Честный обзор мы посвятили атмосферному бензиновому двигателю Тойота Авенсис (Toyota Avensis), Тойота Рав 4 (Toyota Rav4) и Тойота С-НР (Toyota C-HR) – 3ZR-FAE 2.0 MPI 16v с системой ValveMatic мощностью 148/152/158 лошадиных сил. В публикации рассмотрены технические характеристики, реальный расход топлива, предельный ресурс, отличительные особенности, надежность, отзывы владельцев, конструкция, сервисные интервалы техобслуживания, распространенные проблемы, а также преимущества и недостатки японского бензомотора компании Toyota.
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШЕЕ МОТОРНОЕ МАСЛО В ДВИГАТЕЛЬ?
Официальная мировая презентация 16-ти клапанного силового агрегата бензинового типа заводской серии 3ZR-FAE объемом 2.0 литра (1987 см³), разработанного японскими конструкторами корпорации Toyota, состоялась в июне 2007 года на международном автосалоне в Токио (Япония) под видом штатного двигателя среднеразмерной легковой модели Тойота Аллион (Toyota Allion) в кузове T260, которая предназначалась для удовлетворения спроса покупателей на внутреннем рынке. Бензиновый 2.0-х литровый мотор, получивший серийный индекс 3ZR-FAE, про который мы будем говорить в нашей статье, производится с 2007 года по настоящее время, а это между прочим уже 15 лет к ряду. Рассматриваемый двигатель изготавливается на основном заводе компании Toyota в японском городе Йокогаме. Для справки заметим, что до 2020 года мотор также собирали в городе Колумбус (США).
Семейство силовых установок “Toyota ZR-Series” также включает следующие серии двс: 1ZR‑FE 1.6 MPI, 1ZR‑FAE 1.6 MPI, 2ZR‑FE 1.8 MPI, 2ZR‑FAE 1.8 MPI, 2ZR‑FXE 1.8 MPI Hybrid и 3ZR‑FE 2.0 MPI.
Обозреваемый атмосферный двигатель является практически клоном довольно популярного мотора с индексом 3ZR–FE с таким же объемом 2.0 литра, который производили до средины 2020 года в тех же цехах японской автокомпании, что и 3ZR-FAE 2.0. Главными рынками сбыта силовых агрегатов Toyota 3ZR-FAE на сегодняшний день являются страны Азии (Япония, Китай и Малайзия), Западной и Восточной Европы (в том числе Россия, Украина, Беларусь и Казахстан), а также Северной Америки (США и Канада). Бензиновый узел серии 3ZR-FAE объемом 2.0 литра устанавливают под капот, как переднеприводных моделей, так и в моторный отсек полноприводных городских кроссоверов. Японский бензомотор является базовым двс таких автомоделей, как Avensis/Rav4/C-HR бренда Toyota и NX 200 марки Lexus. Справочно заметим, что сегодня на рынке можно также встретить и специальную версию рассматриваемой силовой установки, работающей на биоэтаноле, которая имеет свой собственный заводской индекс 3ZR-FBE.
ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРА TOYOTA 3ZR–FAE 2.0 MPI 148/152/158 Л.С
КОНСТРУКЦИЯ И УСТРОЙСТВО АТМОСФЕРНОГО БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 3ZR–FAE 2.0 MPI
Тойотовский стоковый силовой агрегат имеет традиционную конструкцию и устройство, которое свойственно для японского моторостроения середины-конца 2000-х годов. Двухлитровый двигатель сконструирован на платформе типового четырехцилиндрового алюминиевого блока (цилиндры расположены рядно по схеме “R4”). Блок цилиндров отливается из жаропрочного облегченного алюминиевого сплава. Головка блока цилиндров (ГБЦ) состоит из 16-ти клапанов, двух облегченных распредвалов (клапанный привод приводится в работу по технологии DOHC), гидрокомпенсаторов и также, как блок цилиндров отливается из высокоплавкого алюминиевого сплава.
Газораспределительная система компонуется типовой однорядной цепью ГРМ с мелким шагом звеньев (8 мм) и двумя фазовращателями (один распложён на впускном, а второй на выпускном распределительном валу). Силовой агрегат серии 3ZR-FAE оснащается одновременно двумя фирменными системами изменения фаз газораспределения: высокотехнологичной ValveMatic и стандартной Dual VVT-i, которой комплектуются все без исключения моторы линейки “Toyota ZR-Series”. Что такое Valvematic? Система ValveMatic – это фирменная технология VVT-i, регулирующая фазы газораспределения впускных/выпускных клапанов (также контролирует высоту подъема клапанов), а также эффективно управляющая потоком всасываемого в двс воздуха. Таким образом, система ValveMatic позволяет достигать двигателю высокой производительности за счет лучшего сгорания топливовоздушной смеси в камерах цилиндров, благодаря чему увеличивается выходная мощность при пониженном расходе горючего.
Что касается топливной системы силового агрегата серии 3ZR-FAE 2.0, то в важную роль в ней играет электронно управляемый инжектор и довольно надежный механизм многоточечного (распределённого) впрыска горючего в камеры цилиндров, работающего по технологии MPI (Multi Point Injection). Также отметим, что показатель степени сжатия у японского 2.0-х литрового узла составляет 10.5 пунктов, что соответствует бензину с 95-ю октановыми числами. К важной отличительной особенности японского двигателя можно отнести механизм пневматического дросселя, который находится под управлением электронного блока (ЭБУ). Стоит сказать, что благодаря новациям, которые были использованы в моторе 3ZR-FAE, концерну Toyota удалось втиснуть свой алюминиевый продукт в экологический класс Euro-5. Для справки заметим, что моторное масло в двигатель 3ZR-FAE 2.0 MPI многие автомеханики все же рекомендуют заливать оригинальное “Toyota Motor Oil” или аналогичное, соответствующее допускам производителя с вязкостью 5W-20 по шкале SAE.
Со слов многих автоспециалистов, важной отличительной особенностью японского узла Toyota 3ZR-FAE является инновационная на момент выхода рынок система ACIS, предназначенная для нагнетания определенных объемов воздуха в цилиндры при наборе двигателем высоких оборотах (более 3 800 об/мин). Этот механизм имеет специальную камеру, расположенную во впускном коллекторе двс и именно в ней “хранится” (накапливается) ранее закачанный воздух в систему. Стоит также отметить, что механизм ACIS компонуется четырьмя дроссельными заслонками, которые приводятся в работу пневматическим приводом. Таким образом, ключевой функцией системы ACIS является именно нагнетание нужного объема воздуха в цилиндры с целью более быстрого “раскручивания” оборотов бензомотора, если это понадобится в процессе езды.
РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО, НА ПРИМЕРЕ, TOYOTA C–HR 2022 С ДВС 3ZR–FAE 2.0 MPI 148 Л.С
Ниже в таблице отображены справочные показатели реального расхода топлива бензиновым двигателем 2.0 MPI серии 3ZR-FAE с механизмом фазорегуляции ValveMatic/Dual VVT-i в городском/загородном/смешанном циклах движения. Информация базируется на паспортных сведениях модели C–HR бренда Toyota с передним приводом 2WD в кузове X10 (2022 года выпуска), двигатель которой работает в паре с бесступенчатым вариатором CVT.
СПИСОК АВТОМОДЕЛЕЙ, ОСНАЩАЕМЫХ СИЛОВЫМ АГРЕГАТОМ 2.0 MPI СЕРИИ 3ZR–FAE
– Тойота Рав 4 в кузове ХА30, третья генерация после первого рестайлинга (годы выпуска: с сентября 2008 по апрель 2010).
– Тойота Рав 4 в кузове ХА30, третья генерация после второго рестайлинга (годы выпуска: с мая 2010 по январь 2013).
– Тойота Рав 4 в кузове ХА40, четвертая генерация до первого рестайлинга (годы выпуска: с ноября 2012 по декабрь 2015).
– Тойота Авенсис в кузове T270, третья генерация до первого рестайлинга (годы выпуска: с августа 2008 по март 2012).
– Тойота Авенсис в кузове T270, третья генерация после первого рестайлинга (годы выпуска: с февраля 2012 по сентябрь 2015).
– Тойота Авенсис в кузове T270, третья генерация до второго рестайлинга (годы выпуска: с октября 2015 по апрель 2018).
– Тойота C–HR в кузове X10, первая генерация до первого рестайлинга (годы выпуска: с марта 2016 по октябрь 2019).
– Тойота C–HR в кузове X10, первая генерация после первого рестайлинга (годы выпуска: с октября 2019 по настоящее время).
– Тойота Аллион в кузове T260, вторая генерация до первого рестайлинга (годы выпуска: с июня 2007 по март 2010).
– Тойота Аллион в кузове T260, вторая генерация после первого рестайлинга (годы выпуска: с апреля 2010 по май 2016).
– Тойота Аллион в кузове T260, вторая генерация до второго рестайлинга (годы выпуска: с июня 2016 по март 2021).
– Тойота Харриер в кузове XU60, третья генерация до первого рестайлинга (годы выпуска: с декабря 2013 по май 2017).
– Тойота Харриер в кузове XU60, третья генерация после первого рестайлинга (годы выпуска: с июня 2017 по май 2020).
– Лексус НХ 200 в кузове AZ10, первая генерация до и после первого рестайлинга (годы выпуска: с сентября 2014 по январь 2021).
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ 3ZR–FAE ОБЪЕМОМ 2.0 ЛИТРА
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЛОМКИ ДВС 3ZR–FAE 2.0 (ПО ОТЗЫВАМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ)
1. Частые сбои в работе системы ValveMatic. Как утверждают многие владельцы японских автомобилей, оснащенных обозреваемым двигателем, довольно много головной боли умеет доставлять высокотехнологичный механизм фазорегуляции Valvematic (принцип работы системы описан выше в статье), блок управления которой регулярно сбоит и глючит. В большинстве случаев проблема решается по гарантии у дилера, стандартной перепрошивкой ЭБУ двигателя.
2. Повышенный расход смазки (масложор). Следующей по популярности проблемой, которая зачастую встречается у обозреваемого японского силового агрегата является прогрессирующий масложор, при котором расход моторного масла на угар нередко составляет 500-600 грамм и более на 1 000 километров пробега. Как правило, данная неприятность возникает с первых километров эксплуатации автомобиля. По заявлениям производителя, повышенный расход масла на угар не является недоработкой узла, а относится лишь к конструктивной особенности данного двс.
3. Посторонние шумы в виде цоканья из–под капота. Особенно часто на профильных форумах, которые посвящены обозреваемому японскому двигателю можно найти жалобы владельцев автомобилей, связанные с посторонними шумами в виде цоканья или стуков со стороны моторного отсека. По утверждениям автомехаников, виной всему являются недоработанные гидравлические компенсаторы, которые любят стрекотать на холостых оборотах. В большинстве случаев, подобная неприятность решается гарантийным ремонтом у дилера или привыканием автовладельца к звукам.
4. Недолговечная водяная помпа системы ГРМ. Далее по популярности в плане проблемности идет водяная помпа механизма газораспределения, которая довольно часто выходит из строя на небольших пробегах (до 60-80 000 километров, а в некоторых случаях и ранее). Кроме того, многие автовладельцы отмечают, что по прошествии 120-140 000 километров пробега у рассматриваемого японца приводная цепь ГРМ любит растягиваться, а это явление нередко приводит к ее перескоку через зубец шестерни.
5. Плавающие обороты на холостых. Как правило, плавать обороты у японского мотора начинают после 80-100 тысяч километров пробега, по причине чрезмерного загрязнения впускного коллектора коксом. Неприятность довольно легко устраняется стандартной прочисткой впускной системы двигателя при помощи специальной автохимии, которой больше, чем предостаточно на рынке.
РЕГЛАМЕНТНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ СЕРВИСНОГО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 3ZR–FAE 2.0 MPI
Как итог отметим, что рассмотренный в обзоре бензиновый мотор Toyota серии 3ZR-FAE относят к крепким середнякам рынка и называют в меру надежным маркетинговым атмосферным двигателям с вполне солидным по современным меркам сроком службы до замены (капиталка двс конструктивно не предусмотрена). По заявлениям завода-изготовителя, компании Toyota, примерный ресурс силовой установки 3ZR-FAE 2.0 MPI с системой фазорегуляции ValveMatic составляет 270-300 тысяч километров пробега. В действительности же, по отзывам автовладельцев той же Тойота Авенсис, при систематическом интервальном обслуживании двухлитрового узла серии 3ZR-FAE в соответствии с регламентом производителя, срок службы двс нередко достигает 380-420 тысяч километров пробега.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!