HR13DDT 1.3 DIG-T 138/156/160 л.с – двигатель Ниссан Кашкай и Ниссан Х-Трейл. Надежность, характеристики, расход, ресурс и болячки

Честный обзор мы посвятили бензиновому двигателю Ниссан Кашкай (Nissan Qashqai) и Ниссан ХТрейл (Nissan XTrail) – HR13DDT (H5Ht) 1.3 DIG-T (1.3 TCe) 16v мощностью 138/156/160 лошадиных сил. Из материала вы узнаете, какими техническими особенностями, характеристиками, конструкцией, надежностью, отличиями, строением, реальным расходом горючего, предельным ресурсом, сервисными интервалами обслуживания, частыми поломками, хроническими болячками, положительными и отрицательными сторонами обладает турбомотор альянса RenaultNissanDaimler.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ SKODA KODIAQ DBGC 2.0 TDI 150 л.с

Мировая презентация турбированного бензомотора 1.3 DIG-T с заводским индексом HR13DDT, совместно созданного немецкими, французскими и японскими конструкторами альянса DaimlerRenaultNissan официально состоялась на международном автомобильном салоне в Париже. В марте 2017 года обозреваемый турбомотор был впервые продемонстрирован мировой общественности под видом штатного двс обновлённого кроссовера Nissan Qashqai второго поколения (кузов J11). Силовой агрегат серии HR13DDT 1.3 DIG-T также успешно устанавливается на разные популярные модели марок Renault и MercedesBenz под собственной серией H5Ht 1.3 Tce и M282 1.33 T соответственно(все двс являются аналогами и отличаются один от другого лишь мощностной прошивкой). Справочно отметим, что двигатели Nissan – HR13DDT, Renault – H5Ht и Daimler – M282 DE 14 AL производятся с 2017 года по настоящее время на трех ключевых заводах автомобильного альянса: во французском городе Клеон (Cleon Plant), испанском городе Вальядолид (Valladolid Plant) и немецком городе Келледа (Daimler Kolleda Plant).

В список моторов линейки “Nissan HR-Series” входят следующие серии двс: HR10DDT 1.0 DIGT, HR12DE 1.2 MPI, HR12DDR 1.2 DIGS, HRA2DDT 1.2 DIGT, HR15DE 1.5 MPI и HR16DE 1.6 MPI.

Немецко-французско-японский турбоагрегат HR13DDT (H5Ht/M282) вполне заслуженно многие специалисты относят к очень молодым высокотехнологичным двигателям, хотя этот двс находится в непрерывном производстве уже более 5 лет к ряду. Разработка рассматриваемого турбированного узла подвела итог достаточно продолжительного по времени и весьма продуктивного сотрудничества трех автогигантов мирового рынка. За счет предельно слаженной работе немцев, французов и японцев, совместному союзу инженеров трех концернов удалось подарить автомобилистам тяговитую во всех режимах работы, экономичную в разных циклах эксплуатации, качественно собранную, максимально функциональную и довольно надёжную силовую установку. Недаром обозреваемый мотор сделали штатным для самых перспективных автомоделей сразу у трех производителей (Рено, Ниссан и Мерседес). Бензиновый турбодвигатель HR13DDT 1.3 DIG-T (H5Ht 1.3 Tce/M282 1.33 T) предназначен, как для переднеприводных (2WD), так и полноприводных (4WD) моделей и располагается в моторном отсеке автомобилей только поперечно. На сегодняшний день, турбоагрегат серии HR13DDT/ H5Ht/M282 по умолчанию ставится на такие популярные у покупателей модели, как: Ниссан Кашкай, Ниссан Кикс, Рено Каптур (российская версия), Рено Каптюр (европейская версия), Рено Аркана, Рено Дастер, Рено Клио, Рено Колеос, Рено Каджар, Рено Меган, Рено Талисман, а также МерседесБенц AClass, МерседесБенц CLAClass, МерседесБенц GLAClass, МерседесБенц BClass и МерседесБенц GLBClass.

С обзором Nissan XTrail T33 2023/2024 модельных годов, вы можете ознакомиться здесь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И СПЕЦИФИКА ТУРБИРОВАННОГО МОТОРА NISSAN 1.3 DIGT СЕРИИ HR13DDT

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ 1.3 DIGT СЕРИИ HR13DDT

Как утверждают маркетологи альянса RenaultNissanDaimler, двигатель с индексом HR13DDT (H5Ht/M282) создавался с целью заполнения рыночной ниши инновационных высокотехнологичных серий малолитражных турбомоторов, в большей степени предназначенных для компактных и среднеразмерных седанов, хэтчбеков, а также городских кроссоверов с полным или передним приводом. Перед созданием обозреваемого силового агрегата немецкие, японские и французские специалисты поставили себе одну важную цель, которая заключалась в совмещении предельной компактности и максимально возможной мощности в малообъемном моторчике. Как можем видеть, инженеры и конструкторы альянса смогли сделать почти невозможное, они спроектировали довольно компактный и весьма качественный турбоагрегат объемом 1.3 литра (1332 см³) с максимальной отдачей в 160 лошадиных сил. Хотя стоит отметить, что в 2022 году применение моторов такого формата, как HR13DDT 1.3 DIG-T, уже нельзя назвать редкостью. Справочно заметим, что большинство достоинств рассматриваемого в статье турбодвигателя исходят из технологии его построения, а именно от использования в процессе производства лишь облегченных и при этом крепких материалов. 

Обзор Renault Arkana с турбомотором H5Ht 1.3 TCe 16v 149 л.с, вы найдете здесь.

Итак, бензиновый силовой агрегат Nissan серии HR13DDT/H5Ht/M282 рабочим объемом 1.3 литра – это типовой двигатель четырехцилиндрового формата, в полностью изготовленный из сверхпрочного облегченного алюминиевого сплава, благодаря чему инженерам удалось предельно эффективно отводить тепло от рабочей зоны и ощутимо уменьшить массу узлов (справочно: общий вес двс по каталогу завода-изготовителя составляет всего 105 килограмм). Турбомотор серии HR13DDT/H5Ht/M282 базируется на платформе рядного полностью алюминиевого не гильзованного блока с четырьмя цилиндрами (цилиндры расположены по схеме “R4”). В Блоке цилиндров вместо чугунных гильз используется инновационное решение, которое заключается в плазменном нанесении на стенки цилиндров специального стального напыления, способствующего оптимизации отвода тепла и уменьшению износа деталей ЦПГ. Также отметим, что блок цилиндров оснащается маслофорсунками для охлаждения поршней и открытой рубашкой охлаждения.

В свою очередь, головка блока изготавливается из облегченного жаропрочного алюминия и оснащается четырьмя клапанами на каждый цилиндр (всего в ГБЦ находится шестнадцать клапанов с роликовыми толкателями – “16v”). У совместно разработанного двс серии HR13DDT/H5Ht/M282 клапана в работу приводят два распределительных вала (клапанный привод функционирует по технологии DOHC). Гидрокомпенсаторы в головке блока цилиндров не предусмотрены, в связи с чем клапанные зазоры регулируются подбором толкателей каждые 60 тысяч километров пробега. Рассматриваемый силовой агрегат штатно оснащается масляным насосом переменной производительности и выпускным коллектором, который интегрирован в ГБЦ.

Что касается системы турбонаддува, то обозреваемый мотор серии HR13DDT/H5Ht/M282 комплектуется малоинерционной турбиной марки Garrett серии NGT1241MKSZ с интеркулером. Турбина объединена с выпускным коллектором, благодаря чему произошло снижение общей массы и габаритных размеров двс. Система турбонаддува также компонуется специальным охлаждающим насосом, который включается автоматически при повышении рабочей температуры до критических отметок. Кроме того, в системе турбонаддува предусмотрено электронное управление турбокомпрессором, которое позволило исключить эффект возникновения турбоям в процессе работы турбины. Таким образом, за счет грамотно продуманной турбонаддувной системе, специалистам альянса RenaultNissanDaimler, удалось добиться высоких показателей динамики и удельной мощности в результате слаженной работы пары мотор/турбина.

Система газораспределения, рассматриваемого турбомотора оснащается стандартной цепью ГРМ однорядного типа, которая по заверениям производителя рассчитана на 220 тысяч километров пробега, однако в реальности, по отзывам автовладельцев, цепной привод у данного силового агрегата может растягиваться уже по прошествии 140-150 тысяч километров. Механизм газораспределения комплектуется фирменной системой фазорегуляции с электромагнитным управлением (справочно: система выполняет важную функцию по изменению фаз газораспределения и времени поднятия/опускания клапанов), в состав которой входят два фазовращателя (первый располагается на впускном распредвале, а второй стоит на выпускном распредвале).

Система питания у немецко-японско-французского турбодвигателя серии HR13DDT/H5Ht/M282 работает под управлением инжектора электронного типа, а впрыск горючего осуществляется с помощью непосредственной подачи бензина прямо в цилиндры по технологии Direct Injection Gasoline (DIG). Топливная система непосредственного впрыска функционирует при помощи высокопроизводительных форсунок, подающих горючее под высоким давлением прямо в камеры сгорания цилиндров (справочно: рабочее давление в системе – 250 Бар).

Диапазон мощности у обозреваемого турбированного двигателя HR13DDT 1.3 DIG-T, в зависимости от модификации двс, находится в пределах от 140 до 160 лошадиных сил, а показатели крутящего момента находятся в диапазоне от 240 до 270 Ньютон на метр. Стоит сказать, что автомодели компании Nissan оснащаются турбомотором серии HR13DDT в трех мощностных вариантах исполнения на 138, 156 и 160 лошадиных сил. На автомобили Renault, данный турбоузел только со своим собственным индексом H5Ht, устанавливается в пяти мощностных вариантах исполнения (на 102 л.с – Tce 102, на 115 л.с – Tce 115, на 140 л.с – Tce 140, на 149 л.с – Tce 150 и на 160 л.с – Tce 160). На автомобили MercedesBenz, эта турбоустановка под своим заводским номером M282 DE 14 AL, устанавливается в пяти мощностных вариантах исполнения (на 109 л.с, на 136 л.с, на 149 л.с, на 150 л.с и на 163 л.с). Каждая из перечисленных выше версий обозреваемого двс, устанавливаемая под капот той или иной модели автомобиля, отличалась от другой лишь мощностью, крутящим моментом и расходом топлива. Справочно отметим, что заводской номер силового агрегата HR13DDT/H5Ht/M282 находится на стыке блока цилиндров с коробкой передач.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО, НА ПРИМЕРЕ, НИССАН КАШКАЙ С ДВС HR13DDT 1.3 DIGT

В таблице ниже отображена справочная информация, которая касается реального расхода горючего турбированным 16-ти клапанным бензиновым силовым агрегатом серии HR13DDT объемом 1.3 литра в городе/на трассе/в комбинированном форматах езды. Сведения взяты с официальных паспортных данных переднеприводной модификации (2WD) модели Nissan Qashqai 2022 года выпуска третьей генерации (версия для европейского рынка) в кузове J12 (мощность двс – 138 л.с), турбомотор которой функционирует в сочетании с бесступенчатой вариаторной коробкой передач CVT XTronic от компании Jatco.

МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ КОНЦЕРНА NISSAN, КОМПОНУЕМЫЕ ТУРБОУЗЛОМ HR13DDT 1.3 DIGT

Ниссан Кашкай с индексом кузова J11, второе поколение после рестайлинга (годы выпуска: с марта 2017 по январь 2021).

Ниссан Кашкай с индексом кузова J12, третье поколение до рестайлинга (годы выпуска: с февраля 2021 по настоящее время).

Ниссан ХТрейл с индексом кузова T32, третье поколение после рестайлинга (годы выпуска: с марта 2017 по март 2021).

Ниссан Кикс с индексом кузова P15, первое поколение до рестайлинга (годы выпуска: с июня 2020 по настоящее время).

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ТУРБИРОВАННОГО УЗЛА NISSAN HR13DDT 1.3 DIGT

НАИБОЛЕЕЕ ЧАСТЫЕ ПОЛОМКИ И ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЯЧКИ ДВС HR13DDT 1.3 DIGT (ПО ОТЗЫВАМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ)

1. Имеется риск вытягивания цепи ГРМ. Вытягивание цепи ГРМ (газораспределения) у рассматриваемого турбомотора происходит не часто, пока случаи единичны. Однако при агрессивной эксплуатации автомобиля на высоких оборотах (свыше 4000 оборотов в минуту) риск растягивания цепи привода газораспределения возрастает в разы и может не заставить себя долго ждать. Как правило, при систематичном агрессивном вождении, цепь ГРМ легко вытягивается к 120-140 тысячам километров пробега. Напомним важный момент, что у обозреваемого двигателя при обрыве или перескоке приводной цепи, в 99 процентах случаев, поршни наглухо гнут клапана.

2. Образование нагара на клапанах. По утверждениям специалистов, почти все современные турбодвигатели альянса RenaultNissan, оснащаемые непосредственным впрыском топлива имеют одну общую хроническую недоработку, связанную с быстрым образованием нагара (кокса) на клапанах, особенно впускных, причем в рассматриваемом малообъемном моторчике подобная неприятность может наблюдаться даже на малых пробегах (после 40-50 тысяч километров пробега). Основными признаками, которые так или иначе указывают на появившийся нагар на впускных клапанах считаются: троение, нестабильная работа, внезапное глушение и сильная вибрация силового агрегата на холостых оборотах. В целом, проблема довольно легко и быстро устраняется в гаражных условиях при помощи специальной очистной автохимии.

3. “Глючная заводская прошивка ЭБУ. На профильных форумах можно найти множество жалоб автовладельцев, которые сильно возмущаются плохим запуском турбомотора при минусовой температуре и особенно сильно негодуют из-за проблемной заводской прошивкой электронного блока управления двигателем. По отзывам владельцев японских, французских и немецких автомобилей можно сделать вывод, что недоработка является довольно таки массовой, зато легко устраняется у дилера стандартной перепрошивкой “мозгов” ЭБУ и установкой в нее обновленной версии программы.

4. Высокий риск появления масложора. Большинство автовладельцев, чьи машины оснащены рассматриваемым в статье турбодвигателем пока особо не жалуются на повышенный расход моторного масла на угар, однако такие случаи уже имеются и их количество потихоньку растет. Дело в том, что у немецко-японско-французского силового агрегата установлен алюминиевый блок цилиндров с открытой рубашкой охлаждения, в котором с пробегом имеет свойство увеличиваться поршневой зазор, что всегда неминуемо ведет к масложору. Как отмечают некоторые автовладельцы, по прошествии 70-90 тысяч километров пробега у обозреваемой турбоустановки начинает просыпаться заметная “любовь” к маслу, которая характеризуется 300-500 граммами расхода смазки на тысячу километров пробега. Со слов специалистов автосервисов, подобная неприятность быстрее всего возникает с недоработанностью заводом-изготовителем конструкции маслосъемных колец.

5. Прочие мелкие поломки и болячки. Как правило, к мелким неполадкам и болячкам обозреваемого турбоагрегата многие автомеханики относят: потерю тяги по причине слетевшего патрубка турбонаддува; ускоренный износ катушки и свечей зажигания (30-50 тысяч километров пробега) и быстрый выход из строя клапана адсорбера (50-70 тысяч километров пробега).

МЕЖСЕРВИСНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ МОТОРА HR13DDT 1.3 DIGT (СОГЛАСНО РЕГЛАМЕНТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ)

Согласно рекомендациям разработчика, автомобильного альянса RenaultNissanDaimler, заливать во все версии турбомоторов 1.3 DIG-T/1.3 TCe заводской серии HRA2DDT/H5Ht/M282 необходимо только синтетические моторные масла марок “Nissan Motor Oil”, “Elf”, “Castrol” с основными допусками 5W-30/5W-40 или дополнительными 0W-30/0W-40 по классификации SAE (объём масла для замены: Nissan HRA2DDT – 5.5 литра, Renault H5Ht – 5.5 литра, MercedesBenz M282 – 5.0 литров). По мнению автомехаников, наиболее оптимальным вариантом для обозреваемого турбодвигателя HRA2DDT/H5Ht/M282 (в плане уменьшения износа деталей ЦПГ) является более частая замена масла с масляным фильтром, например, вместо регламентных 15 000 километров, осуществлять данную процедуру каждые 6-9 тысяч километров пробега. Данная рекомендации в первую очередь касается тех автовладельцев, которые систематично эксплуатируют свои машины в суровых климатических условиях и/или на высоких оборотах.

Подводя итог всему вышесказанному отметим, что по отзывам автовладельцев, совместно разработанный малообъемный турбомотор 1.3 DIG-T/1.3 TCe серии HR13DDT/H5Ht/M282 с непосредственным впрыском топлива является высокопроизводительным, функциональным и качественным по сравнению с другими аналогичными двс, представленными на рынке. Однако некоторые вопросы у автомобилистов вызывает долговечность системы турбонаддува, в особенности турбины Garett. По мнению автомехаников, совместное творение японско-французо-немецких компаний считается неприхотливым в процессе использования и редко ломающимся по пустякам, по крайней мере до 120 тысяч километров пробега. Со слов инженеров концерна Nissan, примерный предельный срок службы турбодвигателя HR13DDT 1.3 DIG-T составляет около 230-250 тысяч километров пробега до замены (в связи с конструктивными особенностями (отсутствие гильз) – капиталка двс не предусматривается). В действительности же, если брать за основу отзывы автовладельцев моделей Ниссан Кашкай и Ниссан ХТрейл, при должном соблюдении сервисных интервалов техобслуживания силовой установки HR13DDT, согласно регламенту производителя, ее ресурс способен достигать 280-320 тысяч километров пробега до наступления первых критических неисправностей.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!