В независимом обзоре рассмотрен бензиновый двигатель Лада Ларгус (Lada Largus) – ВАЗ 11189 1.6 MPI на 8 клапанов мощностью 87 лошадиных сил с крутящим моментом 140 Ньютон на метр. Из материала вы узнаете, насколько надежен, какими техническими характеристиками, предельным ресурсом, реальным расходом топлива, отличительными особенностями, конструкцией, технологичностью, отзывами автовладельцев, межсервисными интервалами обслуживания, хроническими болячками, распространенными проблемами, сильными и слабыми сторонами обладает атмосферный мотор российского концерна “АвтоВАЗ”.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ KIA SPORTAGE – D4FD 1.7 CRDI 116 Л.С
Российская бензиновая силовая установка атмосферного типа с заводским индексом ВАЗ 11189 объемом 1.6 литра на 8 клапанов, разработанная конструкторами ОАО “АвтоВАЗ”, была впервые представлена мировой общественности в ноябре 2015 года на международном автосалоне “МАСК” (в Москве) под видом базового мотора Лада Ларгус в кузове универсал (R90). По сути отечественный “атмосферник” ВАЗ 11189 1.6 является обновленной модификацией силового агрегата ВАЗ 11186 1.6, который также оснащали до июля 2018 года импортными комплектующими, в особенности облегченной ШПГ (шатунно-поршневой группой) от заокеанской компании “Federal Mogul”. Как и у двс ВАЗ 11186, у обозреваемого движка серии ВАЗ 11189, кроме импортных деталей поршневой группы, здесь также предусмотрены обновленные крепежи обслуживающих механизмов и более износостойкие компоненты системы газораспределения. По мнению специалистов, двигатель ВАЗ 11189 1.6 MPI оказался более доработанным и улучшенным по сравнению с предшественником – серией ВАЗ 11186, поэтому за непродолжительный промежуток времени этот бензомотор стал очень популярным среди автомобилистов.
Группа бензиновых моторов “ВАЗ 8 Клапанов” включает в свой состав следующие серии движков: ВАЗ 11182 1.6 MPI, ВАЗ 11183 1.6 MPI, ВАЗ 11183–50 1.6 MPI, ВАЗ 11186 1.6 MPI, ВАЗ 21114 1.6 MPI и ВАЗ 21116 1.6 MPI.
Силовой агрегат ВАЗ 11189 объемом 1.6 литра собирается с конца 2015 года по настоящее время на производственных мощностях “АвтоВАЗа” в Тольятти и считается одним из самых “молодых” в семействе 8-ми клапанных двигателей российского автопроизводителя наравне с новой серией ВАЗ 11182 1.6 MPI 90 л.с, увидевшей мир в 2021 году (с недавнего времени этот двс стали устанавливать под капот рестайлинговой Lada Largus). Сборка рассматриваемого в статье мотора успешно налажена в том же цеху “АвтоВАЗа”, где до 2021 года сходил с конвейера собрат по модельной линейке – ВАЗ 11186, которым компоновались самые востребованные на российском рынке автомобили Лада Гранта и Лада Калина. Как утверждают специалисты, бензиновая силовая установка ВАЗ 11189 1.6, вполне заслуженно относится к конструктивно простым и качественным в сравнении со многими предшествующими сериями двигателей “вазовского” ассортимента. Для справки заметим, что с ноября 2015 года обозреваемый движок серии ВАЗ 11189 является штатным движком модели Лада Ларгус с разными вариантами исполнения кузова.
С реальным расходом топлива новой Lada Vesta NG 2022/2023, вы можете ознакомиться здесь.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА МОТОРА СЕРИИ ВАЗ 11189 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 11189 1.6 MPI 8v 87 Л.С
Со слов специалистов, отечественный мотор ВАЗ 11189 можно назвать своего рода усовершенствованной версией аналогичного двигателя с индексом ВАЗ 11186, который по большому счету просто адаптировали под жесткие экологические нормы ЕВРО-5. По отзывам автовладельцев, бензиновая силовая установка ВАЗ 11189 1.6 до 2021 года была самой технически продвинутой и экологически “чистой” серией в восьми клапанном семействе двс российского производителя, пока ей на смену не пришел более современный, хотя и модернизированный, то есть не созданный “с нуля” движок с заводским индексом ВАЗ 11182.
Все новации мотора Лада Веста/Гранта/Ларгус – ВАЗ 11182 1.6 MPI, вы найдете здесь.
Итак, как утверждали инженеры “АвтоВАЗа”, бензомотор серии ВАЗ 11189 может похвастать высокой тягой на низких оборотах и резвым характером на высоких оборотах, сходным с 16-ти клапанными движками. Отзывы владельцев отечественных автомобилей подтверждают экономичность и неприхотливость двигателя. Для справки заметим, что в июле 2018 года, “родственные” моторы серий ВАЗ 11186 и ВАЗ 11189 прошли модернизацию, после которой облегченные импортные компоненты ШПГ от фирмы “Федерал Могул”, были заменены на отечественные, что благоприятно сказалось на клапанах двс, которые перестало гнуть при обрыве ремня ГРМ.
Чем отличается двс ВАЗ 11189 1.6 от предшественника – ВАЗ 11186 1.6?
Во–первых, обозреваемый мотор создавался специально для одной модели – Лада Ларгус.
Во–вторых, данный двигатель имеет отличия от предшественника в навесном оборудовании: вместо стандартного генератора установили более надежный; вместо обычного насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера установили более современные узлы.
В–третьих, были более глубже переработаны детали цилиндропоршневой группы.
В–четвертых, значительным изменениям подвергли впускную систему.
В–пятых, установили улучшенный дроссельный патрубок последнего поколения и новый резонатор-поглотитель шума.
В целом, все вышеперечисленные инженерные решения обеспечили довольно оптимальные эксплуатационные характеристики, позволившие улучшить показатели крутящего момента, а также существенно снизить вибрации и шумы в процессе работы силового агрегата. Ниже на графике отчетливо видно, что мотор серии ВАЗ 11189 в мощности и величине крутящего момента практически ничем не уступает 16-ти клапанному движку с индексом ВАЗ 21129 1.6. А если еще обратить внимание на более низкий расход топлива 8-ми клапанника по сравнению 16-им клапанником, то данные показатели можно назвать просто бесподобными.
Обозреваемый бензиновый двигатель серии ВАЗ 11189 обладает типовой конструкцией, свойственной для атмосферных моторов “АвтоВАЗа”, сконструированных еще в середине 2000-х. Двигатель базируется на не гильзованном чугунном корпусе (блоке) и имеет рядное расположение четырех цилиндров по схеме “R4”. Блок цилиндров обладает закрытой рубашкой охлаждения (система охлаждения – жидкостного типа, рабочая жидкость – антифриз). В отличие от предшественника, блок двс оснащен измененными каналами в системе охлаждения, благодаря чему отвод тепла осуществляется более интенсивно. В нижней части блока цилиндров стоят масляные форсунки, охлаждающие донышки поршней (спасают от задиров) и там же установлен прочный коленвал из кованой стали. Коленчатый вал инженеры позаимствовали у серии ВАЗ 11186 и оснастили более усовершенствованной дистанционной шайбой. Кроме того, головка шатуна изготавливается методом разрыва, что позволяет исключить возникновение зазоров в местах соединения тела шатуна с крышкой. В дополнение ко всему, мотор ВАЗ 11189 1.6 в отличие от ВАЗ 11186 1.6 компонуется более эффективным каталитическим нейтрализатором, который встроен в выпускной коллектор.
Также заметим, что внутреннюю поверхность цилиндров двигателя серии ВАЗ 11189 обрабатывают при помощи методики платохонингования. Поршни у движка – алюминиевые, до обновления они считались облегченными – втыкового типа от компании “Federal Mogul” (вес – 240 грамм), после модернизации (с июля 2018 года) установили обычные – безвтыковые, с лунками на донышках от “АвтоВАЗа” (вес – 350 грамм). Каждый поршень оснащается тремя кольцами (нижнее является маслосъёмным, а два верхних компрессионными). Высота компрессионных колец составляет 1.2 и 1.5 миллиметра, а величина маслосъемного – 2.0 миллиметра. Поверхность поршней, в местах установки колец, подвергают дополнительному анодированию, за счет чего повышается их устойчивость к высоким температурам. Кроме того, на юбку каждого поршня наносят специальное графитовое напыление с антифрикционными свойствами, что минимизирует возникновение задиров (механических повреждений – царапин) в цилиндрах и на самих поршнях при запуске непрогретого илового агрегата.
Какие технические жидкости заливать в двигатели Лада Ларгус Кросс, вы узнаете здесь.
Алюминиевая головка блока цилиндров у двигателя ВАЗ 11189 комплектуется одним верхним распредвалом с кулачками, который при помощи толкателей приводит в движение восемь клапанов. Клапанный привод функционирует по технологии SOHC, то есть на каждый цилиндр приходится по два клапана, где один из них впускной, а один выпускной. Для придания прочности алюминиевой ГБЦ, ее подвергают дополнительной термообработке с применением современных технологий закаливания. В сравнении с предшествующим бензомотором серии ВАЗ 11186, у обозреваемого двс ВАЗ 11189 1.6 в головке блока цилиндров увеличилось количество каналов охлаждения. Инженеры “АвтоВаза” увеличили высоту ГБЦ (на 1,2 миллиметра) и уменьшили толщину уплотнительных прокладок камер сгорания цилиндров (это позволило нарастить объем камер до 30 см³, ранее этот показатель составлял 26 см³).
Головку блока цилиндров двигателя серии ВАЗ 11189 с первых дней выпуска и до июля 2018 года оснащали облегченными деталями шатунно-поршневой группы, которые были разработаны американской компанией “Federal Mogul” и по сравнению с компонентами ШПГ предшествующей серии двс – ВАЗ 11183, на базе которого были сконструированы более современные движки ВАЗ 11186 1.6 и ВАЗ 11189 1.6, импортные детали обладают меньшим вес, они почти на 40% легче. Справочно заметим, что с июля 2018 года все импортные компоненты шатунно-поршневой группы у серий ВАЗ 11186 и ВАЗ 11189 были окончательно и без поворотно заменены на отечественные, разработанные инженерами “АвтоВАЗа”.
Как и у прежних серий отечественных 8-ми клапанных двигателей, в рассматриваемом моторе ВАЗ 11189 1.6 конструктивно не предусмотрены гидрокомпенсаторы, поэтому автовладельцам приходится периодически вручную регулировать тепловые зазоры клапанов методом подбора стальных шайб. Проверка клапанных зазоров осуществляется в полном соответствии с регламентом завода-изготовителя каждые 15 тысяч километров, а регулировка, как правило, производится на каждом третьем техобслуживании (ТО) или через 45 тысяч километров пробега.
В охлаждающей системе рассматриваемой силовой установки серии ВАЗ 11189 произошли некоторые изменения: инженерами был установлен улучшенный одноходовой теплообменник, а типовой термостат заменен на модернизированный. По мнению “вазовских” специалистов, существенно переработанная система охлаждения обеспечила защиту двигателя от частых перегревов, как это было у предшественников. Правда в действительности, по отзывам автовладельцев, на отечественном двс серии ВАЗ 11189 теоретические результаты инженеров, не всегда совпадают с реальными.
Газораспределительная система бензомотора ВАЗ 11189 1.6 MPI компонуется высокопрочным ремнем ГРМ импортного производства от фирмы “Gates”. Газораспределительный механизм оснащен автоматическим натяжителем, благодаря которому приводной ремень больше не требуется подтягивать в процессе эксплуатации транспортного средства. По утверждениям инженеров российского производителя, импортный ремень ГРМ рассчитан на 200-220 тысяч километров пробега до замены, правда по факту, при агрессивной манере вождения, он нередко “сдается” уже к 140-150 тысячам километров.
Важной особенностью системы газораспределения мотора серии ВАЗ 11189 является расположение водяной помпы, которая приводится в работу посредством ремня ГРМ. В приводной системе газораспределения также появился новый автоматический натяжной ролик с увеличенным сроком службы до замены. Внешний вид крышки приводного ремня в сравнении с предшествующими сериями двигателей претерпел небольшие изменения. У рассматриваемой серии двс крышка ремня ГРМ – разборная и состоит из двух раздельных частей.
К главному недостатку газораспределительного механизма и облегченной импортной поршневой группы в целом, можно отнести летальное сгибание клапанов в случае обрыва ремня ГРМ. Сгибание клапанов наступало после их “дружественной” встречи с облегченными втыковыми поршнями от Federal Mogul. Правда стоит заметить, что данная проблема относится только к тем силовым агрегатам, которые производились до модернизации, то есть до июля 2018 года. По прошествии модернизации, российские инженеры “АвтоВаза”, вернули в мотор отечественные компоненты шатунно-поршневой группы, после чего у двс снова появились безвтыковые поршни со специальными лунками на донышках, а клапана больше гнутся при обрыве ременной передачи, двигатель просто глохнет.
Все навесное оборудование у отечественного бензомотора приводится в работу ручейковым ремнем, который по регламенту производителя, необходимо менять каждые 90 тысяч километров пробега. После модернизации двигателя в июле 2018 года, генератор обзавелся новым кронштейном, который конструктивно стал более сложным, а все из-за того, что его оснастили специальным натяжным роликом ременного привода газораспределения. Система изменения фаз газораспределения в двс ВАЗ 11189 1.6 конструктивно не предусмотрена, также, как и в аналогичных моторах 8-ми клапанной линейки российского автопроизводителя.
Функционирование системы питания у бензинового силового агрегата серии ВАЗ 11189 объемом 1.6 литра осуществляется под управлением типового инжектора. Отечественный двигатель оснащен улучшенным ресивером с измененной формой, на входе которого установлен современный, по меркам российского автопрома, электромеханический модуль дроссельной заслонки – система “Е-Газ”. Данное решение позволило электронному блоку управления в полном объеме контролировать впрыск топлива и подачу воздуха в цилиндры, благодаря чему топливовоздушная смесь стала оптимально скорректированной. Впрыск топлива в камеры цилиндров силового агрегата производится многоточечными порциями по технологии распределенной подачи горючего – MPI (Multi Point Injection). Распределенная подача бензина в цилиндры исходит от общей топливной рампы, а впрыск осуществляется с помощью типовых форсунок (справочно: устанавливаются форсунки от производителей Bosch или Siemens). Для справки заметим, что порядок впрыска топлива в цилиндры у двс серии ВАЗ 11189 производится по следующей схеме: 1 цилиндр – 3 цилиндр – 4 цилиндр – 2 цилиндр.
В системе зажигания у “вазовского” двигателя главенствующую роль играет общая высоковольтная катушка, оснащенная четырьмя выводами (четырехвыводной тип). Таким образом, каждая свеча зажигания в двигателе подключена к общей высоковольтной катушке при помощи отдельного вывода.
РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО, НА ПРИМЕРЕ, ЛАДА ЛАРГУС С ДВС ВАЗ 11189 1.6 MPI 87 Л.С
В таблице, расположенной ниже продемонстрированы справочные сведения, отражающие фактический расход топлива бензиновым мотором атмосферного типа серии ВАЗ 11189 объемом 1596 см³ мощностью 87 “лошадей” с многоточечным впрыском MPI в городе/на трассе/в комбинированном форматах езды. Данные взяты из технической документации переднеприводной модели Лада Ларгус 2020 года выпуска первого поколения (до рестайлинга) в кузове универсал (R90), мотор которой функционирует в компании с пятиступенчатой механической коробкой переключения передач (5-МКПП).
МОДИФИКАЦИИ МОДЕЛИ LADA LARGUS, ОСНАЩАЕМЫЕ МОТОРОМ ВАЗ 11189 1.6 MPI 87 Л.С
– Лада Ларгус в кузове универсал (R90), первое поколение до обновления (годы выпуска: с ноября 2015 по март 2021).
– Лада Ларгус в кузове цельнометаллический фургон (F90), первое поколение до обновления (годы выпуска: с ноября 2015 по март 2021).
– Лада Ларгус в кузове грузопассажирский вэн (LRGS0), первое поколение до обновления (годы выпуска: с октября 2017 по настоящее время).
– Лада Ларгус в кузове грузовой цельнометаллический фургон (1806H1), первое поколение до обновления (годы выпуска: с января 2018 по настоящее время).
ПЛЮСЫ И МИИНУСЫ АТМОСФЕРНОГО ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ ВАЗ 11189 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА
Многие владельцы модели Лада Ларгус, в целом, довольно положительно отзываются о бензиновом моторе ВАЗ 11189 объемом 1.6 литра. В первую очередь это касается топливной экономичности, хорошей тяги на низах, достойного качества и надежности ключевых узлов двигателя. Кроме того, доступная стоимость запчастей и их наличие на рынке, приемлемая цена ремонта/обслуживания лишь добавляют баллов в копилку практичности отечественной силовой установки. К слову будет сказано, что компания “АвтоВАЗ” неспроста отказалась от установки на свои модели автомобилей таких именитых импортных моторов, Renault K4M 1.6 и Renault K7M 1.6 в пользу своего ВАЗ 11189 1.6. Вывод очевиден – если бы серия ВАЗ 11189 была не надежной, то на Lada Largus однозначно стояли бы французские двс.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕПОЛАДКИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВАЗ 11189 1.6 MPI 87 Л.С (ОТЗЫВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МОДЕЛИ ЛАДА ЛАРГУС)
1. Заклинивает помпу, обрывает ремень ГРМ и гнутся клапана. Многие специалисты, к летальной поломке обозреваемого мотора, как правило, относят проблему, связанную с недоработанной водяной помпой и недолговечным натяжным роликом механизма газораспределения. Из-за конструктивных недоработок этих деталей, у автовладельцев нередко происходят заклинивания помпы или ролика, после чего обрывает приводной ремень ГРМ и наносился критический урон клапанам со стороны втыковых поршней от фирмы “Federal Mogul”. Однако так было до обновления двигателя, то есть до июля 2018 года, когда на отечественный двс устанавливали втыковые поршни. После июля 2018 года клапанам больше нечего боятся, так как на силовой агрегат ставят поршни безвтыкового типа и при обрыве ременной передачи газораспределения, урон деталям мотора не наносится, он просто глохнет.
2. Часто перегревается и плохо разогревается. Как правило, виновником частых перегревов в летнюю погоду и недогревов в зимний период года, выступает конструктивно недоработанный термостат системы охлаждения илового агрегата. Кроме того, конструктивно недоработанный и ненадежный термостат нередко становится виновником течей охлаждающей жидкости (антифриза).
3. Глохнет прямо на ходу. В большинстве случаев, обозреваемый бензиновый двигатель отечественного производства глохнет прямо на ходу, по причине выхода из строя одного из датчиков двс. Чаще других из строя выходит ДМРВ – датчик массового расхода воздуха, чуть реже РХХ – регулятор холостого хода. Таким образом, если вы столкнулись с подобной неприятностью, то советуем начать поиски причин проблемы именно с этих двух датчиков.
4. Троит и громко работает на холостых. Троение и шумная работа отечественного двигателя на холостых оборотах, уже давно не считается сенсацией для всего 8-ми клапанного “вазовского” семейства бензиновых двс. Как правило, троение у российского мотора возникает из-за сбоев в работе системы зажигания, намного реже по причине прогоревших клапанов (своевременно не регулировались тепловые зазоры).
5. Посторонние шумы и стуки в процессе работы. Как правило, появление посторонних шумов и стуков в процессе работы двигателя, особенно на холостых оборотах, доносящиеся из-под капота, в первую очередь, свидетельствуют о давно не регулированных тепловых зазорах клапанов, а ведь регламент производителя еще никто не отменял.
6. Плавающие обороты на холостых. Плавающие обороты на холостых можно отнести к наиболее распространенной и наименее опасной хронической болячке отечественного двигателя. В большинстве случаев, виновниками плавающих оборотов на холостых являются глюки и/или сбои в работе определенного датчика силового агрегата. Как рекомендуют специалисты, при появлении плавающих оборотов, необходимо в первую очередь проверить электронный привод инновационного дросселя системы “Е-Газ”. Намного реже, причина может скрываться в чрезмерно засоренных топливных форсунках или отработавших свой срок службы свечах зажигания.
МЕЖСЕРВИСНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ МОТОРА СЕРИИ ВАЗ 11189 (НА ОСНОВЕ РЕГЛАМЕНТА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, КОНЦЕРНА ОАО “АВТОВАЗ”)
В процессе эксплуатации и обслуживания отечественного двигателя ВАЗ 11189 1.6 MPI, концерн “АвтоВАЗ”, рекомендуют руководствоваться регламентом производителя, который находится в технической документации на автомобиль, где четко указаны межсервисные интервалы. Так, например, моторное масло с масляным фильтром необходимо обновлять каждые 15 тысяч километров пробега. Воздушный фильтр со свечами зажигания нужно менять на каждом втором ТО (30 тысяч километров). Охлаждающую жидкость (антифриз) с ремнем генератора (ручейковый ремень) рекомендуется обновлять 1 раз в 90 тысяч километров пробега. Кроме того, на каждом техническом обслуживании, нужно осуществлять проверку и при необходимости производить регулировку тепловых зазоров клапанов. Однако, как советуют автомеханики, производить замену моторного масла с масляным фильтром в двигателе ВАЗ 11189 1.6 лучше всего через 7-10 тысяч километров пробега, что обеспечит долговечную защиту трущихся деталей двс от ускоренного износа.
ЦЕНА НОВОГО И ПОДДЕРЖАННОГО АТМОСФЕРНОГО ДВС ВАЗ 11189 1.6 MPI 8v 87 Л.С
На сегодняшний день, купить “вазовский” силовой агрегат ВАЗ 11189 1.6 MPI на разборках не так уж и просто. В первую очередь это явление вызвано сравнительной новизной данного мотора на рынке. Поэтому, как советуют автомобилисты, самым действенным способом приобретения 8-ми клапанного отечественного двигателя, считается обращение к официальному дилеру “Лада”, который направит заявку на производителя, завод “АвтоВАЗ”. Однако в последние годы, распространенность обозреваемой силовой установки на вторичном рынке постепенно растет, поэтому в зависимости от региона, все же можно отыскать вполне достойные единичные предложения. Цена на подобные варианты (с пробегом до 80 тысяч километров) варьируется от 30 до 40 тысяч российских рублей (примерно 400-500$ в эквиваленте). Стоимость же нового движка, у дилера, составит порядка 90-100 тысяч российских рублей (около 1300-1400$ в эквиваленте).
ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЕ
РЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС БЕНЗИНОВОГО МОТОРА ВАЗ 11189 1.6 MPI
Таким образом, бензиновый двигатель серии ВАЗ 11189 объемом 1.6 литра получился у инженеров “АвтоВаза” неприхотливым и вполне добротным для каждодневной эксплуатации. Большинство владельцев отечественных автомобилей Лада Ларгус признали его удачным мотором с приемлемым расходом топлива. По заявлению производителя, компании “АвтоВАЗ”, предельный ресурс силового агрегата ВАЗ 11189 1.6 составляет 230-250 тысяч километров пробега до капремонта или замены. Однако в действительности, при соблюдении автовладельцем межсервисных интервалов обслуживания двс в соответствии с регламентом завода-изготовителя, срок службы 1.6-ти литрового “атмосферника” нередко достигает 300 тысяч километров пробега и даже более.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!