Нужно ли менять масло АТФ в гидромеханической АКПП и бесступенчатом вариаторе CVT? Мнения автомехаников

В сегодняшней статье мы рассмотрим мнения автомехаников относительно того, нужно ли периодически менять (обновлять) трансмиссионную жидкость (масло АТФ/ATF) в классической гидромеханической автоматической коробке переключения передач (АКПП) и бесступенчатом вариаторе (CVT).

Рекомендуем прочесть: Что такое ЭСУД (электронная система управления двигателем)?

Если опираться на регламенты мировых автопроизводителей двадцатилетней давности получается, что периодическая замена масла в классических автоматических коробках переключения передач и вариаторах была просто необходима. Сегодня же многое изменилось. Те же представители автомобильных компаний утверждают, что проводить данную процедуру необязательно, и рабочей жидкости в автоматических трансмиссиях должно быть достаточно на весь период её эксплуатации. Возможно, это вызвано кардинальными изменениями в конструкциях автомобильных АКПП и технологических составах самих масел? Давайте разбираться.

С обзором «механики» УАЗ Патриот — Dymos T032E, вы можете ознакомиться здесь.

Если внимательно ознакомиться с некоторыми регламентами производителей, становится понятно, что при эксплуатации машины в режимах с высокими нагрузками, масло АТФ (трансмиссионную жидкость) менять все же потребуется. Например, японская компания Honda одна из первых обозначила интервал по замене трансмиссионного масла 1 раз в 60 тысяч километров пробега. А ведь постоянное передвижение в городских заторах также можно причислить к экстремальному режиму. Аналогичные советы дают и компании, занимающиеся производством, как самих “автоматов”, так и вариаторов CVT. Они утверждают, что делать замену нужно регулярно, причём ещё чаще, чем 1 раз в 60 тысяч километров пробега. Получается, что автогиганты просто сменили расстановку акцентов, но проблема никуда не исчезла.

Конечно, современные автоматические трансмиссии нельзя сравнивать со своими давними предшественниками. Но, в принципе, конструктивно коробки почти не поменялись. К тому же, современные гидромеханические АКПП и бесступенчатые вариаторы CVT наоборот, стали более капризными и требовательными к технологическим составляющим трансмиссионной жидкости ATF. Химическая промышленность также идёт в ногу со временем, но вечную техническую жидкость, причем это относится не только к маслу, производителям разработать пока не удалось.

СПОСОБЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА АТФ В АКПП. МНЕНИЯ АВТОМЕХАНИКОВ

Однако случается так, что, оказываясь в автоматической или вариаторной трансмиссии новое масло АТФ начинает негативно отражаться на её функционировании. Даже если автомобиль использовался в обычном режиме, со временем детали АКПП подвергаются износу, в частности фрикционы. Дело в том, что продукты износа (металлическая стружка) откладываются на всех поверхностях гидросистемы трансмиссии.

Новое масло АТФ более активно технологически, особенно его вымывающие свойства, поэтому оно поднимает старые отложения, а они, в свою очередь, могут оказаться в соленоидах гидроблока, что только увеличит степень загрязнения, следовательно, и износа всего агрегата. По этой причине при выборе скоростей могут появляться рывки (трансмиссия “пинается”), коробка начинает медленнее реагировать на команды и/или чрезмерно вибрирует в процессе переключения ступеней. Это относится, в первую очередь, к автоматическим трансмиссиям, прошедшим не одну “сотню” тысяч километров пробега, в которых вообще не проводилась замена технической жидкости, или к неисправным агрегатам, хотя дефекты в их работе пока еще не выявлены. Так, или иначе, масса продуктов износа в подобных автоматических коробках передач будет приближена к критической. Для справки заметим, что на сегодняшний день известны некоторые проверенные способы, которые позволяют максимально минимизировать риск возникновения негативных последствий для “автомата” и вариатора при замене старого масла АТФ на новое.

Наиболее проверенный способ – это частичный долив новой трансмиссионной жидкости поверх старой, то есть полная замена масла, но в два этапа. При этом поддон снимать не придётся, как и устанавливать новый фильтр (гидрофильтр). Потребуется только удалить из картера половину объёма находящейся там жидкости и заправить новую до необходимого уровня. Справочно заметим, что в современных автоматических трансмиссиях полный объём технической жидкости составляет около 9-10 литров (то есть для частичной замены потребуется порядка 4-5 литров масла АТФ).

Как отмечают многие автомеханики, после того, как автомобиль проедет 1000 километров, процедуру по обновлению масла нужно будет снова повторить (залить оставшиеся 4-5 литров масла АТФ, чтобы полностью вытеснить старую жидкость). Подобный вариант автомеханики рекомендует использовать тогда, когда владелец приобрел автомобиль с солидным пробегом (более 150 тысяч километров пробега), при этом он не знает, как машина эксплуатировалась, и менялось ли в автоматической трансмиссии техническая жидкость. Правда, необходимо отметить, что вышерассмотренный способ довольно затратный. Как советуют автоспециалисты, если же масло имеет ярко выраженный запах гари и чёрный цвет, то не лишним делом будет проведение тестирования (диагностики) состояния коробки передач.

Ещё один способ, с учётом исправной и оптимально функционирующей трансмиссии — частичная замена масла АТФ. При этом в картер заливается половина объёма технической жидкости и меняется соответствующий фильтрующий компонент. И наконец, полная замена технической жидкости при помои специального оборудования (установке), которое подключают к магистралям гидросистемы коробки передач. Отработанная смазка удаляется полностью под давлением и в один этап (старое масло выкачивается все и сразу), а при новой заправке возможно потребуется залить даже не 9-10, а 12 литров масла АТФ, правда это напрямую зависит от типа автоматической трансмиссии. Данный способ считается самым дорогим для владельца автомобиля и наиболее стрессовым для вариатора или “автомата”. Как правило, полная и одномоментная замена трансмиссионной жидкости применяется в автомобилях с пробегом менее 100 тысяч километров.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И РЕГЛАМЕНТНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА АТФ

Как рекомендуют автоспециалисты и автопроизводители, в процессе эксплуатации машины, оснащенной автоматической трансмиссией (“автомат” или бесступенчатый вариатор) необходимо, чтобы выдерживались одинаковые интервалы замены масла ATF. При обычной эксплуатации жидкость рекомендуется частично обновлять по прошествии 80 тысяч километров пробега, с установкой нового фильтрующего компонента. Затем следует проводить обновление жидкости каждые 50-60 тысяч километров пробега. В том случае, если автомобиль работает в тяжёлых (суровых) условиях эксплуатации, обновлять трансмиссионную жидкость потребуется еще раньше, например, каждые 30-40 тысяч километров пробега.

КАКОЕ МАСЛО АТФ НУЖНО ЗАЛИВАТЬ В АВТОМАТИЧЕСКУЮ ТРАНСМИССИЮ?

На сегодняшний день, рынок предлагает большое разнообразие заменителей оригинальной продукции, которые полностью соответствуют спецификациям (допускам) производителей тех или иных типов АКПП. Главный подвох подобного заменителя оригинального масла АТФ для автоматической трансмиссии кроется в том, что оно аналогично требованиям, но сильно отличается от заводских параметров, которые предлагает учитывать тот или иной производитель АКПП. Некоторые подделки с недорогой основой и пакетом присадок при охлаждении/нагреве способны изменять объём смазки в системе вдвое, а то и больше, в отличие от оригинальных технических жидкостей. Если при нагревании данный нюанс для узла не критичен, то при сильном охлаждении он может спровоцировать масляное голодание, а это приводит к ускоренному износу компонентов трансмиссии.

При выборе любой технической жидкости, тем более масла для двигателя или трансмиссии, предпочтение лучше всего отдавать в пользу продукции от проверенных компаний. Не пытайтесь проявить экономию там, где это неуместно. Если уже и покупаете явный заменитель, то его технологические составляющие должны быть максимально приближены к оригинальному маслу АТФ. Сегодня подобные жидкости разрабатываются исключительно под сертификации определённого производителя автомобиля или автоматическую коробку передач.

Хотя, как отмечают автоспециалисты, иногда нужно заливать в трансмиссионный узел машины исключительно оригинальную техническую жидкость. Особенно это относится к современным многоступенчатым гидроавтоматам и бесступенчатым вариатором последних поколений, которые весьма чувствительны к составу присадок. Экспериментировать не стоит, неправильная эксплуатация, несвоевременное и неграмотное обслуживание трансмиссии могут отразиться на функционировании всего агрегата в целом, причем немедленно. Так, например, из-за использования некачественного масла АТФ, в процессе эксплуатации автомобиля могут появится посторонние шумы/вибрации при переключении скоростей, а также нередки случаи выхода из строя дорогостоящих компонентов этого недешёвого типа трансмиссии.

Таким образом, интервальное обновление трансмиссионной жидкости в подавляющем большинстве случаев продлевает ресурс автоматической коробки передач, будь то классический “автомат” или вариатор. Кроме того, периодическая замена масла ATF, порой даже устраняет определенные проблемы в функционировании трансмиссии. Так, например, если компоненты коробки передач не имеют механических повреждений, однако продукты износа сильно засорили гидроблок с соленоидами, что привело к появлению рывков при переключении скоростей, новая смазка способна вымыть эти опасные частицы из системы. Стоит сказать, что подобные действия порой используют именитые производители автомобилей, выпуская сервисные компании, призванные устранить некоторые недочеты в работе автоматической трансмиссии, например, для “лечения” посторонней вибрации или шумов при переключении передач. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ НА ДОРОГАХ!