Рулевой механизм автомобиля: виды, конструкция, проблемы и восстановление

Из публикации вы узнаете, что называется рулевым механизмом автомобиля, какие виды систем рулевого управления существуют и, какой конструкцией они обладают. Кроме того, в статье рассмотрены основные признаки поломок и распространенные проблемы, возникающие в рулевых механизмах, а также рассказано о возможных способах восстановления тех или иных узлов, на примере, рулевой рейки.

Рекомендуем к прочтению: Что лучше: гибридные (Hybrid) или подзаряжаемые (PHEV) авто?

Рулевой механизм (система рулевого управления) – это специальное устройство, которое предназначено для контроля над направлением движения автомобиля. Именно этот механизм передает движения руля на колеса. В состав системы рулевого управления входит рулевой привод и рулевой механизм. Благодаря рулевому механизму водитель может менять маршрут движения транспортного средства и эффективно проходить повороты. Если этот компонент выйдет из строя, продолжить движение будет сложно или невозможно.

На сегодняшний день существует три самых распространенных вида рулевых механизмов:

Червячный рулевой механизм (свое наименование получил за счет приводной системы рулевой колонки, в составе которой идет червячная шестерня). Червячный рулевой механизм включает в свой состав следующие компоненты: рулевое колесо; рулевой вал с крестовиной; рулевую колонку; рулевые тяги; наконечники и “маятник”.

Реечный рулевой механизм (считается наиболее распространенной системой, которая включает в свой состав следующие компоненты: рулевое колесо; рулевой вал; рулевая зубчатая рейка с шестерней; рулевые тяги; рулевой наконечник, а также гидроусилитель, гидроэлектроусилитель, электроусилитель или пневмоусилитель руля).

Активная рулевая рейка (считается самой инновационной системой управления, в состав которой включаются следующие компоненты: рулевая рейка с планетарным механизмом и электромотором; электронный блок управления (ЭБУ); рулевые тяги; рулевые наконечники и рулевое колесо).

Принцип функционирования типового рулевого механизма очень похож на работу автоматической коробки переключения передач. Так, например, при вращении водителем руля, параллельно начинает вращаться планетарный механизм, приводящий в действие рулевую рейку, однако передаточное число всегда разное, так как оно имеет непосредственную зависимость от текущей скорости движения транспортного средства. 

КОГДА ТРЕБУЕТСЯ ЗАМЕНА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА АВТОМОБИЛЯ?

Как правило, типовые рулевые механизмы служат в течение всего срока службы автомобиля. Однако с течением времени, особенно на больших пробегах (после 200 тысяч километров) в рулевом механизме могут возникать трещины в корпусе, которые приводят к течи. Признаками того, что рулевой механизм срочно нуждается в ремонте или замене, многие специалисты относят: чрезмерный люфт и повышенное усилие, прилагаемое водителем на рулевое колесо при его вывороте.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ВОЗНИКАЮТ С РУЛЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ?

Даже не смотря на простую конструкцию типовых автомобильных рулевых механизмов, время от времени те или иные компоненты системы имеют свойство ломаться. Большинство современных моделей транспортных средств, которые оснащаются передовыми электронными системами управления, считаются более хрупкими, нежели классические механизмы, оснащенные реечными рулевыми рейками с ГУР.

Как мы знаем, рулевое колесо крепится к валу. При вращении вал приводит в движение шестерню, которая приводит в работу рулевую рейку. В свою очередь, рейка перемещает поворотный кулак при помощи рулевых тяг. Во всех этой схеме присутствует всего несколько движущихся частей и именно эти компоненты требуют определенного зазора, необходимого для предотвращения ускоренного износа и чрезмерного изгиба рулевого механизма, находящегося под нагрузкой. Большинство элементов рулевого механизма могут быть отрегулированы, что позволит нормализовать естественный износ тех или иных деталей, в особенности рулевой рейки.

КАКИЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОМКИ СЛУЧАЮТСЯ В РУЛЕВОМ МЕХАНИЗМЕ?

Несложная конструкция рулевого механизма означает то, что при возникновении неисправности, можно довольно легко локализовать и идентифицировать проблему. Чтобы поддерживать весь механизм в работоспособном состоянии и использовать весь потенциал системы, важно обеспечить надлежащую смазку деталей, независимо от того, какой тип рулевого механизма установлен в автомобиле.

Самые распространенные признаки, указывающие на проблемы с рулевым механизмом:

— слишком большой люфт рулевого колеса;

— нелинейная работа руля при совершении левых или правых поворотов, а также наличие ощутимых рывков;

— повышенное или пониженное сопротивление при работе рулевого управления.

Вышеперечисленные признаки чаще других указывают на наличие тех или иных поломок в рулевом механизме. Существуют ли эффективные методы, которые позволят автовладельцу справиться с разного рода поломками системы рулевого управления? К счастью, да. Причем, как утверждают автомеханики, не нужно сразу принимать дорогостоящие решения, такие как замена рулевого механизма, сперва можно провести регенерацию, то есть восстановление компонентов рулевой.

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УЗЛОВ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

Восстановление рулевого механизма является не просто необходимой, а обязательной процедурой, если вы хотите использовать не только исправный, но и безопасный автомобиль. Итак, если в рулевом колесе имеется большой люфт, то его можно отрегулировать самостоятельно в соответствии с руководством по эксплуатации (мануалом). Если в процессе вхождения в повороты в рулевой колонке ощущается нелинейность управления (руль реагирует слабо), то это свидетельствует о чрезмерном износе поперечных шарниров, соединенных с рулевой рейкой или выходе из строя насоса гидроусилителя (ГУР).  В этом случае, изношенные поперечные шарниры можно попытаться смазать. Если это не поможет, то придётся их заменить. Что касается гидроусилителя, то чаще других компонентов в нем из строя выходит помпа (насос), которая под давлением подает техническую жидкость в рабочую зону механизма. Как правило, насос ремонту и восстановлению не подлежит, его придется заменить на новый.

Когда можно прибегнуть к восстановлению рулевых механизмов? Некоторые рулевые механизмы, особенно классические – реечного типа с гидроусилителями, относительно легко восстановить, причем для их регенерации даже не потребуются специальные инструменты, в то время, как другие, более сложные системы, на примере, механизмов с активной рулевой рейкой и электроусилителем, требуют использования профессиональных принадлежностей. Осуществить восстановление стандартного рулевого механизма с усилителем можно самостоятельно, однако нам могут понадобиться соответствующие знания с навыками, ведь система рулевого управления включает множество уплотнений и мелких деталей, которые нужно аккуратно разобрать. Именно поэтому перед началом процедуры регенерации рулевой, рекомендуется внимательно прочитать руководство по обслуживанию/ремонту рулевого механизма своего автомобиля.

Восстановление деталей системы рулевого управления должно производиться только в чистой обстановке, чтобы избежать загрязнения, которое впоследствии может привести к ускоренному износу тех или иных компонентов. Если владелец автомобиля чувствует, что у него не хватает умений, чтобы осуществить процедуру должным образом, то в этом случае следует делегировать эту работу профессионалам, которые обладают необходимыми навыками, ведь допустив даже маленькую ошибку при разборке/сборке компонентов рулевого механизма, это может привести к непоправимым поломкам и проблемам на дороге.

Как проходит регенерация неисправных рулевых реек? Когда рулевая рейка (ключевой компонент системы рулевого управления) перестает работать должным образом, ее сперва подвергают диагностике, а затем, если проблемы не критичны, пытаются восстановить. Как правило, на неисправность рейки прямо или косвенно указывают следующие симптомы: люфт при вращении руля (указывают на износ рулевых наконечников); неприятные шумы в виде гула (указывают на поломки помпы гидроусилителе) и заметное ухудшение характеристик маневрирования (неисправен ГУР или чрезмерных износ шарнира рулевого вала). Профессиональная регенерация рулевого механизма в первую очередь основана: на замене уплотнителей; уменьшении люфта; замене рулевых тяг и наконечников. Кроме того, со всех разобранных деталей удаляется грязь, шлифуются ламели и устанавливаются новые втулки.

В завершении отметим, что самостоятельное восстановление рулевой рейки (чаще всего выходит из строя по сравнению с другими компонентами рулевого механизма) вполне возможно, правда нужно иметь свободное время, желание и руки, растущие из правильного места. Ничего сверхъестественного в регенерации рулевой нет. Зато своими руками можно удалить ржавчину, окрасить корпус, а также лично купить оригинальные запчасти и быть уверенным, что нас никто не пытается нагреть на стоимости работ. На стандартно восстановлении можно не останавливаться, а пойти дальше, например, сделать проточку рулевого вала, напылить металл до заводской величины, закалить поверхность, попросить знакомого токаря и выточить втулку из графита, с нанесением на нее тефлонового покрытия. Таким образом, своими руками и при помощи знакомых мы может не просто восстановить рулевой механизм своего автомобиля, а сделать его еще более долговечным, чем на заводе-изготовителе. Ведь никто не сделает работу лучше и дешевле, чем мы сами.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!