HR16DE 1.6 MPI 110/114/117 л.с — двигатель Ниссан Ноут, Ниссан Кашкай, Ниссан Жук и Ниссан Сентра. Характеристики, расход, ресурс и поломки

Сегодняшний независимый обзор мы посвятили атмосферному двигателю Ниссан Ноут (Nissan Note), Ниссан Кашкай (Nissan Qashqai), Ниссан Жук (Nissan Juke) и Ниссан Сентра (Nissan Sentra) – HR16DE 1.6 MPI 16v мощностью 110/114/117 лошадиных сил. Из публикации вы узнаете, насколько надежен, какими отличительными особенностями, технической спецификой, характеристиками, конструкцией, строением, реальным расходом горючего, предельным ресурсом, сервисными интервалами техобслуживания, распространенными неисправностями, хроническими болячками, плюсами и минусами обладает бензиновый мотор концерна Nissan.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР МОТОРА HYUNDAI SONATA G4KH 2.0 TGDI 245 л.с

Международная презентация атмосферного бензинового двигателя серии HR16DE объемом 1.6 литра на 16 клапанов, разработанного инженерами концерна Nissan состоялась в январе 2005 года на токийском автомобильном салоне. Силовой агрегат HR16DE 1.6 был представлен, как штатный мотор новой на то время модели компактного хэтчбека Ниссан Ноут первого поколения в кузове Е11. Стоит заметить тот факт, что обозреваемая силовая установка является не просто популярной по всей планете, но и легендарной, ведь не просто же так ее выпускают по сей день на головном заводе компании Nissan в городе Йокогама. “Ниссановский” двигатель устанавливается под капот бесчисленного множества легковых автомобилей разных классов и сегментов. На сегодняшний день существует несколько клонированных модификаций рассматриваемого узла, которые устанавливаются в моторный отсек таких марок, как Lada – серия двс H4Mk 1.6 MPI 113 л.с (модели: Лада Веста и Лада ХРей) и Renault – серия двс H4M 1.6 MPI 114/117 л.с (Рено Дастер, Рено Каптур, Рено Логан/Логан Степвей, Рено Сандеро/Сандеро Степвей и другие).

Семейство бензиновых моторов «Nissan HR-Series» включает в свой список следующие серии двс: HR10DDT 1.0 DIGT, HRA2DDT 1.2 DIGT, HR12DE 1.2 MPI, HR12DDR 1.2 DIGS, HR13DDT 1.3 DIGT и HR15DE 1.5 MPI.

Многие автомеханики называют 1.6-ти литровый бензомотор HR16DE и его прототип H4M универсальным силовым агрегатом, который зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Этот двигатель часто называют одним из самых экономичных и нетребовательных в своем классе, так как данный двс спокойно “переваривает” 92-й бензин и при этом соответствует экологическому классу Euro-5. Стандарты, которые были использованы при разработке двигателя серии HR16DE, позволяют не только эксплуатировать его без особых проблем более 300 тысяч километров пробега даже в самых суровых климатических условиях, но и проводить модернизацию с локальным капитальным ремонтом.

С обзором новой Nissan Sentra 2022/2023 модельных годов, вы можете ознакомиться здесь.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗОМОТОРА NISSAN 1.6 MPI СЕРИИ HR16DE

КОНСТРУКТИВНАЯ СПЕЦИФИКА И УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ 1.6 MPI СЕРИИ HR16DE

В процессе разработке двигателя серии HR16DE японские конструкторы решили сделать упор именно на увеличении коэффициента полезного действия двс.  Так, например, при создании бензомотора в него было внедрено специальное устройство, которое позволило в автоматическом режиме изменять газораспределительные фазы. Кроме того, изменили наклон впускного вала, после чего его вращение осуществляется под небольшим уклоном. Стоит заметить, что подобные инновационные решения, в 2005 году (с момента премьеры двс HR16DE прошло уже более 17 лет) произвели настоящий технический фурор на рынке двигателей. Таким образом, при создании обозреваемого мотора, компания Nissan, сделала основной упор на высокое качество узлов двс и экономичный расход горючего при установке этого силового агрегата на автомобили компактного и среднеразмерного классов. Также отметим, что японский автоконцерн сделал еще весомый акцент и на уменьшение общей массы двс, в следствии чего, довел этот показатель до рекордных 110 килограмм. Уменьшение веса мотора получилось достичь за счет изменения чугунного сплава на алюминиевый при отливке блока цилиндров.  Благодаря уменьшению массы двс, разработчикам удалось снизить расход топлива автомобилей в среднем на 10-12 процентов, а также это положительно повлияло на увеличение срока службы элементов подвески.

В целом обозреваемый японский “атмосферник” серии HR16DE обладает почти типовой конструкцией, свойственной для “ниссановского” двигателестроения середины 2000-х годов. Блок цилиндров мотора – алюминиевый, четырехцилиндровый с рядной схемой расположения (“R4”). Блок цилиндров оснащается тонкостенными чугунными гильзами и имеет открытую рубашку охлаждения (система охлаждения – жидкостного типа). Головка блока цилиндров (ГБЦ) также изготавливается из алюминия, оснащается двумя распределительными валами верхнего расположения и шестнадцатью клапанами (технология клапанного привода — DOHC). В ГБЦ установлены цельные толкатели вместо гидравлических компенсаторов (справочно: тепловые зазоры клапанов регулируются каждые 90-100 тысяч километров пробега). Как отмечают специалисты, ключевым моментом при использовании алюминиевого сплава при изготовлении блока цилиндров и ГБЦ стала хорошая теплопроводность материала. Именно благодаря этим качествам специалистам японской компании удалось ощутимо уменьшить время прогрева силового агрегата до рабочей температуры, что очень благоприятно сказалось на расходе топлива в процессе эксплуатации автомобиля. Для справки заметим, что давление смазки в силовой установке регулируется специальным электронно управляемым магнитным клапаном.

На обозреваемый бензомотор серии HR16DE, как и на его клоны – H4M/H4Mk устанавливается не приводной ремень, а однорядная “необслуживаемая” цепь ГРМ, рассчитанная на весь срок эксплуатации силового агрегата (по крайне мере так утверждает завод-изготовитель, концерн Nissan). Система газораспределения компонуется фирменным механизмом фазорегуляции Single CVTC с одним фазовращателем, который располагается на впускном распредвале. Использование инновационного на то время механизма фазорегуляции газораспределения CVTC с фазовращателем, расположенным с внутренней стороны впускных клапанов, эффективно снизило сопротивление на впускном/выпускном трактах. Такое решение позволило увеличить обороты двс в минуту при низких и средних нагрузках в процессе движения автомобиля. Справочно заметим, что номер рассматриваемого мотора серии HR16DE 1.6 можно найти на стыке блока цилиндров с трансмиссией.

Система питания у двигателя Nissan — HR16DE работает под управлением типового инжектора, а подача горючего в цилиндры осуществляется многоточечными порциями по технологии распределенного впрыска MPI (Multi Point Injection). Стоит отметить, что после заводской модернизации японского мотора в 2012 году, топливную систему силового агрегата оснастили двумя высокопроизводительными форсунками на каждый цилиндр и установили более современный электронно управляемый дроссельный механизм. Данные инновационные решения позволили инженерам ощутимо понизить расход горючего и повысить выходную мощность двс. Кроме того, после проведенной в 2012 году модернизации, у японского мотора снизились холостые обороты; улучшился запуск в холодную погоду благодаря новым свечам зажигания последнего поколения и появились электронно управляемые дроссельные заслонки, сыгравшие важную роль в оптимизации работы двс.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО, НА ПРИМЕРЕ, НИССАН СЕНТРА 2020 С ДВС HR16DE 1.6 MPI 117 Л.С

В таблице ниже мы продемонстрировали справочные сведения, относительно реального расхода горючего атмосферным 16-ти клапанным бензиновым мотором с заводским индексом HR16DE объемом 1.6 литра в городском/загородном/комбинированном режимах езды. Информация взята из официальных сведений, указанных в паспортных данных переднеприводной модификации (2WD) модели Nissan Sentra 2020 года выпуска (версия для российского рынка) в кузове B17 (мощность двс – 117 л.с), двигатель которой функционирует в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой переключения передач (6-МКПП).

СПИСОК МОДЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КОНЦЕРНА NISSAN, ОСНАЩАЕМЫХ ДВС HR16DE 1.6 MPI

Ниссан АД в кузове Y12, четвертое поколение до и после модернизации (годы выпуска: с декабря 2006 по настоящее время).

Ниссан Жук в кузове YF15, первое поколение до и после модернизации (годы выпуска: с мая 2011 по январь 2020).

Ниссан Марч в кузове K13, четвертое поколение после модернизации (годы выпуска: с июня 2013 по настоящее время).

Ниссан Микра в кузове K12/K13, третье/четвертое поколения до и после модернизации (годы выпуска: с июня 2006 по май 2017).

Ниссан Ноут в кузове E11/E12, первое/второе поколения до и после модернизации (годы выпуска: с января 2008 по ноябрь 2020).

Ниссан НВ200 в кузове M20, первое поколение до и после модернизации (годы выпуска: с февраля 2009 по настоящее время).

Ниссан Кашкай в кузове J10, первое поколение до и после модернизации (годы выпуска: с сентября 2006 по ноябрь 2013).

Ниссан Сентра в кузове B17, седьмое поколение до и после модернизации (годы выпуска: с августа 2014 по октябрь 2017).

Ниссан Сентра в кузове B18, восьмое поколение до модернизации (годы выпуска: с августа 2019 по настоящее время).

Ниссан Тиида в кузове C11/C13, первое/второе поколения до и после модернизации (годы выпуска: с сентября 2007 по май 2016).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АТМОСФЕРНОГО БЕНЗОМОТОРА NISSAN HR16DE ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И БОЛЯЧКИ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE 1.6 MPI (ОТЗЫВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ)

1. Повышенный расход смазки на угар. К самой распространенной хронической болячке обозреваемого двигателя, да и всего семейства двс “Nissan HR-Series” вполне закономерно относится увеличенное потребление моторного масла силовым агрегатом, со временем переходящее в прогрессирующую стадию (более 900 грамм смазки на тысячу километров пробега). Как правило, масложор у рассматриваемого мотора имеет свойство начинаться с малых пробегов (с 15-20 тысяч километров) и нередко достигает 400-600 грамм смазки на тысячку километров. Со слов завода-изготовителя, повышенный расход масла у японского двигателя относится к конструктивной особенности данного двс. Однако, если исходить из утверждений автомехаников, то проблема в основном заключается в глубоком залегании заводских поршневых колец. В некоторых случаях, частично от масложора может помочь избавиться смена допуска моторного масла (например, вместо 5W-30 использовать 0W-30).

2. Трудный запуск в мороз. Проблема, связанная с трудным запуском японского мотора в мороз, как правило, относится к экземплярам, произведенным в первые годы выпуска (с 2005 по 2008 годы). Как правило, трудности с запуском у автовладельцев возникали по причине “глючного” реле блока зажигания, некачественных свечей и быстрым выходом из строя топливного насоса. Со слов автоспециалистов, чтобы не допустить быстрого выхода из строя топливного насоса, необходимо периодически измерять давление в рампе. А что касается недоработанного реле блока и свечей зажигания, то после проведенной концерном Nissan отзывной компании в 2007-2009 годах, эти компоненты заменили на более надежные, что благоприятно сказалось на запуске двигателя даже в сильные морозы.

3. Низкий ресурс цепи ГРМ. Не менее серьезной хронической болячкой многих “ниссановских” двигателей является преждевременное вытягивание цепи ГРМ. По отзывам владельцев японских автомобилей, нередко приводная цепь растягивается по прошествии 150-170 тысяч километров. К верным признакам, указывающим на растяжение приводной цепи относятся посторонние шумы (стуки или грохот) на холостых оборотах. Важно помнить, что у обозреваемого двигателя при перескоке цепи ГРМ через зубец шестерни происходит “дружественная” встреча поршней с клапанами, отчего последние неминуемо гнутся. Для справки заметим, что кроме замены самой цепи, обновить также потребуется башмаки, звездочки и совсем недешевый фазовращатель системы CVTC.

4. Хрупкие коренные вкладыши. Также на профильных форумах можно встретить множество отзывов автовладельцев, которые негативно высказываются по поводу коренных вкладышей, которые располагаются на шейках коленчатых валов. Как утверждает определенная доля автомехаников, при неправильной эксплуатации двигателя или от использования некачественного моторного масла, коренные вкладыши имеют свойство очень быстро повреждаться и приходить в негодность. Другая же группа специалистов наоборот, утверждает, что проблема кроется в хрупком материале, из которого изготовлены коренные вкладыши коленвалов. Надеемся, что вам повезет не нарваться на подобную неприятность в процессе эксплуатации автомобиля.

5. Прочие мелкие болячки и недоработки. К мелким неисправностям и болячкам рассматриваемого мотора зачастую относят следующие проблемы: малый срок службы опор двс (около 120-150 тысяч километров пробега); свистящий ремень генератора (конструктивная особенность); периодическая регулировка тепловых зазоров клапанов (каждые 90-100 тысяч километров пробега); несвоевременное обновление свечей зажигания вызывает нагар на контактах; недоработанное уплотнительное кольцо в месте примыкания масляного фильтр (масло может подтекать в местах стыка); резкое снижение компрессии в цилиндрах (точная причина до сих пор не установлена).

ИНТЕРВАЛЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ HR16DE 1.6 MPI (СОГЛАСНО РЕГЛАМЕНТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ)

Компания Nissan, рекомендует заливать в силовой агрегат 1.6 MPI серии HR16DE только фирменное синтетическое моторное масло “Nissan Motor Oil” (допуски: 0W-30/0W-40/5W-30/5W-40 по шкале SAE). Как показывает практика, осуществлять замену моторной смазки с фильтром в двигателе серии HR16DE лучше всего каждые 7-9 тысяч километров пробега, особенно если транспортное средство систематично используется в суровых условиях и/или зимнее время года. В том случае, если обозреваемый мотор начинает чрезмерно потреблять масло, то со слов специалистов, проблема может заключаться в неполадках, которые возникают в работе масляного насоса. Наверняка установить поломки можно с помощью диагностики и замеров точного расхода смазки, относительно регламентных показателей производителя.

СПИСОК ДВИГАТЕЛЕЙ, АНАЛОГИЧНЫХ ПО КОНСТРУКЦИИ С ДВС NISSAN HR16DE 1.6 MPI

По мнению автоспециалистов, к бензиновым силовым агрегатам атмосферного типа, которые можно назвать аналогичными мотору Nissan – HR16DE 1.6 MPI по конструкции, строению, устройству и техническим характеристикам, разработанные другими производителями, относятся следующие серии двс:

A16DMS 1.6 MPI от компании Daewoo;

Z16XEP 1.6 MPI от компании Opel;

L1N 1.6 MPI от компании Ford;

G4FC 1.6 MPI от компании Kia/Hyundai;

EP6C 1.6 MPI от компании Peugeot;

3ZZFE 1.6 MPI от компании Toyota;

H4M 1.6 MPI от компании Renault;

ВАЗ 11182 1.6 MPI от компании АвтоВАЗ.

Таким образом, атмосферный двигатель HR16DE 1.6 с многоточечным впрыском топлива MPI у концерна Nissan получился тяговитым, экономичным, ремонтопригодным и неприхотливым к горюче смазочным материалам. За счет этих четырех составляющих факторов, японский “атмосферник” по праву можно отнести к одному из самых практичных моторов линейки “HR-Series”. Со слов завода-изготовителя, приблизительный срок службы силовой установки HR16DE 1.6 MPI составляет порядка 280-300 тысяч километров пробега до замены (капитальный ремонт конструктивно не предусматривается). В действительности же, по отзывам владельцев моделей Ниссан Жук и Ниссан Кашкай, при соблюдении регламентных интервалов обслуживания, бензомотор серии HR16DE способен без особых проблем “ходить” около 340-370 тысяч километров пробега и более.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!