ВАЗ 11182 1.6 MPI 90 л.с — двигатель Лада Гранта (Лада Ларгус): предельный ресурс, характеристики и реальный расход

В обзоре мы расскажем о новом двигателе Лада Гранта (Лада Ларгус) — ВАЗ 11182 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 90 лошадиных сил и рассмотрим технические характеристики, надежность, реальный расход топлива, предельный ресурс и распространенные неисправности отечественного атмосферника.

Рекомендуем ознакомиться со статьей: Честный обзор двигателя УАЗ Патриот ЗМЗ ПРО 2.7 MPI

Двигатель ВАЗ 11182 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 90 лошадей

Официальное представление новой, а точнее серьезно модернизированной восьмиклапанной силовой установки объемом 1.6 литра с индексом ВАЗ 11182, разработанной российскими специалистами АвтоВАЗа впервые состоялась в январе 2021 на презентации рестайлинговой версии популярного у российских автолюбителей универсала Лада Ларгус в кузове R90 (FL). Рассматриваемый 1.6-ти литровый двигатель специально создавался для компоновки всего двух отечественных моделей – новой Лада Гранта и Лада Ларгус. По своей сути обозреваемый 8-ми клапанник ВАЗ 11182 является лишь обновленной версией дорестайлингового мотора серии ВАЗ 11189 объемом 1.6 литра, которым по умолчанию оснащали прошлую генерацию Ларгус и Гранта.

Семейство двигателей «ВАЗ 8v» состоит из серий: 1.6 111831.6 111861.6 11189, 1.6 21114 и 1.6 21116.

Лада Гранта
Лада Ларгус

Обновление одних из самых востребованных в линейке моделей Lada Granta и Lada Largus, заставило руководство компании АвтоВАЗ пойти на создание более современного, а также в меру экономичного силового агрегата, которым в последствии стал ВАЗ 11182. Для справки заметим, что данный двигатель, не то чтобы расширил семейство вазовских 8-ми клапанных двс, а наоборот, заменил собой морально устаревший ВАЗ 11189, на базе которого он и был создан. Формально новый мотор получил около десятка нововведений, за счет которых инженерам российской компании удалось не только заметно сократить механические потери, благодаря чему оптимизировался расход топлива, но и нарастить итоговую мощность узла, увеличив ее в последствии на 3 лошадиные силы. Однако самым главным прорывом специалистов стало то, что им удалось заставить модернизированный двс вырабатывать примерно 82 процента крутящего момента уже на 1 000 оборотах в минуту.

Ключевые технические характеристики и особенности силового агрегата ВАЗ 11182 1.6 8v

Краткая справочная информация по силовому агрегату ВАЗ 11182 1.6 MPI:

— атмосферная 8-ми клапанная четырехцилиндровая бензиновая силовая установка, оснащаемая механизмом управления клапанов SOHC (Single OverHead Camshaft) с одним распредвалом верхнего расположения (распределительный вал предназначается для четырёх впускных и четырёх выпускных клапанов);

— вид впрыска: распределенный MPI с управлением электронного типа;

— моторная гамма: “ВАЗ 8v”;

— заводской индекс: 11182;

— объем цилиндров: 1596 кубических сантиметров (ход поршня – 75.6 миллиметра, диаметр цилиндра — 82.0 миллиметра);

— выходная мощность: 90 лошадиных сил, развиваемые на 5 000 оборотах в минуту;

— крутящий момент: 140 Ньютон на метр, достигаемый на 3 800 оборотах в минуту;

— максимальная скорость: 160 км/ч, время разгона до сотни — 14,0 секунд;

— система фазорегуляции: конструктивно не предусмотрены (фазовращатели не устанавливаются).

Двигатель ВАЗ 11182 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 90 лошадей

Подробные технические сведения на двигатель ВАЗ 11182 1.6 MPI 8v 90 л.с:

Блок цилиндров: чугунный с рядной конфигурацией четырех цилиндров в формате расположения R4.

Головка блока цилиндров: алюминиевая, рассчитана на восемь облегченных клапанов (2 клапана на каждый цилиндр). ГБЦ оснащается одним распредвалом, который имеет ширину рабочей поверхности 11 миллиметров и ширину затылка кулачка 6 миллиметров (изготовлен из облегченного сплава).

Особенности головки блока цилиндров и деталей ЦПГ:

— установлены цельнометаллические толкатели вместо шайб;

— стоит новый коленвал и распредвал (облегчен вес и изменена форма);

— установлены новые сверхоблегченные детали цилиндропоршневой группы (поршни, кольца, шатуны и клапана);

— камера сгорания выполнена в поршне;

— поршни покрываются жаропрочным металлографитным покрытием;

— увеличена высота жарового пояса и длина юбок поршней;

— крышка ГБЦ оснащается новой более эффективной системой вентиляции и усиленной прокладкой;

— установлен новый дроссельный патрубок с уменьшенным сечением до 45 миллиметров (у базового двс ВАЗ 11189 – 52 миллиметра) и оптимизирована работа заслонки;

— установлены новые свечи зажигания меньшего диаметра;

— увеличена опорная поверхность под демпфер шкива коленвала;

— изменено количество противовесов коленчатого вала (с 8-ми до 4-х единиц) и уменьшен размер шатунной шейки до 43 миллиметров (у базового двс ВАЗ 11189 – 47,8 миллиметра);

— изменен подвод масла к шатунной шейке;

— установлены толкатели и маслосъемные колпачки от силовой установки Renault H4M 1.6;

— установлены тарелки, шатуны и сухари от силового агрегата серии ВАЗ 21179 1.8;

— исключены из конструкции внутренние пружины клапанов;

— крышка ГБЦ получила увеличенную высоту, более эффективный маслоотделитель вентиляции картера и шесть точек крепления.

Система охлаждения: жидкостная с закрытым контуром и принудительной циркуляцией антифриза.

Система зажигания: искровая (стоят индивидуальные катушки зажигания); генератор верхнего расположения; свечи зажигания марки NGK (диаметр резьбы – M12x1,25, длина резьбы – 26,5 миллиметра).

Топливная система: инжектор с распределённым впрыском, функционирующий по технологии MPI (горючее впрыскивается в рабочую область впускных клапанов с помощью форсунок электромагнитного типа), а управление процессом осуществляет электронный контроллер от Bosch. Степень сжатия в системе – 10.5 к 1. Рекомендуемый к заправке бензин – АИ-95, допускается АИ-92.

Газораспределительная система: усиленный зубчатый ремень ГРМ с гидронатяжителем (фактический ресурс – 120 тысяч (заявленный — 160 тысяч) километров пробега до замены). При обрыве приводного ремня – клапана не гнет (справочно: установлены безвтыковые поршни с проточками под полный ход, благодаря чему “дружественной встречи” с клапанами не происходит).

Расход топлива, на примере, пятиместного универсала Лада Ларгус 2021 с механической коробкой переключения передач в комбинированном режиме эксплуатации составляет 7.6 литра (город – 9.9 литра/трасса – 6.3 литра) 92-го бензина на 100 километров пробега.

Система смазки: установлен маслонасос от Bosch с регулируемой производительностью. Объем моторного масла, необходимый для замены — 4.1 литра (производитель советует заливать только синтетическую смазку с допусками по САЕ: 5W30 или 5W40.

Экологическая норма (класс): Euro-5.

— Реальный ресурс двс: 200-230 тысяч километров пробега (возможен частичный капремонт).

Страна сборки: Российская Федерация, ОАО “АвтоВАЗ” (Волжский автомобильный завод) в Тольятти.

Двигатель ВАЗ 11182 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 90 лошадей

На какие модели (марка кузова, генерация и годы выпуска) ставится мотор ВАЗ 11182 1.6?

Лада Ларгус в кузове R90 (универсал,на5 или 7 мест), первая генерация после рестайлинга (годы выпуска: 2021 – настоящее время);

Лада Ларгус в кузове R90 (фургон), первая генерация после рестайлинга (годы выпуска: 2021 – настоящее время);

Лада Гранта в кузове 2190 (седан), первая генерация после обновления (годы выпуска: 2021 – настоящее время);

Лада Гранта в кузове 2191 (лифтбек), первая генерация после обновления (годы выпуска: 2021 – настоящее время);

Лада Гранта в кузове 2192 (хэтчбек), первая генерация после обновления (годы выпуска: 2021 – настоящее время);

Лада Гранта в кузове 2194 (универсал), первая генерация после обновления (годы выпуска: 2021 – настоящее время).

Плюсы и минусы характерные для мотора серии ВАЗ 11182 объемом 1.6 литра на 8 клапанов?

Сильные стороны:

— Почти на 15% снижен эксплуатационный расход моторного масла в процессе эксплуатации силового агрегата.

— За счет внедрения модернизированных деталей цилиндропоршневой группы, у обновленного мотора улучшились абсолютно все характеристики, благодаря чему он превзошел по экономичности и надежности предыдущую версию ВАЗ 11189.

— Внедрение более современных цельнометаллических толкателей вместо технически устаревших шайб дало возможность автовладельцам снизить затраты на обслуживание двс, так как регулировать тепловые зазоры клапанов теперь нужно всего один раз в 90 тысяч километров пробега, а не каждые 30 тысяч килмоетров пробега, как было у предшествующей серии двс.

— Благодаря тому, что камера сгорания выполнена в поршне, у модернизированного мотора значительно улучшены детонационные свойства и показатели по качеству сгорания топливно-воздушной смеси по сравнению с предшествующей серией ВАЗ 11189 1.6.

— Обозреваемый мотор даже после глобальной модернизации остался совершенно не привередливым к качеству используемых горюче-смазочных материалов (узел спокойно переваривает бензин марки АИ-92 и может работать на полусинтетической смазке).

— Достаточно крепкий чугунный блок и восемь клапанов свидетельствуют о живучести двигателя, даже если за ним особо не следить.

— Не напичканная всевозможной электроникой система распределенного впрыска горючего и отсутствие хрупких топливных форсунок, обеспечивают доступную стоимость технического обслуживания/ремонта узлов.

— Рассматриваемый мотор демонстрирует отличную тягу на невысоких оборотах.

— Благодаря обновленным деталям ЦПГ, у мотора снизились механические потери, увеличилась мощность (на 3 лошадиные силы), крутящий момент (на 3 Нм), а также улучшилась тяговитость и экономичность.

— В обозреваемой силовой установке используются долговечные зубчатый ремень ГРМ (ресурс 120 тысяч километров) и поликлиновый ремень навесного оборудования (срок службы – 90 тысяч километров пробега) от Continental.

— Снизился эксплуатационный расход горючего примерно на 7% (для уверенного старта и динамичного разгона больше нет необходимости раскручивать силовой агрегат до высоких оборотов). 

— При обрыве зубчатого ремня, поршни не гнут клапана (стоят поршни с проточками под полный ход, благодаря чему они с клапанами не соприкасаются).

— Ощутимо снижена шумность работы двигателя на холостых оборотах.

— Снижен уровень вибрации мотора на холостых оборотах.

— Оптимизирован температурный режим свечей зажигания.

— Увеличен подвод охлаждающей жидкости к камерам сгорания.

— Повышена точность регулировки горючей смеси при частично открытом дросселе.

— Снижены обороты холостого хода (с 850 до 750 оборотов в минуту).

— Оптимизирована геометрия каналов подвода смазки к кривошипно-шатунному механизму.

— Улучшены показатели отвода тепла от поршней и снижен расход смазки на угар.

— Улучшена герметичность сопряжения крышки с головкой блока цилиндров.

— На рынке и у дилеров предлагается огромный выбор недорогих запчастей.

Двигатель ВАЗ 11182 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 90 лошадей

Слабые стороны:

— Малая мощность и крутящий момент для современного среднеобъёмного мотора.

— Сравнительно большой расход топлива, по сравнению с конкурентными импортными аналогами.

— Довольно недолговечные датчики и помпы.

— Капризная электрика (особенно проводка) и, если ее игнорировать, то зачастую это приводит к более серьёзным проблемам в тех или иных узлах двс.

— Силовая установка стала намного тише и менее вибронагруженной по сравнению с предшественником, однако все равно далека от идеала.

— Прошедшая глубокая модернизация так и не добавила двигателю гидрокомпенсаторов, поэтому тепловые зазоры клапанов придется регулировать вручную при помощи подбора толкателей, зато не каждые 45 тысяч километров, как у серии ВАЗ 11189, а всего 1 раз в 90 тысяч километров пробега.

— Почти на каждом техобслуживании, кроме смазки с масляным фильтром, рекомендуется обновлять воздушный фильтр и осуществлять проверку свечей зажигания (заводские компоненты не выделяются высоким качеством и долговечностью).

— Рассматриваемый вазовский восьмиклапанник по своим технико-эксплуатационным характеристикам не сильно отличается от своих современных собратьев по линейке “ВАЗ 8v”, поэтому ему по большому счету присущи почти аналогичные хронические болячки. 

Двигатель ВАЗ 11182 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 90 лошадей

Регламент интервального техобслуживания двигателя ВАЗ 11182 1.6 MPI 90 л.с

Как утверждают многие автомеханики, при систематичном использовании атмосферного двигателя АвтоВАЗа серии ВАЗ 11182 объемом 1.6 литра на 8 клапанов в суровых условиях эксплуатации, в том числе на высоких скоростях и/или повышенных оборотах, рекомендуется сокращать его периодическое интервальное обслуживание (замена масла с фильтрами) до 8-10 тысяч километров пробега, что позволит значительно снизить риск наступления преждевременных поломок, в связи с ускоренным износом деталей цилиндропоршневой группы.

Стоимость новой силовой установки серии ВАЗ 11182 у дилера на сегодня составляет порядка 150-160 тысяч российских рублей (~ 2 100 – 2 300$), а на вторичном рынке этот отечественный атмосферник пока еще не представлен, что вызвано его новизной.

В заключении отметим, что по заявлению производителя, концерна ОАО “АвтоВАЗ”, минимальный ресурс бензомотора серии ВАЗ 11182 1.6 90 л.с, который по умолчанию устанавливается на новую Лада Ларгус и Лада Гранта составляет порядка 220-240 тысяч километров пробега до наступления первых существенных проблем. В реальности же срок службы атмосферного двигателя ВАЗ 11182 объемом 1.6 литра при соблюдении владельцем автомобиля регламента завода-изготовителя по эксплуатации и обслуживанию, может доходить до 280-300 тысяч километров пробега.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!