HR15DE 1.5 MPI 109/114/116 л.с — двигатель Ниссан Ноут, Ниссан Тиида и Ниссан Жук. Характеристики, надежность, проблемы и ресурс

Независимый обзор посвящен бензиновому двигателю Ниссан Ноут (Nissan Note), Ниссан Тиида (Nissan Tiida) и Ниссан Жук (Nissan Juke) – HR15DE 1.5 MPI 16v мощностью 109/114/116 лошадиных сил. В статье рассказано о надежности, технических характеристиках, конструктивных особенностях, строении, специфике, реальном расходе топлива, предельном ресурсе, сервисных интервалах обслуживания, распространенных проблемах, хронических болячках, преимуществах и недостатках атмосферного мотора автоконцерна Nissan.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР МОТОРА HYUNDAI ELANTRA G4LD 1.4 TGDI 140 л.с

Бензиновые моторы компании Nissan для большинства автолюбителей на планете зарекомендовали себя в первую очередь высокой надежностью, во-вторых, приемлемой стоимостью обслуживания и в-третьих, продолжительным сроком службы до капремонта. Мировая премьера бензинового 16-ти клапанного 1.5-ти литрового силового агрегата серии HR15DE, разработанного японскими инженерами компании Nissan, официально состоялась в сентябре 2004 года на международном автомобильном салоне в Токио, где мотор был представлен, как штатный двс нового компактного хэтчбека Ниссан Тиида в кузове С11 первого поколения. Рассматриваемую в статье “ниссановскую” силовую установку по праву можно назвать легендарной, ведь она находится в непрерывном производстве уже более 18 лет и не спешит сходить с производственного конвейера японского автоконцерна (справочно: сборка “атмосферника” успешно налажена на головном заводе предприятия в городе Йокогама).

В линейку бензиновых двигателей «Nissan HR-Series» также входят следующие серии двс: HR10DDT 1.0 DIGT, HRA2DDT 1.2 DIGT, HR12DE 1.2 MPI, HR12DDR 1.2 DIGS, HR13DDT 1.3 DIGT и HR16DE 1.6 MPI.

Силовой агрегат серии HR15DE объемом 1.5 литра по мнению специалистов, относится к наиболее оптимальному бензомотору в семействе “HR-Series” по сравнению с другими четырёхцилиндровыми двс. Ведь на момент выхода рассматриваемый в статье 1.5-ти литрового двигателя на рынок, выглядел он намного привлекательней по сравнению с устаревшими предшественниками линейки. Так, например, если у старых серий двс был более высокий расход горючего, то у новой модели узла данный показатель был доведен практически до совершенства, по крайней мере на то время. Для справки отметим, что наибольшую популярность обозреваемый атмосферный мотор получил благодаря установке под капот таких переднеприводных моделей, как: Nissan Juke, Nissan Tiida и Nissan Note. На сегодняшний день, бензиновым двигателем 1.5 MPI серии HR15DE оснащаются лишь модели автомобилей, предназначенные для внутреннего (японского) рынка, на примере: Ниссан АД, Ниссан Марч (аналог Ниссан Микра), Нисан Вингроад и другие.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗИНОВОГО МОТОРА NISSAN 1.5 MPI СЕРИИ HR15DE

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КОНСТРУКЦИЯ “АТМОСФЕРНИКА” 1.5 MPI СЕРИИ HR15DE

Большинство ключевых компонентов двигателя Nissan — HR15DE 1.5 изготовлено из облегченного алюминиевого сплава, что позволило производителю ощутимо облегчить конструкцию силовой установки (справочно: вес двс по каталогу составляет 108 килограмм). Кроме того, двигатель серии HR15DE получил увеличенный крутящий момент (максимальный показатель составляет 156 Ньютон на метр), который стал более оптимально подходить для городского цикла передвижения. Наряду с высокой выходной мощностью по сравнению с собратьями по моторной линейке “HR-Series”, обозреваемый “атмосферник” на момент его выхода в свет был наиболее лёгким, а благодаря применению инновационной технологии полировки трущихся поверхностей деталей цилиндропоршневой группы, коэффициент трения данных компонентов сократился почти на 33%, что уменьшило износ двс и увеличило его предельный ресурс.

Итак, двигатель серии HR15DE объемом 1.5 литра обладает типовой конструкцией, свойственной для японского моторостроения середины 2000-х годов. Атмосферный не турбированный силовой агрегат построен на базе рядного алюминиевого четырехцилиндрового блока цилиндров (формат расположения цилиндров – “R4”). Блок оснащается тонкостенными чугунными гильзами, которые вмонтированы в каждый цилиндр и имеет открытую рубашку охлаждения. У двигателя серии HR15DE жидкостная система охлаждения и один коленчатый вал, приводящий в работу четыре поршня, распложенных вряд. Алюминиевая головка блока цилиндров (ГБЦ) оснащается 16-ю клапанами (по два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр) и двумя распределительными валами верхнего расположения (клапанный привод функционирует по технологии DOHC). Есть у данного бензомотора одно “но”, которое заключается в том, что в ГБЦ конструктивно не предусмотрены гидрокомпенсаторы, из-за чего владельцы автомобилей вынуждены каждые 60-70 тысяч километров пробега регулировать тепловые зазоры клапанов подбором толкателей. Для справки заметим, что обозреваемый японский мотор характеризуется следующими показателями компрессии: заводская — 15,4 кг/см²; минимальная — 1,95 кг/см²; разница между цилиндрами — 1,0 кг/см².

Что касается газораспределительной системы, то рассматриваемый силовой агрегат серии HR15DE оснащается типовой однорядной цепью ГРМ, которая является необслуживаемой на весь срок эксплуатации двигателя. Однако в реальности, цепной привод имеет свойство вытягиваться на пробегах 150-170 тысяч километров пробега. Японский “атмосферник” компонуется фирменным механизмом фазорегуляции газораспределения Single CVTC с одним фазовращателем, который располагается на впускном распределительном валу.

Система питания двигателя HR15DE работает под управлением типового инжектора. Впрыск топлива осуществляется стандартными форсунками с помощью распределенной подачи горючего в камеры сгорания (технология MPI). Система распределенного впрыска базируется на двух форсунках, предназначенных для каждого отдельного цилиндра. Кроме того, в состав топливной системы входит электронно управляемый дроссельный механизм. Благодаря оптимально сбалансированным настройкам и инновационным системам, бензомотор серии HR15DE в полном объеме соответствует экологическому классу Euro-5.

Важным отличием обозреваемой силовой установки HR15DE 1.5 от HR16DE 1.6 является наличие клапана рециркуляции отработанных газов, он же EGR, который по прошествии 140-150 тысяч километров пробега доставляет владельцам не мало хлопот в процессе эксплуатации автомобиля. Также отметим, что обозреваемый двигатель серии HR15DE объемом 1.5 литра выпускается с широким мощностным диапазоном (мощность: от 109 до 116 лошадиных сил; крутящий момент: от 146 до 156 Ньютон на метр), благодаря чему этот двс считается универсальным в применении. Справочно заметим, что номер двс с заводским индексом HR15DE располагается на стыке блока цилиндров с коробкой передач.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД БЕНЗИНА, НА ПРИМЕРЕ, НИССАН ТИИДА 2012 С ДВС HR15DE 1.5 MPI 109 Л.С

Для наглядности в таблице ниже продемонстрирована справочная информация, которая касается реального расхода топлива атмосферным бензомотором заводской серии HR15DE объемом 1.5 литра на 16 клапанов в городском/загородном/смешанном циклах эксплуатации автомобиля. Показатели базируются на официальных сведениях, взятых с паспортных данных переднеприводной версии (2WD) модели Nissan Tiida 2012 года выпуска (модификация для японского/американского рынков) в кузове C11 (мощность двс – 109 л.с), силовой агрегат которой работает в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой переключения передач (4-АКПП).

СПИСОК АВТОМОДЕЛЕЙ КОМПАНИИ NISSAN, КОТОРЫЕ КОМПОНУЮТСЯ ДВС HR15DE 1.5

Ниссан АД в кузове Y12, четвертая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с декабря 2006 по настоящее время).

Ниссан Блюберд Силфи в кузове G11, вторая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с декабря 2005 по декабрь 2012).

Ниссан Куб в кузове Z11/Z12, вторая/третья генерации до и после рестайлинга (годы выпуска: с мая 2005 по декабрь 2019).

Ниссан Жук в кузове YF15, первая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с июня 2010 по июнь 2014).

Ниссан Жук в кузове YF15, первая генерация после рестайлинга (годы выпуска: с июля 2014 по декабрь 2019).

Ниссан Марч в кузове K12/K13, третья/четвертая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с августа 2005 по настоящее время).

Ниссан Ноут в кузове E11, первая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с января 2005 по август 2012).

Ниссан Тиида в кузове C11, первая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с сентября 2004 по август 2012).

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АТМОСФЕРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1.5 MPI СЕРИИ HR15DE

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЯЧКИ БЕНЗОМОТОРА HR15DE 1.5 MPI (НА ОСНОВЕ ОТЗЫВОВ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ)

1. Повышенный расход масла на угар. Наиболее частой по распространенности хронической болячкой японского двигателя, с которой сталкиваются многие автовладельцы является масложор (повышенный расход смазки на угар). Как правило, подобная неприятность возникает уже с первых километров пробега. В среднем, расход масла может составлять 500-700 грамм на тысячу километров пробега. Однако самое не приятное то, что жор масла у рассматриваемого силового агрегата способен переходить с умеренного на прогрессирующий, особенно это становится заметно по прошествии первых 100 тысяч километров. Со слов автомехаников, повышенный расход масла у обозреваемого мотора является конструктивной особенностью двс, связанной с глубоким залеганием поршневых колец, которые кстати рекомендуется менять на сторонние, так как заводские компоненты не славятся высоким качеством. Как считают специалисты, полностью избавиться от масложора не получится, однако его можно существенно уменьшить. Для этого также можно прибегнуть и к смене используемого (заводского) масла сторонним, от другого производителя. Правда в этом деле нужно предельно аккуратно подбирать сторонние масла, ведь самое главное, чтобы заливаемая смазка полностью соответствовала допускам завода-изготовителя.

2. Прогорают клапана изза вовремя неотрегулированных тепловых зазоров. Назвать существенной данную проблему нельзя, однако неприятный осадок отсутствие у японского мотора гидрокомпенсаторов все же вызывает. Конструктивно в рассматриваемом двигателе гидравлические компенсаторы не предусмотрены, поэтому автовладельцам приходится каждые 60-70 тысяч килмоетров пробега вручную подбором толкателей регулировать тепловые зазоры клапанов. Самое печальное наступает тогда, когда автовладелец по тем или иным причинам игнорирует регламентное требование завода-изготовителя по регулировке тепловых зазоров. Нередки случаи, когда после 100-120 тысяч километров пробега у японского бензомотора банально прогорали клапана из-за неотрегулированных тепловых зазоров.

3. Растягивается цепь ГРМ. Газораспределительная система японского двигателя “славится” недолговечной однорядной цепью ГРМ, которая имеет свойство вытягиваться по прошествии 140-150 тысяч километров. Первым признаком растянувшегося цепного привода является появление постороннего гремящего звука из-под капота на холостых оборотах. Если проспать растяжение привода, то можно нарваться на сгибание клапанов поршням, так как многократно увеличиться вероятность перескока цепи ГРМ через зубец шестерни.

4. Затвердевают маслосъемные колпачки. Со слов автомехаников, после 180-200 тысяч километров пробега у обозреваемого двигателя зачастую наглухо затвердевают маслосъемные колпачки, после чего начинает стремительно увеличиваться расход моторного масла и бензина. Как правило, подобная неприятность легко устраняется заменой изношенных маслосъемных колпачков и проверкой компрессии в цилиндрах.

5. Свистит ремень генератора. Исходя из отзывов владельцев японских автомобилей, у подавляющего большинства двигателей моторной линейки “HR-Series” имеется хроническая болячка, связанная со свистом ремня генератора. Как правило, свист может появляться на любых, даже “детских” пробегах и связан он с конструктивно недоработанным шкивом генератора. В некоторых случаях данная неприятность разрешается стандартной подтяжкой ременного привода, после чего звук исчезает, а иногда приходится ремонтировать и сам генератор.

6. Непродуманная компоновка узлов двигателя. К одному из недочетов рассматриваемого в статье японского мотора можно отнести непродуманную компоновку узлов силового агрегата. Именно по этой причине возникает проблема, связанная с затруднительным проведением ремонтных работ и именно из-за этого некоторые автомеханики попросту не хотят браться за обслуживание данного двс. Компоновка узлов двигателя слишком плотная, то есть мотор выглядит «переукомплектованным» в подкапотном пространстве любой модели. К примеру, для демонтажа генератора с целью его замены, от нас потребуется открутить еще несколько соседних узлов. Правда весомым плюсом обозреваемого двигателя является то, что этот двс и его комплектующие довольно редко требуют к себе внимания, по крайне мере до 250 тысяч километров пробега.

ИНТЕРВАЛЫ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА HR15DE 1.5 MPI (СОГЛАСНО РЕГЛАМЕНТУ ЗАВОДАИЗГОТОВИТЕЛЯ)

Качество моторного масла, которое используется в процессе эксплуатации двс серии HR15DE, играет колоссальную роль в долговечности этого ключевого узла той или иной модели японского автомобиля. Современный рынок моторных масел предлагает автолюбителям широчайший выбор – начиная от самых дешёвых и заканчивая до премиальными, недешевыми брендами. Автоконцерн Nissan, рекомендует заливать в двигатель HR15DE 1.5 MPI только фирменные полностью синтетические моторные масла Nissan Motor Oil с допусками 5W-30 или 5W-40 по шкале SAE, которые реализуются в специализированных магазинах.

АНАЛОГИЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, СХОЖИЕ ПО СТРОЕНИЮ С ДВС NISSAN HR15DE 1.5 MPI

Аналогичными бензиновыми силовыми агрегатами атмосферного типа, созданными другими производителями, которые по мнению специалистов считаются схожими по техническим характеристикам, конструктивным особенностям, строению и устройству с “ниссановским” двигателем серии HR15DE объемом 1.5 литра являются следующие серии двс:

3SZVE 1.5 MPI от компании Toyota;

A15SMS 1.5 MPI от компании Daewoo;

B15D2 1.5 MPI от компании Chevrolet;

G4EC 1.5 MPI от компании Kia/Hyundai;

UEJB 1.5 MPI от компании Ford Motor Company;

L15B 1.5 MPI от компании Honda;

G4FC 1.6 MPI от компании Kia/Hyundai.

Подводя итог всему вышесказанному добавим, что рассмотренный в обзоре бензиновый силовой агрегат HR15DE 1.5 с распределённым впрыском MPI у компании Nissan получился в меру экономичным, неприхотливым и ремонтопригодным. Благодаря этим трем ключевым составляющим факторам, атмосферный “японец” по праву относится к одному из самых практичных двигателей, входящих в линейку “HR-Series”. Со слов производителя, примерный ресурс бензомотора HR15DE 1.5 MPI находится в пределах 240-260 тысяч километров пробега до замены (капиталка конструктивно не предусмотрена). В реальности же, если отталкиваться от отзывов владельцев моделей Ниссан Ноут и Ниссан Тиида, то при соблюдении регламента производителя по периодическому техобслуживанию двс серии HR15DE, его продолжительность жизни способна достигать 320-350 тысяч километров пробега, а чаще и более.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!