ВАЗ 11183 1.6 MPI 80/81/82/84 л.с – двигатель Лада Гранта, Лада Калина и Датсун Он-До. Характеристики, расход, поломки и ресурс

Независимый обзор посвящен бензиновому двигателю Лада Гранта (Lada Granta), Лада Калина (Lada Kalina) и Датсун ОнДо (Datsun OnDo) – ВАЗ 11183 1.6 MPI 8v мощностью 80/81/82/84 лошадиных силы. В публикации рассмотрены технические характеристики, предельный ресурс, надежность, отличительные особенности, фактический расход топлива, конструкция, устройство, строение, отзывы автовладельцев, сервисные интервалы обслуживания, наиболее частые поломки/проблемы, хронические болячки, плюсы и минусы атмосферного мотора компании “АвтоВАЗ”.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР БЕНЗИНОВЫХ МОТОРОВ HONDA С СИСТЕМОЙ VTEC

Атмосферный силовой агрегат отечественного изготовления серии ВАЗ 11183 объемом 1.6 литра на 8 клапанов с распределенным впрыском топлива MPI, впервые был продемонстрирован публике в феврале 2004 года на выставочной площадке завода АвтоВАЗ в городе Тольятти под видом штатного двигателя модели Лада Калина первого поколения в кузове седан (11184). Восьми клапанный среднелитражный мотор с заводским индексом ВАЗ 11183 собирался с 2004 по 2017 годы и предназначался лишь для компактных переднеприводных автомобилей. Выпуск рассматриваемой силовой установки был успешно налажен вместе с собратом по семейству “ВАЗ 8 клапанов” серией ВАЗ 21114 в Тольятти, правда в разных цехах.

В линейку бензиновых двигателей “VAZ 8 Valve” также входят следующие серии двс: ВАЗ 11182 1.6 MPI, ВАЗ 1118350 1.6 MPI, ВАЗ 11186 1.6 MPI, ВАЗ 11189 1.6 MPI, ВАЗ 21114 1.6 MPI и ВАЗ 21116 1.6 MPI.

По утверждениям специалистов, движок серии ВАЗ 11183, разработанный инженерами “Волжского автомобильного завода”, имеет довольно простое строение, устройство и конструкцию, в сравнении со многими другими более современными моторами 8-ми клапанной линейки АвтоВАЗа. Со слов инженеров компании “АвтоВАЗ”, многие компоненты конструкции двс ВАЗ 11183 при его разработке были использованы от двигателя серии ВАЗ 21114 объёмом 1.6 литра.  С середины 2004 года обозреваемый силовой агрегат ВАЗ 11183 1.6 MPI по умолчанию устанавливался под капот таких моделей, как: Лада 2112 (в кузове седан); Лада 2113/2114/2115 (в кузовах трёхдверный/пятидверный хэтчбек и седан); Лада Калина (в кузове седан); Лада Калина (в кузове хэтчбек); Лада Калина (в кузове универсал) и Лада Гранта (в кузове седан). Кроме разных моделей “Лада”, с июля 2014 по май 2017 года обозреваемую 8-ми клапанную силовую установку также устанавливали в моторный отсек компактного седана Датсун ОнДо первой генерации до рестайлинга.

С реальным расходом топлива новой Lada Vesta NG 2022/2023, вы можете ознакомиться здесь.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ 1.6 MPI СЕРИИ ВАЗ 11183

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТОРА ВАЗ 11183 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА (80 84 Л.С)

В июле 2011 года силовой агрегат ВАЗ 11183 претерпел небольшое обновление, по результатам которого ему присвоили новый индекс ВАЗ 1118350. Принципиальных конструкционных отличий от базовой версии модернизированный движок почти не получил, за исключением установленного электронного привода управления дроссельной заслонкой (система “Е-Газ”), небольшого увеличения мощности (с 80 до 82/84 л.с) и крутящего момента (со 120 до 132 Ньютон на метр). Стоит правда отметить, что после модернизации у двс серии ВАЗ 11183-50 слегка уменьшились вредные выбросы в атмосферу, благодаря чему ему был присвоен более высокий экологический класс ЕВРО-4 (до этого экокласс соответствовал норме ЕВРО-2/3).

Таким образом, основным отличием модернизированной версии ВАЗ 1118350 от базовой 11183 является оснащенность системой электронного управления дроссельной заслонкой с типом действия – “Е-Газ”. Новаторское решение заметно улучшило управляемость силовым агрегатом, параллельно с этим создало проблему с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Кроме того, инженерам “АвтоВАЗа” удалось устранить целый ряд недочетов, которые ранее наблюдались у базового предшественника серии ВАЗ 11183. Так, например, навсегда ушла проблема, связанная с быстрым загрязнением дросселя. По результатам модернизации, у бензомотора ВАЗ 11183-50 улучшилась тяга и эластичность по сравнению с базовой версией двс.

По отзывам автовладельцев, после модернизации, атмосферный движок ВАЗ 11183-50 стал менее капризным и более надежным в процессе эксплуатации. В то же время экономичность мотора снизилась. Несомненным достоинством двигателя серии ВАЗ 11183 и его модернизированной версии ВАЗ 11183-50 является зарезервированный запас прочности, то есть у них имеется хороший потенциал для тюнингования без сокращения срока службы.

Ниже в таблице отражены отличительные особенности двух версий мотора серии ВАЗ 11183 объемом 1.6 литра (базовая и модернизированная).

Обе версии двигателя серии ВАЗ 11183 особо ничем не выделяются от собратьев по 8-ми клапанной линейке, поэтому обладает таким же типовым строением и устройством. Основа российского движка – не гильзованный блок, отлитый из высокопрочного чугуна с рядным расположением четырех цилиндров (схема расположения – “R4”). Внизу блока цилиндров располагается кованый коленвал, изготовленный из прочной стали. Высота блока увеличена на 2,3 миллиметра по сравнению с серией ВАЗ 2110. В сути, блок цилиндров почти не отличается от серии ВАЗ 21083, правда само собой ГБЦ у ВАЗ 11183 шла уже с инжектором. Кроме того, в отличие от мотора ВАЗ 2110 1.5, двигателю ВАЗ 11183 1.6 инженеры нарастили общий объем цилиндров (с 1498 до 1596 кубических сантиметров), увеличили радиус кривошипа (на 2,3 миллиметра) и тем самым обеспечили больший ход поршня (с 71,0 до 75,6 миллиметров).

Головка блока цилиндров – алюминиевая, оснащается всего одним верхним распределительным валом с кулачками, который приводит в работу восемь клапанов (по одному впускному и одному выпускному на каждый цилиндр). Функционирование клапанов осуществляется по технологии SOHCSingle Over Head Camshaft. Гидравлических компенсаторов в силовом агрегате ВАЗ 11183 конструктивно не предусмотрено (тепловые зазоры клапанов регулируются вручную – подбором стальных шайб, каждые 40-45 тысяч километров пробега). Для справки заметим, что в процессе разработки “вазовского” мотора, для повышения степени сжатия, производитель специально увеличил объемы камер сгорания цилиндров.

Справочно заметим, что общий вес бензинового двигателя “АвтоВАЗа” серии ВАЗ 11183 (ВАЗ 1118350) по каталогу завода-изготовителя составляет 112 килограмм, а номер силовой установки располагается на стыке блока цилиндров с коробкой переключения передач.

Механизм газораспределения двигателя ВАЗ 11183 (ВАЗ 1118350) оснащается типовым ремнём ГРМ с ручным механизмом натяжения, который со слов владельцев отечественных автомобилей, приходится довольно часто подтягивать в процессе эксплуатации (ременной привод рассчитан на 120 тысяч километров, однако по факту служит не более 90-100 тысяч километров). Основное достоинство ременного привода газораспределения заключается в том, что при обрыве ремня ГРМ, клапана здесь не гнутся при “дружеской” встрече с поршнями, благодаря применению заводом-изготовителем безвтыковых поршней с лунками на донышке. При обрыве ремня ГРМ, силовой агрегат ВАЗ 11183 (ВАЗ 11183-50) просто глохнет. Для справки заметим, что в рассматриваемом “атмосфернике”, система изменения фаз газораспределения (фазорегуляция) конструктивно не предусмотрена. Что касается навесного оборудования, то оно приводится в работу своими собственными приводными ремнями.

Система питания двигателя ВАЗ 11183 (ВАЗ 11183-50) функционирует под управлением типового инжектора. Впрыск топлива в камеры цилиндров производится распределёнными порциями по технологии многоточечной подачи горючего – MPI (Multi Point Injection). В топливной рампе устанавливались форсунки от производителей Бош и Сименс. Как утверждают автовладельцы, практика показала возможность использования бензина марки АИ-92, а обоснованием этому служит степень сжатия, не превышающая 10 пунктов.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА, НА ПРИМЕРЕ, ЛАДА ГРАНТА С ДВС ВАЗ 11183 1.6 MPI 82 Л.С

В таблице ниже отображена справочная информация, иллюстрирующая реальный расход горючего бензиновым мотором атмосферного типа серии ВАЗ 11183 объемом 1596 см³ (мощность – 82 л.с) с распределенным впрыском топлива MPI в городском/загородном/смешанном форматах эксплуатации. Сведения базируются на данных, размещенных в технической документации переднеприводного автомобиля Лада Гранта 2015 года выпуска первой генерации (марка кузова – 2190), двигатель которого работает в паре с 5-ти ступенчатой механической трансмиссией (5-МКПП).

СПИСОК МОДЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОСНАЩАЛИСЬ МОТОРОМ 1.6 MPI СЕРИИ ВАЗ 11183

Лада 2112 в кузове хэтчбек (2112), первая генерация до и после обновления (годы выпуска: с марта 2004 по июль 2008).

Лада 2113 Самара в кузове трёхдверный хэтчбек (2113), первая генерация после обновления (годы выпуска: с марта 2010 по июнь 2013).

Лада 2114 Самара в кузове пятидверный хэтчбек (21144), первая генерация после обновления (годы выпуска: с сентября 2007 по январь 2014).

Лада 2115 Самара в кузове седан (21154), первая генерация после обновления (годы выпуска: с ноября 2011 по январь 2013).

Лада Гранта в кузове седан (2190), первая генерация до обновления (годы выпуска: с декабря 2011 по октябрь 2015).

Лада Калина в кузове седан (11183), первая генерация до и после обновления (годы выпуска: с февраля 2004 по март 2013).

Лада Калина в кузове универсал (11173), первая генерация до и после обновления (годы выпуска: с января 2007 по март 2013).

Лада Калина в кузове хэтчбек (11193), первая генерация до и после обновления (годы выпуска: с июля 2006 по март 2013).

Датсун ОнДо в кузове седан (2195), первая генерация до обновления (годы выпуска: с июля 2014 по май 2017).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АТМОСФЕРНОГО ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ ВАЗ 11183 1.6 MPI 8v (80 84 Л.С)

ЧАСТЫЕ ПОЛОМКИ И БОЛЯЧКИ ДВС СЕРИИ ВАЗ 11183 1.6 MPI 80 84 Л.С (НА ОСНОВЕ ОТЗЫВОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ ЛАДА И ДАТСУН)

По многочисленным отзывам владельцев отечественных автомобилей, бензиновый двигатель серии ВАЗ 11183 объемом 1.6 литра является достаточно крепким, причем он считается даже немного надежней старых и проверенных временем вазовских 8-ми клапанных двс. Автомеханики утверждают о заметно возросшем качестве ключевых узлов мотора ВАЗ 11183 (ВАЗ 11183-50), хоть и не значительно, но все же.

1Часто перегревается и не греется. Частые перегревы для большинства современных “вазовских” двигателей уже не является сенсацией. Как правило, к подобным проблемам приводит конструктивно непродуманный российскими инженерами термостат, который любит выходить из строя на малых пробега (40-60 тысяч километров). Бывают такие ситуации, когда даже при незначительном морозе, после замены старого термостата новым, двигатель все равно не хочет греться, что говорит о низком качестве деталей. Таким образом, качество отечественных деталей иногда бывает довольно низкого уровня, а импортных аналогов на рынке, как таковой и нет.

2Любит глохнуть прямо на ходу. В том случае, если ваша Lada или Datsun по непонятным причинам взяла и заглохла прямо на ходу, то бывалые автолюбители вам ответят, что неполадка кроется в одном из датчиков, который нуждается в скорой замене. Для справки заметим, что чаще других в обозреваемом двс выходит из строя датчик массового расхода воздуха – ДМРВ).

3Течи моторной смазки. Течи масла в “вазовском” двигателе случаются достаточно часто, причем это также относится и к новым силовым агрегатам, которые только что сошли с производственного конвейера. В большинстве случаев, недоработка кроется в конструктивно непродуманных сальниках (уплотнителях), из-под которых сочится моторное масло. Особенно эта болячка характерна для уплотнительной прокладки, расположенной под клапанной крышкой.

4Стучит на холостых оборотах. Назвать обозреваемый мотор тихим в работе просто язык не повернется. Как правило, данный двигатель работает громко, причем это касается, как холодного, так и нагретого (звук даже иногда, чем-то смахивает на “народный дизелек”). Подобные звуки назвать поломкой нельзя — это конструктивная особенность, по крайней мере так утверждает завод-изготовитель. Кроме того, посторонние шумы и стуки могут возникать по причине неотрегулированных клапанных зазоров. Однако, если стуки появляются на холодную и клапана недавно регулировались, то быстрее всего проблема кроется, в чем-то более серьезном, поэтому желательно не затягивать и обратиться на ближайшее СТО или к своему гаражному мастеру.

5Часто глючит электрика. Все проблемы с электрикой в обозреваемом двигателе в большинстве случаев сводятся к электронному блоку управления (модель 11183-1411020 52). Данная болячка довольно распространенная, поэтому в большинстве специализированных автомагазинах указанный нами артикул детали можете даже не называть, так как многие продавцы его уже хорошо запомнили.

6Часто троит на холостых. В “вазовском” моторе довольно редко, но все же иногда могут случаться прогары клапанов. Это в первую очередь связано с низким качеством заправляемого топлива или тепловые зазоры длительное время попросту не регулировались. Однако троение могут появляться по причине не долговечных свечей и четырехвыводных катушек зажигания.

7Плавают обороты на холостых. Причин, по которым возникают плавающие обороты достаточно много, однако зачастую виновниками подобной неприятности выступают: сбои в функционировании датчиков и/или сильное загрязнение дроссельной заслонки.

8Критическая болячка. Признаками, которые указывают на критическую болячку в рассматриваемом двигателе многие специалисты относят появление глухого металлического стука при разгоне автомобиля, а по мере набора скорости стук стремительно нарастает. В большинстве случаев, подобные стуки указывают на высокий износ шатунных или коренных вкладышей коленвала и быстрее всего владельцу автомобиля придется морально подготовиться к капитальному ремонту своего двс.

МЕЖСЕРВИСНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 11183 1.6 (РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, КОМПАНИИАВТОВАЗ”)

На производственном конвейере АвтоВАЗа, в двигатель серии ВАЗ 11183 (ВАЗ 11183-50) объемом 1.6 литра, как правило, заливали моторное масло Rossneft Maximum с вязкостью 5W-30, 5W-40 или 10W-40 по классификации SAE. Регламентный интервал обслуживания силового агрегата составляет 1 раз в 15 тысяч километров пробега или 1 раз в 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше), а через одно техобслуживание (каждые 30 тысяч километров пробега) обновляются свечи зажигания вместе с воздушным фильтром. Кроме того, по прошествии 90 тысяч километров, нужно заменить ремень генератора, а на 75 тысячах километрах потребуется обновление охлаждающей жидкости (антифриза). Стоит отметить, что производитель настоятельно рекомендовал производить регулировку тепловых зазоров клапанов на каждом ТО, то есть 1 раз в 15 тысяч километров пробега, однако по факту, в этом совершенно нет никакой надобности. Достаточно делать регулировку зазоров 1 раз в 40-45 тысяч километров пробега, чтобы не было прогара клапанов. По отзывам автовладельцев, проводить техническое обслуживание отечественного движка лучше всего каждые 8-10 тысяч километров пробега, чтобы максимально защитить детали мотора от ускоренного износа.

ЦЕНА НОВОГО И КОНТРАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 11183 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА НА 8 КЛАПАНОВ

На сегодняшний день приобрести “вазовский” двигатель серии ВАЗ 11183 (ВАЗ 1118350) на разборках или на специализированных интернет-площадках не составит никакого труда. Выбор отечественных моторов довольно большой, а диапазон цен устроит каждого. Цена на поддержанный движок с пробегом серии ВАЗ 11183 стартует с отметки в 15 тысяч российских рублей (200$ в эквиваленте) и доходит до 60-65 тысяч российских рублей (850$ в эквиваленте). Новый силовой агрегат (без пробега) оценивается у официальных дилеров примерно в 80 тысяч российских рублей (1050$ в эквиваленте), а версия ВАЗ 11183 с системой “Е-Газ” может обойтись в 90 тысяч российских рублей (около 1200$ в эквиваленте).

ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЕ

РЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 11183 (ВАЗ 1118350) ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА

Подводя итог всему вышесказанному добавим, что заявленный заводом-изготовителем, концерном “АвтоВАЗ”, предельный ресурс атмосферного силового агрегата серии ВАЗ 11183 (ВАЗ 1118350) объемом 1.6 литра на 8 клапанов составляет около 150-160 тысяч километров пробега до наступления первых летальных неисправностей. В реальности же, при добросовестном соблюдении автовладельцем регламента производителя по интервальному техобслуживанию двигателя, его срок службы способен достигать 190-220 тысяч километров пробега до капремонта.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!