В сегодняшней статье рассмотрены ключевые особенности замены трансмиссионного масла АТФ (ATF) в АКПП современного автомобиля. Кроме того, в публикации приведены экспертные рекомендации специалистов относительно интервалов обслуживания и способов замены трансмиссионной жидкости в автоматической коробке переключения передач.
Рекомендуем прочесть: Сабвуфер – незаменимое дополнение современной автоакустики
Современные производители автомобилей с коробкой «автомат» предпочитают заливать трансмиссионное масло АТФ ровно в том количестве, которого хватит (по крайней мере должно хватить!) на весь срок службы транспортного средства. Справочно заметим, что в новейших моделях автомобилей даже отсутствует щуп для контроля за уровнем трансмиссионной жидкости – настолько производители уверены, что залитого заводом-изготовителем масла хватит на много лет вперед.
С обзором “механики” УАЗ Патриот – Dymos T032E, вы можете ознакомиться здесь.
А вот на старых моделях автомобилей менять масло АТФ нужно обязательно, причем заливать можно только то, что специально предназначено для автоматических коробок передач и в полном объеме соответствует допускам производителя. Да и в новых моделях автомобилей может возникнуть необходимость долить масло по прошествии 50-70 тысяч километров пробега. Хотя бы потому, что европейские и японские представления о сроке службы автомобиля существенно отличаются от наших, так сказать отечественных. Там машину меняют раз в несколько лет. У нас же такая техника переходит по наследству и ездит десятилетиями, пока удается найти подходящие запчасти, причем необязательно аутентичные.
Когда и, как часто нужно менять масло АТФ в классической АКПП?
В первую очередь, желательно следовать рекомендациям производителя. На старых моделях это обычно рекомендуется делать каждые 50-60 тысяч километров пробега (справочно: менять каждые 50 тысяч километров желательно тогда, когда автомобиль постоянно эксплуатируется в городских условиях, где преобладает частый разгон и торможение; менять каждые 60 тысяч километров желательно тогда, когда машина эксплуатируется преимущественно за городом, то есть используется на большие расстояния).
Причины, влияющие на сокращение интервалов замены масла АТФ в АКПП:
– автомобиль систематично буксирует другие транспортные средства, тяжелые прицепы или часто ездит с большой нагрузкой;
– при возникновении перегрузки или перегрева автоматической трансмиссии, что привело к переходу коробки передач в аварийный режим работы без других видимых признаков поломок;
– автомобиль часто эксплуатируется на бездорожье с долгими пробуксовками или используется в скоростных режимах, в процессе которых возникают максимальные ускорения;
– при проверке трансмиссионной жидкости АТФ (если имеется щуп), ее уровень находится на минимально допустимой отметке или же, если в масле находится посторонняя взвесь/мелкие фракции, обнаруживается запах гари и чрезмерное потемнение. При возникновении данной причины не лишним делом будет проведение тщательной диагностики “автомата”.
Одновременно с трансмиссионной жидкостью специалисты советуют менять гидрофильтр и далее обновлять его вместе с маслом каждые 30 тысяч километров пробега. Правда это нужно делать в том случае, если у машины на одометре накатано более 200 тысяч километров пробега. Некоторые же автоспециалисты и вообще рекомендуют обновлять трансмиссионную жидкость в АКПП один раз в год. В любом случае при возникновении разного рода сомнений, лучше всего проконсультироваться в специализированном автосервисе, который занимается обслуживанием автоматических коробок передач.
Как менять трансмиссионное масло ATF в автоматической коробке передач?
В идеале замену масла нужно доверять автомеханикам. На многих станциях технического обслуживания (СТО) есть так называемый «аппарат циклической смены», при помощи которого сливают старую трансмиссионную жидкость АТФ и освобождают место для свежего. Народные умельцы уже придумали, как обойтись без аппарата и слить масло при включенном двигателе с помощью самой АКПП. Для замены снимают пробку и фильтр, а в моделях, не оборудованных сливной пробкой, снимают поддон. Также часто рекомендуется открутить шланг для вывода масла из коробки для гарантированно полной замены.
Метод гаражных мастеров конечно рискованный, ведь нужно внимательно смотреть за процессом, не допускать работы АКПП «всухую», потому что перегрузка системы чревата последствиями и не запланированным ремонтом. Кроме того, само понятие «полной замены», по мнению многих экспертов, весьма условно. В каждый такой «заход» можно сменить до 40 процентов масла АТФ, а если сделаете 2-3 захода подряд, то замените лишь до 78 процентов жидкости, так как оно попросту не успевает полностью смешиваться и свежее сливается вместе с остатками старого.
Именно поэтому производители советуют менять масло АТФ после определенного километража пробега, а не после холостого прогона двигателя. В рабочем режиме смешивание происходит более тщательно, и тогда процент замены гораздо выше. Само собой, свежее масло для «автоматики» должно быть совместимо со старым. И лучше, если новое масло АТФ будет того же производителя, что и отработанное. Поэтому «отработку» не выбрасывайте, а сдавайте на переработку. Заметим тот факт, что современные методы регенерации позволяют восстановить изначальные свойства. Кроме того, заливая «родное» регенерированное масло АТФ, вы можете быть уверены в совместимости масел в АКПП.
Всегда ли следует менять трансмиссионное масло АТФ в АКПП?
Что делать, если вы купили подержанную машину с автоматической коробкой передач, в которой масло, невзирая на рекомендации, не менялось регулярно или же не менялось вовсе? Не спешите менять! Замена может нарушить уже сложившуюся «микрофлору», начать вымывать различные отложения из масляных каналов, которые, придя в движения, могут закупорить эти самые каналы и «убить» АКПП. Советуйтесь с механиками – только они могут вынести профессиональный вердикт относительно вопроса «менять или не менять».
Какая замена масла АТФ лучше: частичная (стандартная) или полная (с использованием специального аппарата)?
Как рекомендуют специалисты, при прохождении владельцем автомобиля регулярного периодического техобслуживания автоматической трансмиссии, на которых устанавливается невысокий износ масла АТФ, достаточно производит лишь частичную замену технической жидкости в АКПП. В том случае, если вы не знаете, когда обновлялась трансмиссионное масло ATF или же оно менялась слишком давно, то рекомендуется произвести полную замену технической жидкости в АКПП.
Стоит отметить, что многие производители автоматических коробок передач создают определённую конструкцию узлов АКПП, которая не позволяет при стандартной замене масла АТФ (откручивание пробки и/или снятие поддона) удалить трансмиссионную жидкость из системы в полном объеме, а дает лишь возможность слить некоторую часть старой жидкости, находящейся непосредственно в самом поддоне. Однако нужно понимать, что почти половина от полного заправочного объема масла АТФ остается в гидроблоке и гидротрансформаторе АКПП. Причем это не подвох со стороны изготовителя, а конструктивная особенность любой автоматической коробки передач, которая не позволяет в полном объеме «осушить» систему, сняв лишь поддон.
Полная замена масла АТФ в АКПП начинается с частичного обновления трансмиссионной жидкости, что подразумевает: снятие поддона, слив доступного объема изношенного масла, замену расходных материалов, вливание новой жидкости до необходимого уровня. Далее используется специальное оборудование, которое называется стендом. Стенд подключают к автоматической коробке передач через подающую линию, при помощи которой масло АТФ направляется в радиатор охлаждения. Далее к АКПП подключается откачивающая линия, с помощью которой выводится изношенная трансмиссионная жидкость (данный процесс наглядно продемонстрирован на фото ниже).
После подключения специального оборудования к АКПП, масло АТФ начинает циркулировать через стенд. Отработанная трансмиссионная жидкость, удаляемая из “автомата”, сливается прямо в емкость, а по подающему шлангу в АКПП направляется свежее масло АТФ. Благодаря стенду, осуществляется полноценная замена трансмиссионной жидкости в “автомате” при помощи полной откачки старого масла, задержавшегося в системе, а также осуществляется параллельная доливка новой трансмиссионной жидкости.
Стоит заметить, что в реальности при полной замене трансмиссионной жидкости в АКПП все равно происходит смешение старого (изношенного) масла и нового, хоть и не в том объеме, как при частичном обновлении технической жидкости. Дело в том, что старое масло АТФ на 100 процентов откачать и вытеснить из системы попросту невозможно. Однако такое оборудование, как стенд позволяет значительно освежить трансмиссионную жидкость, находящуюся в автоматической коробке передач. Кроме того, современный стенд, используемый для полного обновления трансмиссионной жидкости, также позволяет оценивать состояние выходящего из системы АКПП масла по его прозрачности. Так, например, при частичном обновлении из автоматической коробки передач зачастую выходит непрозрачное, а если точнее, то достаточно темное по цвету масло АТФ. В свою очередь, при выкачивании и закачивании около 3,5-4 литров трансмиссионной жидкости, масло АТФ в “автомате” становится намного прозрачней, а, следовательно, свежее и чище. Для справки заметим, что после завершения полного обновления масла АТФ в АКПП при помощи стенда, специалисты дополнительно проверяют и контролируют уровень трансмиссионной жидкости в “автомате”.
Как правило, все современные стенды, предназначенные для полной замены масла АТФ в АКПП оснащаются специальными индикаторными лампами, которые указывают на степень прозрачности трансмиссионной жидкости. Ниже на фото слева отражена степень прозрачности масла АТФ после частичной замены – трансмиссионная жидкость темная, а прозрачность низкая. Ниже на фото справа отображена степень прозрачности масла АТФ после полной замены с добавлением трех дополнительных (промывочных) литров трансмиссионной жидкости.
Для проведения полной замены трансмиссионной жидкости в “автомате” нужно всегда покупать дополнительный заправочный объем, который понадобится для вытеснения отработанного масла АТФ из системы АКПП (мехатроника и гидротрансформатора). Таким образом, на цену полной замены старой трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач влияет именно стоимость дополнительного объема масла АТФ, предназначенного для вытеснения и обновления той части смазки, которая не удаляется из АКПП при частичной замене. Справочно заметим, что полную замену масла ATF в АКПП можно проводить в автомобилях любых марок: Audi, BMW, Mercedes–Benz, Peugeot, Renault, Ford, Toyota, Mitsubishi, Mazda, Opel, Volkswagen, Cadillac, Kia, Hyundai и другие.
Какие выводы должны сделать владельцы автомобилей с АКПП касательно замены масла АТФ?
В первую очередь следуйте рекомендациям производителя. Во-вторых, доливайте трансмиссионную жидкость только совместимую с оригинальным. В-третьих, производите замену масла АТФ на специализированном СТО. В-четвертых, при возникновении сомнений всегда советуйтесь с автомеханиками.
Надеемся, что все вышеперечисленные в нашей статье рекомендации специалистов, помогут обеспечить надежность работы автоматической коробки переключения передач и позволят безопасно ездить долгие годы на автомобиле, пока вы сами не сочтете нужным поменять машину.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!