеля многие автомеханики относят:
– быстрый выход из строя датчика положения коленчатого вала (некоторые владельцы оживляют его при помощи очистки);
– регулярные течи смазки из-под крышки клапанов;
– дизеление и повышенная вибрация на холостых оборотах.
ИНТЕРВАЛЫ РЕГЛАМЕНТНОГО МЕЖСЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЯ D3FA 1.1 CRDI
ПЕРИОДИЧНОСТЬ МАСЛОСЕРВИСА
Интервалы замены масла | 1 раз в 15 тысяч километров пробега |
Объем смазки в системе | 5.70 литра |
Нужный объем масла для замены | около 5.20 литра |
Необходимое масло для замены | синтетическое (SAE 0W-30/SAE 5W-30, в соответствии с допусками производителя) |
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Тип привода системы газораспределения | роликовая цепь ГРМ |
Заявленный срок службы привода ГРМ | не ограничен |
Фактический ресурс работы привода ГРМ | 100-130 тысяч километров пробега |
При обрыве/перескоке привода ГРМ | поршни сгибают клапана |
ТЕПЛОВЫЕ ЗАЗОРЫ КЛАПАНОВ
Периодичность регулировки зазоров | регулировка не требуется |
Принцип регулировки тепловых зазоров | гидрокомпенсаторы |
ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ РАСХОДНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ
Масляный фильтр | 1 раз в 15 тысяч километров пробега |
Воздушный фильтр | 1 раз в 15 тысяч километров пробега |
Топливный фильтр (в моторном отсеке) | 1 раз в 30 тысяч километров пробега |
Свечи накаливания | 1 раз в 120 тысяч километров пробега |
Вспомогательный ремень | 1 раз в 120 тысяч километров пробега |
Охлаждающая жидкость | 1 раз в 5 лет или каждые 75 тысяч километров пробега |
Топливный фильтр (в баке) | 1 раз в 60 тысяч километров пробега |
ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПРО ТУРБОДИЗЕЛЬНЫЙ МОТОР ЛИНЕЙКИ U I/U II – D3FA 1.1 CRDI
В заключении добавим, что заявленный производителем, компанией Hyundai, предельный ресурс работы 12-ти клапанного турбодизеля 1.1 CRDi серии D3FA моторной линейки “U I/U II” составляет 200-220 тысяч километров пробега до капремонта или замены (регламент изготовителя предусматривает частичную капиталку узлов двс). В действительности же, со слов автоспециалистов, при добросовестном и своевременном техническом обслуживании, южнокорейский турбированный дизельный мотор D3FA 1.1 CRDi способен пройти 300-350 тысяч километров до наступления первых критичных поломок.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!