В честном обзоре рассмотрен бензиновый двигатель Лада Гранта (Lada Granta), Лада Калина (Lada Kalina) и Лада Приора (Lada Priora) – ВАЗ 21126 1.6 MPI 16v мощностью 98/114/118/136 лошадиных сил (крутящий момент – 145/150/154 Ньютон на метр). Из публикации вы узнаете, какими отзывами автовладельцев, техническими особенностями, предельным ресурсом, характеристиками, конструкцией, надежностью, реальным расходом топлива, строением, межсервисными интервалами обслуживания, хроническими болячками, распространёнными неисправностями, преимуществами и недостатками славится российский атмосферный мотор компании “АвтоВАЗ”.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: РЕГЛАМЕНТ ОБСЛУЖИВАНИЯ МОТОРА K9K 1.5 DCI 109 Л.С
В 2007 году инженеры отечественной компании АвтоВАЗ разработали очередной бензиновый двигатель для модели Лада Приора. Официальная презентация атмосферного бензомотора заводской серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра (16 клапанов) состоялась в марте 2007 года на международном Московском автосалоне (ММАС) под видом нового штатного силового агрегата Lada Priora. За счет удачной и продуманной конструкции “атмосферника”, в конце 2007 года завод-изготовитель принял окончательное решение об установке его на большинство других своих моделей. Двигатель с индексом ВАЗ 21126 с 2007 года по настоящее время находится в непрерывном производстве и со слов производителя, не спешит уходить с конвейера.
В семейство бензиновых моторов “ВАЗ 16 Клапанов” входят следующие серии двс: ВАЗ 11194 1.4 MPI, ВАЗ 21120 1.5 MPI, ВАЗ 21124 1.6 MPI, ВАЗ 21127 1.6 MPI, ВАЗ 21129 1.6 MPI, ВАЗ 21129 CNG 1.6 MPI, ВАЗ 21179 1.8 MPI и ВАЗ 21128 1.8 MPI.
По мнению многих специалистов, рассматриваемый в обзоре “126-й” движок от АвтоВАЗа, обладает простой и предельно надежной конструкцией, в сравнении с предшествующим силовым агрегатом серии ВАЗ 21124 1.6, относящего к общей, 16-ти клапанной моторной линейке отечественного производителя. О высоком доверии к двигателю серии ВАЗ 21126 говорит и тот факт, что с декабря 2008 года данный стал экспериментальной платформой при создании спортивных версий движков компании АвтоВАЗ. Так, например, модификация “NFR” мощностью 136 лошадиных сил, была успешно опробована на “заряженной” модели Лада Калина Спорт. Кроме того, мотор ВАЗ 21126 1.6 являлся основным двс, который использовался для конструирования других, более современных на то время силовых установок (в частности – ВАЗ 21128 объемом 1.8 литра). Справочно заметим, что с марта 2007 года 1.6-ти литровая серия ВАЗ 21126 стала базовой для всех комплектаций автомодели Лада Приора, с 2008 года для всех вариантов исполнения Лада Калина (в том числе, версия “NFR” на 136 л.с), а с конца 2011 года для всех модификаций Лада Гранта (в том числе, версия “Спорт” на 114/118 л.с).
С реальным расходом топлива новой Lada Vesta NG 2022/2023, вы можете ознакомиться здесь.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗОМОТОРА СЕРИИ ВАЗ 21126 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21126 1.6 MPI
К главной отличительной черте обозреваемого двигателя ВАЗ 21126 1.6 по сравнению с предшествующими сериями двс АвтоВаза, можно отнести полномасштабное применение импортных комплектующих в процессе разработки движка. В первую очередь это касается облегченных деталей ШПГ (шатунно-поршневой группы), которые поставляла американская фирма Federal Mogul и приводного ремня с автоматическим натяжителем системы газораспределения от компании Gates. Справочно заметим, импортными компонентами ШПГ, рассматриваемый “атмосферник”, оснащался до лета 2018 года, после чего в мотор обратно вернули отечественные детали.
Какой реальный ресурс имеет поликлиновый ремень, вы можете узнать здесь.
Наравне со множеством преимуществ, которые имеются у двигателя серии ВАЗ 21126, имеется у него очень весомый недостаток, правда это касается экземпляров, выпускаемых до июля 2018 года. Все дело в том, что импортные компоненты, в особенности поршни, которыми оснащали российский движок, были без специальных лунок на донышках, из-за чего отечественный мотор являлся втыковым. Это означает то, что при обрыве приводного ремня ГРМ, поршни, не имеющие лунок, как бы втыкались в клапана, от чего последние намертво сгибало. Однако, не все так страшно, как кажется с первого взгляда, ведь этот недостаток был устранен производителем летом 2018 года, когда силовой агрегат оснастили новыми безвтыковыми поршнями, после чего, клапана перестали бояться обрыва ременной передачи газораспределения. Для справки заметим, что масса стоковой версии силовой установки составляет 115 килограмм.
Обзор двигателя Lada Vesta CNG – ВАЗ 21129 CNG 1.6 MPI 96 л.с, вы найдете здесь.
Мощность стоковой (массовой) версии движка серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра составляет 98 лошадиных сил, а крутящий момент равен 145 Ньютонам на метр. Усовершенствованные модификации данного бензомотора обладают мощностью 114/118 л.с с крутящим моментом 150/154 Нм (версия “Спорт” – ВАЗ 21126-77, ставилась только на Лада Гранта Спорт) и 136 л.с с крутящими моментом 154 Нм (версия “NFR” – ВАЗ 21126-81, ставилась на Лада Калина Спорт и Лада Калина NFR). Главное отличие версии ВАЗ 21126-77 “Спорт” от стоковой модификации движка заключается лишь в увеличенной мощности и крутящем моменте (мощность нарастили за счет измененных настроек впускного тракта). В свою очередь, версия ВАЗ 21126-81 “NFR” отличается от базовой модификации силового агрегата модернизированным впускным коллектором, изменённой системой выброса отработавших газов с улучшенным катколлектором и усовершенствованными распредвалами, которые оснастили новыми кулачками.
Обзор двигателя Лада 2110 (Lada 2110) – ВАЗ 21120 1.5 MPI 16v 93 л.с, вы найдете здесь.
Стоковая (базовая) версия бензинового мотора атмосферного типа серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра модностью 98 лошадиных сил базируется на платформе рядного четырёхцилиндрового не гильзованного блока, отлитого из чугуна (формат расположения цилиндров – “R4”). Высота блока составляет 197,1 миллиметров. В нижней части блока располагается пять опор коленчатого вала с тонкостенными вкладышами из сталеалюминевого сплава. Коленвал изготавливается из высокопрочного чугуна. Кривошип вала имеет увеличенный радиус по сравнению с коленчатым валом мотора серии ВАЗ 2112, благодаря чему рабочий ход поршня возрос до 75,6 миллиметра. Шатуны изготовлены из стали и являются коваными. В верхней части шатунов располагаются запрессованные сталебронзовые втулки.
В блоке могут располагаться алюминиевые поршни двух типов: до июля 2018 года – втыковые от Federal Mogul (без лунок на донышках), а с июля 2018 года – безвтыковые от АвтоВАЗа (донышки имеют дополнительные цековки, которые спасают клапана от сгибания при обрыве ремня ГРМ). Поршни оснащаются тремя кольцами (два – компрессионных, одно – маслосъемное). До июля 2018 года устанавливались облегченные поршни (масса – 247 грамм).
В нижней части блока располагаются маслофорсунки, которые призваны охлаждать донышки поршней (снижение температуры, позволяет защитить поверхность стенок цилиндров от возникновения на них задиров). Система смазки – комбинированная, моторное масло к трущимся деталям подается под давлением при помощи разбрызгивания. Система охлаждения оснащена электрическим вентилятором радиатора и является жидкостной (рабочая жидкость – антифриз).
С болячками мотора Лада 2112 – ВАЗ 21120 1.5 MPI 93 л.с, вы можете ознакомиться здесь.
В облегченной алюминиевой головке блока цилиндров располагается два распредвала и шестнадцать клапанов (на каждый цилиндр приходится по четыре клапана, из которых два – впускных и два – выпускных). Крышка ГБЦ – алюминиевая. В работу клапана приводятся распредвалами по традиционной схеме DOHC. ГБЦ бензомотора серии ВАЗ 21126 оснащается гидрокомпенсаторами, которые автоматически регулируют клапанные зазоры. Впускной коллектор объединён с ресивером. Материал изготовления впускного коллектора – пластик. Современные версии двигателя оснащаются выпускным коллектором с катализатором (каталитическим нейтрализатором), который довольно эффективно очищает отработавшие газы, благодаря чему отечественный движок соответствует экологическому классу Евро-4.
О реальном расходе Лада Приора с движками ВАЗ 21126/21127 1.6 MPI, вы узнаете здесь.
Механизм газораспределения силового агрегата серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра комплектуется импортным износостойким ремнем ГРМ с автоматическим натяжителем от фирмы Gates (справочно: со слов производителя, компоненты ГРМ рассчитаны на 170-180 тысяч километров пробега до замены). Система фазорегуляции (он же механизм изменения фаз газораспределения) в рассматриваемом двигателе конструктивно не предусмотрена. У версий силового агрегата, выпущенных с июля 2018 года, при обрыве ременной передач ГРМ, поршни с лунками на донышках – не гнут клапана.
Реальный расход Лада Гранта с мотором ВАЗ 21127 1.6 MPI 106 л.с, вы узнаете здесь.
Система питания у мотора ВАЗ 21126 1.6, оснащенная улучшенным инжектором (по сравнению с предшествующими сериями двс) является модифицированной. Так, например, в топливной рампе, изготовленной из нержавеющей стали больше не предусматривается обратный слив горючего, а регулятор давления вмонтирован непосредственно в модуль топливного насоса. Кроме того, система питания дополнительно оснащается механизмом улавливания паров бензина с угольным адсорбером (пары топлива больше не попадают в атмосферу). Топливо в цилиндры подается многоточечными порциями по технологии распределенного впрыска горючего – MPI (Multi Point Injection). Впрыск бензина в камеры цилиндров производится по следующей схеме: 1 цилиндр – 3 цилиндр – 4 цилиндр – 2 цилиндр.
В обозреваемом двигателе производитель решил отказаться от использования высоковольтных проводов, а вместо них установил индивидуальные катушки высоковольтного типа. Таким образом, для каждой свечи зажигания предназначена своя индивидуальная высоковольтная катушка.
Реальный расход топлива Лада Калина с мотором ВАЗ 21127 1.6 MPI, вы узнаете здесь.
РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО, НА ПРИМЕРЕ, ЛАДА ГРАНТА С ДВС ВАЗ 21126 1.6 MPI 98 Л.С
В таблице ниже продемонстрированы справочные данные, свидетельствующие о фактическом расходе топлива атмосферным бензиновым силовым агрегатом заводской серии ВАЗ 21126 объемом 1597 см³ мощностью 98 лошадиных сил с многоточечным впрыском MPI в городском/загородном/комбинированном циклах езды. Информация базируется на сведениях, прописанных в технической документации переднеприводной модели Лада Гранта 2022 года выпуска первого поколения после обновления в кузове седан, двигатель которой функционирует в паре с четырех скоростной автоматической коробкой переключения передач (4-АКПП).
МОДЕЛИ МАРКИ “ЛАДА”, ОСНАЩАЕМЫЕ ДВИЖКОМ 1.6 MPI СЕРИИ ВАЗ 21126 (ВСЕ ВЕРСИИ)
– Лада 2113 Самара в кузове трёхдверный хэтчбек (индекс кузова – 2113), первое поколение после рестайлинга (годы выпуска: с марта 2010 по июнь 2013).
– Лада 2114 Самара в кузове пятидверный хэтчбек (индекс кузова – 2114), первое поколение после рестайлинга (годы выпуска: с сентября 2010 по декабрь 2013).
– Лада Гранта в кузове седан (индекс кузова – 2190), первое поколение до рестайлинга (годы выпуска: с декабря 2011 по октябрь 2015).
– Лада Гранта в кузове лифтбек (индекс кузова – 2191), первое поколение до рестайлинга (годы выпуска: с июня 2014 по июль 2018).
– Лада Гранта в кузове седан/лифтбек/хэтчбек/универсал (индекс кузова – 2190/2191/2192/2194), первое поколение после рестайлинга (годы выпуска: с августа 2018 по настоящее время).
– Лада Гранта Спорт в кузове седан (индекс кузова – 2190), первое поколение до рестайлинга (годы выпуска: с февраля 2013 по июль 2018).
– Лада Калина в кузове седан/хэтчбек/универсал (индекс кузова – 11184/11194/11174), первое поколение до и после рестайлинга (годы выпуска: с ноября 2009 по март 2013).
– Лада Калина в кузове хэтчбек/универсал (индекс кузова – 2192/2194), второе поколение до и после рестайлинга (годы выпуска: с апреля 2013 по август 2018).
– Лада Калина Спорт в кузове хэтчбек (индекс кузова – 1119/2192), первое/второе поколения до и после рестайлинга (годы выпуска: с декабря 2008 по август 2018).
– Лада Калина NFR в кузове хэтчбек (индекс кузова – 2192), второе поколения после рестайлинга (годы выпуска: с апрель 2016 по сентябрь 2017).
– Лада Приора в кузове трёхдверный хэтчбек/пятидверный хэтчбек/седан/универсал (индекс кузова – 21728/2172/2170/2171), первое поколение до и после рестайлинга (годы выпуска: с марта 2007 по декабрь 2015).
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АТМОСФЕРНОГО МОТОРА СЕРИИ ВАЗ 21126 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА
По сравнению с предшествующим поколением, а ныне собратом по моторному семейству двигателем серии ВАЗ 21124, обозреваемый силовой агрегат с индексом ВАЗ 21126, считается непорядок продвинутым в технологическом плане, ведь не зря же на его платформе были созданы спортивные модификации движков (“Спорт” и “NFR”). Правда без ложки дегтя обойтись не получилось. По отзывам некоторых разочарованных владельцев автомобилей Лада, применение заводом-изготовителем облегченных деталей ШПГ (шатунно-поршневой группы) от фирмы Federal Mogul, привело к негативным последствиям для клапанов, которые зачастую гнет при обрыве ременной передачи газораспределения. Дело все в том, что АвтоВАЗ в первые годы выпуска двигателя ВАЗ 21126 применял втыковый тип поршней (без лунок на донышке), которые ударяли по клапанам и выводили их из строя. Однако в последствии (с июля 2018 года), отечественный производитель отказался от импортных комплектующих и перешел на свои, российские, после чего место втыковых поршней заняли безвтыковые (с лунками на донышках), благодаря которым при обрыве ремня ГРМ больше не гнет клапана, мотор просто глохнет.
ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЯЧКИ И ЧАСТЫЕ ПОЛОМКИ БАЗОВОЙ ВЕРСИИ ДВС ВАЗ 21126 1.6 MPI 98 Л.С (ПО ОТЗЫВАМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛАДА)
1. Сбои в работе электрике. Сбои в электрике у отечественных моторов считаются вполне естественной ситуацией. Слабым звеном электрической цепи у обозреваемого движка являются: высоковольтные катушки зажигания, стартер, регулятор давления топлива и электронный блок управления (серийный индекс ЭБУ – 1411020).
2. Троит на холостых. Как правило, троить рассматриваемый вазовский двигатель начинает из-за чрезмерно засоренных топливных форсунок. В некоторых, более редких случаях, троение может появиться из-за изношенных свечей и/или катушек зажигания. В большинстве случаев подобные неполадки решаются с помощью промывки топливных компонентов специальными автохимическими средствами или заменой катушек/свечей зажигания.
3. Плавают обороты. Одной из самых частых болячек отечественного бензомотора, по отзывам владельцев автомобилей Лада, считаются плавающие обороты двс, которые возникают на холостых. Вызвано это в первую очередь, инженерными просчетами при разработке датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) и регулятора холостого хода (РХХ). В некоторых же случаях, проблема может возникать по причине сильного загрязнения дросселя, который быстро и непринужденно очищается при помощи специальной автохимии.
4. Часто перегревается. Обозреваемый вазовский силовой агрегат очень любит перегреваться, как в принципе и другие серии двс 16-ти клапанной линейки АвтоВАЗа. Главным виновником неприятности в большинстве случаев выступает недоработанный термостат системы охлаждения двигателя, который в редких случаях “ходит” более 60-80 тысяч километров пробега. Также заметим, что из-за непродуманной конструкции термостата, в зимнюю пару года, отечественный движок может долго греться, а летом он наоборот, имеет свойство вскипать, что в последствии ведет к его перегреву. Как советуют специалисты, если мотор начал постоянно перегреваться или плохо греться, начинать искать неполадки рекомендуется именно с термостата.
5. Недолговечные детали механизма газораспределения. Если отталкиваться от регламента производителя, то срок службы комплекта ГРМ от фирмы Gates составляет около 170-180 тысяч километров. Однако, как показывает статистика, ролики системы газораспределения “ходят” не более 130-140 тысяч километров пробега. Кроме того, водяной насоса (помпа), по регламенту должна менять каждые 90 тысяч километров пробега, хотя в реальности она выходит из строя ощутимо раньше (до 60-70 тысяч километров). Также не стоит забывать и о том, что заклинивание того или иного компонента газораспределения, приводит к обрыву приводного ремня ГРМ, а это неминуемо ведет к “дружественной встрече” поршней с клапанами, от чего последние приходят в негодность. Особенно страшна подобная “встреча” для тех двигателей, которые были выпущены до июля 2018 года, так как в них ставились облегченные импортные комплектующие ШПГ от фирмы “Федерал Могул” (справочно: устанавливались втыковые поршни без лунок на донышках). В том случае, если бензомотор сошел с конвейера после модернизации, то есть с июля 2018 года, то автовладельцам можно больше не переживать за обрыв ремня ГРМ, ведь вернувшиеся на свое исконное место отечественные поршни безвтыкового типа с лунками на донышках, больше не гнут клапана (движок просто глохнет).
6. Посторонние стуки и цокот. По мнению специалистов, доносящиеся из моторного отсека отечественного двигателя стуки и цокот, непосредственно указывают на неполадки с гидрокомпенсаторами. Как правило, если машина на гарантии, данные компоненты двс меняются у дилеров без лишних вопросов. Если гидрокомпенсаторы находятся в исправном состоянии, то проблема может скрываться в чрезмерном износе деталей ЦПГ (поршнях, цилиндрах и шатунах). Если машина уже не на гарантии, то в этом случае, владельцу автомобиля стоит готовиться к недешёвому капремонту.
МЕЖСЕРВИСНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21126 1.6 (РЕГЛАМЕНТ ЗАВОДА–ИЗГОТОВИТЕЛЯ, КОНЦЕРНА ОАО “АВТОВАЗ”)
Как прописано в технической документации, силовой агрегат серии ВАЗ 21126 (он же “126-й” мотор) по прошествии 2-4 тысяч километров пробега должен проходить “нулевое ТО”, а затем через каждые 15 тысяч километров или один раз в 12 месяцев, в зависимости от того, что наступает ранее проходить плановое техническое обслуживание. Однако по мнению специалистов, рекомендуются сокращать межсервисные интервалы хотя бы до 8-10 тысяч километров пробега, в первую очередь это касается спортивных модификаций бензомотора. Для справки заметим, что объем масла, необходимый для замены составляет около 3,4-3,5 литров. Заливать в движок рекомендуется моторное масло с вязкостью 5W-30 или 5W-40 по классификации SAE. Кроме того, на каждом техобслуживании советуем обновлять воздушный фильтр двигателя. На каждом втором ТО советуем менять свечи зажигания, а на каждом шестом ТО – обновлять ручейковый ремень, он же ремень генератора.
ЦЕНА НОВОГО И КОНТРАКТНОГО БАЗОВОГО ДВИЖКА ВАЗ 21126 1.6 MPI 16v 98 Л.С
Найти в интернет-объявлениях или на разборках обозреваемый в статье вазовский двигатель серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра сегодня не составляет никакого труда. Средняя стоимость достойного внимания отечественного мотора находится в пределах от 26 до 36 тысяч российских рублей. Что касается двигателя ВАЗ 21126 1.6 в новом состоянии, то его цена у официального дилера составит около 95-105 тысяч российских рублей (примерно 1500$ по текущему курсу).
ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)
Таким образом, рассмотренный в статье отечественный “атмосферник” серии ВАЗ 21126 – это однозначно надежный, неприхотливый, простой в эксплуатации/ремонте движок, обладающий неплохим по современным меркам ресурсом и запасом прочности. По заявлению завода-изготовителя, компании АвтоВАЗ, срок службы бензиновой силовой установки ВАЗ 21126 1.6 составляет 230-250 тысяч километров пробега (по прошествии данной отметки на одометре, наступает предельный износ ключевых узлов двс). В реальности же, по мнению специалистов, при соблюдении владельцем автомобиля межсервисных интервалов обслуживания, в соответствии с регламентом производителя, продолжительность жизни “126-го” мотора нередко достигает 320-350 тысяч километров пробега до капиталки.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!