ВАЗ 21179 1.8 MPI 122/145 л.с — двигатель Лада Х-Рей и Лада Веста. Ресурс, характеристики, расход, поломки и отзывы

Независимый обзор посвящен бензиновому двигателю Лада Веста (Lada Vesta), Лада Веста СВ (Lada Vesta SW), Лада Веста Кросс (Lada Vesta Cross), Лада Веста СВ Кросс (Lada Vesta SW Cross), Лада Веста Спорт (Lada Vesta Sport), Лада ХРей (Lada Xray) и Лада ХРей Кросс (Lada Xray Cross) — ВАЗ 21179 (179-й мотор) 1.8 MPI 16v 122/145 л.с (170/184 Нм). В статье рассмотрены технические характеристики, предельный ресурс, цены на разборках, отзывы автовладельцев, отличия, конструкция, технологические особенности, реальный расход топлива, надежность, сервисные интервалы техобслуживания, хронические болячки, распространённые поломки, достоинства и недостатки отечественного силового агрегата атмосферного типа концерна “АвтоВАЗ”.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ДВИГАТЕЛЬ УАЗ ПАТРИОТ ЗМЗ ПРО 409 2.7 MPI 16v 150 Л.С

Презентация бензинового двигателя, относящегося к 16-ти клапанному семейству АвтоВАЗа серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра мощностью 122/145 лошадиных сил официально состоялась в феврале 2016 года на международном Московском автомобильном салоне (ММАС) под видом нового штатного движка пятидверного хэтчбека Лада ХРей (ИксРей), а с октября этого же года, этот мотор стал по умолчанию ставится под капот флагманской модели российского бренда – Лада Веста. Рассматриваемый атмосферный двигатель примечателен тем, что он является первым движком АвтоВАЗа, для которого была специально разработана и успешно внедрена в производство система фазорегуляции газораспределения с одним фазовращателем на впуске (функционирует по технологии VVT). Для справки заметим, что двс серии ВАЗ 21179 кроме Лада Веста/Лада ХРей, дополнительно планировали устанавливать на модели Лада Ларгус, Лада Гранта, Лада Калина и Лада Нива Тревел, но реализовать этот проект отечественным инженерам все же не удалось. Обозреваемая вазовская силовая установка производится на головном заводе АвтоВАЗа в городе Тольятти с февраля 2016 года по настоящее время (по слухам, данный мотор в конце 2022 года должна будет заменить более современная серия двс, о которой станет известно в ближайшее время).

Линейка двигателей «VAZ 16 Valve» включает в состав следующие серии двс: ВАЗ 11194 1.4 MPI, ВАЗ 21124 1.6 MPI, ВАЗ 21126 1.6 MPI, ВАЗ 21127 1.6 MPI, ВАЗ 21129 1.6 MPI и ВАЗ 21128 1.8 MPI.

Выпущенный в массовое производство в 2016 году двс серии ВАЗ 21179 заметно отличается от своих предшествующих собратьев по линейке. Главная отличительная особенность нового мотора сосредоточена в его увеличенном до 1774 кубических сантиметров рабочем объеме цилиндров. Кроме того, существенным изменениям подвергли компоненты шатунно-поршневой группы, детали механизма газораспределения, системы охлаждения и смазки. Основой же для создания обозреваемого двигателя ВАЗ 21179 1.8 стал чугунный блок цилиндров от серии ВАЗ 21126 объемом 1.6 литра. Кроме базовой серии мотора ВАЗ 21179 1.8 мощностью 122 лошадиные силы, существует еще и форсированная модификация мощностью 145 лошадиных сил, которую АвтоВАЗ представил на суд общественности в 2018 году, как штатную силовую установку, предназначенную для лимитированной версии модели Лада Веста Спорт. Форсированная до 145 “лошадей” модификация вазовского движка, в отличие от массовой серии, оснащается модернизированными распределительными валами и улучшенным выпускным коллектором.

С реальным расходом топлива новой Lada Vesta NG 2022/2023, вы можете ознакомиться здесь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ БЕНЗОМОТОРА ВАЗ 21179 1.8 MPI 16V 122/145 Л.С

КОНСТРУКЦИЯ, СТРОЕНИЕ И ОТЛИЧИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21179 1.8 MPI НА 16 КЛАПАНОВ

Выход на рынок новых переднеприводных моделей, которые по габаритам стали крупнее, чем некогда безумно востребованная у российских автомобилистов, Лада Приора, потребовало от специалистов АвтоВАЗа, ускоренными темпами возобновить разработку, а также внедрение более современных, экологичных и мощных силовых агрегатов, соответствующих нормам Евро-5. При создании бензомотора серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра, за базовую платформу инженерами компании АвтоВАЗ, было решено взять классический четырёхцилиндровый блок от 16-ти клапанного движка ВАЗ 21126 1.6. Чтобы довести до ума “донорскую” серию ВАЗ 21126 и создать новую современную силовую установку, специалисты были вынуждены произвести ряд конструкторских и технологических изменений.

Какие изменения привнесли инженеры АвтоВАЗа в двигатель серии ВАЗ 21179?

— Улучшена система охлаждения межцилиндровых перемычек.

— Изменениям подвергли крепление кронштейна правой опоры двигателя.

— Добавлен специальный масляный канал, предназначенный для смазки фазовращателя

— Модернизации был подвергнут коленчатый вал, что отразилось на увеличении рабочего хода поршня, в результате чего был наращен общий объем цилиндров до 1774 кубиков, а шатуны были укорочены, при этом высота блока осталась прежней (197 миллиметров). Данное решение позволило увеличить скорость движения поршней, однако одновременно с этим повысились нагрузки на системы двс.

— Были уменьшены диаметры шатунных шеек (на 4 миллиметра), что позволило снизить трение между деталями. Кроме того, по новой схеме стала осуществляться смазка коренных вкладышей.

— Внедрены укороченные взаимозаменяемые шатуны, поставляемые из Индии.

— В системе питания установлены новые высокопроизводительные форсунки и топливная рампа от фирмы Continental.

— В системе охлаждения применяется водяной насос (помпа) от южнокорейской компании GMB, благодаря чему охлаждение силового агрегата стало более эффективным.

— В системе смазки был незначительно увеличен рабочий объем масла (на 0,4 литра), а также появился новый маслонасос с повышенной производительностью от южнокорейской фирмы GMB. Кроме того, был установлен новый литой картер из алюминиевого сплава.

— В механизме газораспределения появились два более выносливых ролика и модернизированный автоматический натяжитель.

— Мотор оснастили новым катколлектором отечественного производства от компании ООО “ЭкоАльянс”.

— Из конструкции силового агрегата удалили дополнительный ресивер с механизмом изменения длины воздушного тракта и установили типовой пластиковый коллектор от фирмы “Мотор-Супер”.

— Устанавливается лямбда-зонд (кислородный датчик) от немецкого производителя Bosch.

— Улучшен впускной модуль (вместо датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), были установлены два новых датчика — температуры воздуха (ДТВ) и абсолютного давления (ДАД)).

— Появился дроссель с электроприводом и один фазовращатель системы VVT, предназначенный для изменения фаз газораспределения, который разместили на впускном тракте.

С полным перечнем всех изменений, которые были внесены инженерами АвтоВАЗа при разработке двигателя серии ВАЗ 21179, вы можете детально ознакомиться на изображении, которое размещено ниже в статье.

Какой конструкцией обладает базовая версия движка ВАЗ 21179 1.8 MPI 122 л.с?

Атмосферный бензиновый двигатель ВАЗ 21179 1.8, он же 179-й мотор, построен на базе высокопрочного не гильзованного чугунного блока от серии ВАЗ 21126 с рядным форматом расположения четырех цилиндров по схеме “R4”. Высота блока цилиндров осталась неизменной — 197,1 миллиметра. Поверхность каждого цилиндра подвергается хонингованию. В нижней части блока цилиндров находятся тонкостенные вкладыши из сталеалюминевого сплава и несколько усиленных опор модернизированного кованого коленвала (материал изготовления коленвала — высокопрочный чугун). Радиус кривошипа увеличен до 42 миллиметров против прежних 37,8 миллиметра, что непосредственно сказалось на рабочем ходе поршней, который стал равен 84 миллиметрам (у донорского двс серии ВАЗ 21126 — 75,6 миллиметра). Шатуны у вазовского мотора — укороченные и взаимозаменяемые.

Блок цилиндров оснащается стандартными поршнями (материал изготовления – алюминиевый сплав). Заводские поршни от американской фирмы Federal Mogul являются втыковыми (не оснащаются лунками на донышках), из-за чего, при обрыве ременной передачи газораспределения, клапана у двигателя гнутся наглухо (поршни при ударе о клапана также разрушаются). Юбки поршней вазовского движка покрываются специальным хромовым напылением, которое снижает износ деталей. В состав поршней входит три типовых кольца, два из которых являются компрессионными, а одно – маслосъемным.

В корпусе блока, в его нижней части, находятся модернизированные маслофорсунки, призванные охлаждать цилиндры и юбки поршней. Улучшенные масляные форсунки, в сравнении с серией ВАЗ 21126, более эффективно охлаждают компоненты цилиндро-поршневой группы. Система смазки в двигателе ВАЗ 21179 1.8 — комбинированная, а это означает, что масло между трущимися деталями разбрызгивается под высоким давлением при помощи нового высокопроизводительного маслонасоса от южнокорейской фирмы GMB. Система охлаждения у рассматриваемого силового агрегата – жидкостная (рабочая жидкость — антифриз).

Облегчённая алюминиевая головка блока цилиндров 179-го мотора устанавливается на металлическую прокладку. В ГБЦ располагаются два модернизированных распределительных вала (один впускной и один выпускной) с прессованными кулачками (изготовлены из порошкового металлического сплава), шестнадцать облегченных клапанов (по четыре на каждый цилиндр) и улучшенные гидрокомпенсаторы (автоматически регулируют клапанные зазоры). Распредвалы вазовского двигателя приводятся в работу по типовой технологии DOHC (Double OverHead Camshaft). Также отметим, что серия ВАЗ 21179 комплектуется стандартным пластиковым впускным коллектором. В свою очередь, выпускной коллектор мотора оснащается каталитическим нейтрализатором с улучшенной по составу керамической сердцевиной (более эффективно удаляет тяжелые фракции из выхлопных газов по сравнению с предшествующими сериями движков). Благодаря улучшенному катализатору и оптимальным настройкам систем двс, отечественный “атмосферник” в полном объеме соответствует экологическому классу ЕВРО-5.

Газораспределительная система у двигателя серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра оснащается водяной помпой повышенной производительности от фирмы GMB, прочным зубчатым ремнем ГРМ с износостойким автоматом-натяжителем от компании Gates и двумя роликами от немецкого концерна INA. По заявлениям завода-изготовителя, импортные компоненты ГРМ рассчитаны на 100-120 тысяч километров пробега до обновления. По отзывам автомобилистов, с заменой комплект газораспределения лучше не затягивать и осуществлять обновление ее компонентов до наступления 85-90 тысяч километров, так как в противном случае, при обрыве ременного привода, втыковые поршни без лунок на донышках наглухо гнут клапана, причем в 100% случаев.

Механизм газораспределения отечественного 1.8-ми силового агрегата впервые стали комплектовать системой изменения фаз газораспределения (справочно: система фазорегуляции VVT оснащается одним фазовращателем, который монтируется на впускном распределительном валу).

Система питания атмосферного двигателя ВАЗ 21179 1.8 компонуется электронно управляемым инжектором и в сравнении с предшествующими сериями двс АвтоВАЗа является модифицированной. Топливная рампа у обозреваемого мотора, разработанная компанией “Континенталь”, изготовлена из прочной стали (нержавейки). Горючее в камеры цилиндров в вазовской силовой установке подается распределенными порциями по технологии многоточёчного впрыска топлива – MPI (Multi Point Injection). Бензин в цилиндры попадает следующим образом (порядок впрыска топлива): первый цилиндр – третий цилиндр – четвертый цилиндр – второй цилиндр.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА, НА ПРИМЕРЕ, LADA VESTA SW С ДВС ВАЗ 21179 1.8 MPI 122 Л.С

Расположенный ниже в статье информационный график, наглядно демонстрирует справочные данные о реальном расходе горючего атмосферным двигателем (базовая версия) с заводским индексом ВАЗ 21179 объемом 1774 см³ мощностью 122 лошадиные силы с распределенным впрыском MPI в городском/загородном/смешанном форматах езды. Показатели топливной экономичности, взяты с технической документации переднеприводного автомобиля Лада Веста 2022 года выпуска (первое поколение до рестайлинга) с типом кузова SW (универсал), силовая установка которого работает в компании с 5-ти ступенчатой механической трансмиссией (5-МКПП) марки Renault серии JR5.

СПИСОК МОДЕЛЕЙ LADA, КОТОРЫЕ ОСНАЩАЮТСЯ ДВС ВАЗ 21179 1.8 MPI 122/145 Л.С

Лада Веста с типом кузова седан (марка кузова – 2180), первая генерация до обновления (годы выпуска: с октября 2016 по апрель 2021).

Лада Веста СВ с типом кузова универсал (марка кузова – 2181), первая генерация до обновления (годы выпуска: с сентября 2017 по февраль 2021).

Лада Веста Кросс с типом кузова кросс-седан (марка кузова – 2180), первая генерация до обновления (годы выпуска: с мая 2018 по сегодняшний день).

Лада Веста СВ Кросс с типом кузова кросс-универсал (марка кузова – 2181), первая генерация до обновления (годы выпуска: с сентября 2017 по сегодняшний день).

Лада Веста Спорт с типом кузова седан (марка кузова – 2180), первая генерация до обновления (годы выпуска: с декабря 2018 по сегодняшний день).

Лада ХРей (ИксРей) с типом кузова пятидверный хэтчбек (марка кузова – GAB), первая генерация до обновления (годы выпуска: с февраля 2016 по апрель 2021).

Лада ХРей Кросс (ИксРей Кросс) с типом кузова кросс-хэтчбек (марка кузова – GAB), первая генерация до обновления (годы выпуска: с ноября 2018 по сегодняшний день).

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ АТМОСФЕРНИКА СЕРИИ ВАЗ 21179 ОБЪЕМОМ 1.8 ЛИТРА

Если отталкиваться от отзывов владельцев автомобилей Лада, то определенная доля автомобилистов хвалят бензомотор серии ВАЗ 21179 за хорошую тягу, высокий крутящий момент и оптимальные настройки, которые позволяют резво разгоняться во всем диапазоне оборотов, при этом расход горючего вазовского движка находится в разумных пределах, относительно его мощностных показателей. К недостаткам обозреваемого мотора автомобилисты часто относят повышенный расход смазки на угар (масложор), а также частые сбои в электрике (для многих автовладельцев не является редкостью возникновение на приборке индикатора в виде красной масленки или “Check Engine”). Не стоит забывать и о довольно трудоемкой процедуре по обновлению ременного привода системы газораспределения, которая способна вымотать даже очень опытного автомеханика.

ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЯЧКИ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21179 1.8 MPI 122/145 Л.С (ОТЗЫВЫ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ МОДЕЛЕЙ LADA)

1. Повышенный расход масла на угар. На профильных автомобильных форумах все чаще можно встретить жалобы владельцев моделей Лада Веста/ХРей, относительного прогрессирующего масложора, который в некоторых случаях может стартовать с первых километров пробега. Со слов автомобилистов, расход смазки иногда составляет 1000-1500 грамм на 10 тысяч километров пробега. Со слов инженеров производителя, компании АвтоВАЗ, к неисправности эта конструкторская особенность не относится, к ней просто нужно привыкнуть. Однако, по мнению автомехаников, жор масла у обозреваемого движка – это серьезный конструкторский просчёт отечественного автопроизводителя. Автомеханики советуют воспользоваться следующими способами решения данной проблемы: во-первых, изменить калибровки регулятора фаз газораспределения; во-вторых, заменить низкокачественные заводские клапана и маслосъемные колпачки на сторонние компоненты; в-третьих, заменить заводскую смазку 5W-30 на более вязкую, в соответствии с классификацией SAE; в-четвертых, изменить конструкцию или заменить маслоотражатель.

2. Гнутся клапана и разрушаются поршни при обрыве ремня ГРМ. С завода, вазовский двигатель по умолчанию оснащается типовым комплектом ГРМ, в состав которого входят стандартные поршни втыкового типа, на донышках которых отсутствуют специальные цековки (лунки). Сами по себе данные поршни считаются довольно хрупкими. В случае обрыва ремня ГРМ, хрупкие втыковые поршни моментально ударяют по клапанам, которые изготовлены из мягкого сплава, после чего первые компоненты двс банально растрескиваются, а вторые попросту сгибаются. Результатом такой “дружественной” встречи является дорогостоящий капитальный ремонт движка. Одним единственны вариантом решения подобной проблемы является покупка и установка ремкомплекта ГРМ, а также замена стандартных втыковых поршней (без лунок на донышках) на сторонние – безвтыковые (с лунками на донышках).

3. Заклинивание редукционного клапана маслонасоса. К критической поломке обозреваемого бензомотора, многие автомобилисты относят заклинивание редукционного клапана маслонасоса в открытом положении. Основной причиной проблемы является чрезмерное загрязнение клапана продуктами сгорания (сажа/кокс/грязь), которые попадают на рабочую поверхность компонента двс. Кроме того, к быстрому загрязнению узла может также приводить частое применение низкокачественного моторного масла.

4. Подтеки смазки через уплотнители. Подобные неприятности, как правило, устраняются при помощи обновления заводских сальников или прокладок на сторонние. В некоторых случаях, достаточным действием для устранения проблемы является чуть более сильная затяжка креплений сальников.

5. Стуки на холодную. Как правило, появление стуков из-под капота на непрогретом вазовском моторе зачастую указывают на неполадки в работе гидрокомпенсаторов. Данная неприятность не является смертельной, однако профессиональную диагностику на станции техобслуживания лучше все же провести. В большинстве случаев, при возникновении проблем с гидрокомпенсаторами, официальные дилеры их без особых вопросов меняют по гарантии. При возникновении подобной неприятности на автомобиле с большим пробегом, в первую очередь стоит задуматься о том, чем мы заправляем машину и, какое масло в двс заливаем.

6. Хронические болячки. К хроническим болячкам рассматриваемого в статье движка зачастую относят: лопающиеся расширительные бачки; появление из глушителя сизого дыма (происходит по причине заводских низкокачественных клапанов, изготовленных в Китае); частые течи технических жидкостей в местах уплотнителей; лопающиеся патрубки системы охлаждения и другие неприятные моменты.

МЕЖСЕРВИСНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВС ВАЗ 21179 1.8 MPI (РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, КОМПАНИИ ОАО АВТОВАЗ”)

Как рекомендуют специалисты, при выборе моторного масла (если автомобиль уже не на гарантии), лучше всего отдавать свое предпочтение тем брендам, которые полностью соответствуют допускам производителя (советуем заливать в вазовский движок оригинальное синтетическое масло с вязкостью 5W-30 или 5W-40 по классификации SAE). Объем смазки, необходимый для замены составляет примерно 4,0-4,1 литра. Для справки заметим, что моторное масло в двигателе ВАЗ 21179 1.8 лучше всего менять не 1 раз в 15 тысяч километров пробега, как прописано в сервисной документации, а каждые 7-9 тысяч километров, чтобы максимально уменьшить износ деталей ШПГ.

Со слов завода-изготовителя, газораспределительный ременной привод от фирмы Gates рассчитан на 90-100 тысяч километров пробега, хотя по факту, ремень ГРМ способен “ходить” до 150 тысяч километров, но лучше не рисковать и не испытывать судьбу. Как рекомендуют специалисты, ремень ГРМ с роликами, желательно обновлять на пробегах 80-90 тысяч километров, ведь при его обрыве, заводские втыковые поршни от Federal Mogul неминуемо “встретятся” с клапанами, после чего первые разрушатся, а вторые намертво согнет намертво, что приведёт к капитальному ремонту двс.

Напомним, что благодаря установленным гидрокомпенсаторам, автовладельцам больше не требуется производить периодическую регулировку тепловых зазоров клапанов в бензиновом моторе серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра.

Для справки заметим, что масса базовой версии двигателя серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра мощностью 122 лошадиных силы без навесного оборудования составляет 99,5 килограмм (по каталогу производителя). В свою очередь, заводской номер данного движка располагается стыке с коробкой передач.

СТОИМОСТЬ НОВОГО И БЭУШНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21179 1.8 122 Л.С (БАЗОВАЯ ВЕРСИЯ)

На сегодняшний день, купить на разборках базовую (массовую) версию вазовского двигателя серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра мощностью 122 лошадиные силы не составляет особого труда. Стоимость контрактных движков ВАЗ 21179 1.8 на автомобильных разборках стартует с отметки 40 000 российских рублей (с пробегом более 100 тысяч километров), далее следуют варианты за 50-55 000 российских рублей (с пробегом от 70 до 100 тысяч километров) и замыкают список экземпляры за 65-75 000 российских рублей (с пробегом до 70 тысяч километров). Также отметим, что некоторые отечественные автомобилисты, при замене двигателя, обращаются прямиком к официальным дилерам, у которых новый вазовский мотор серии ВАЗ 21179 сегодня оценивается в 140-150 тысяч российских рублей (примерно 2100-2200$ по текущему курсу).

Капремонт двигателя Лада Веста СВ Кросс ВАЗ 21179 (179й мотор) 1.8 MPI 16v 122 л.с

В завершении обзора добавим, что надежность 16-ти клапанного двигателя серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра ежегодно вызывает ожесточенные споры среди автомобилистов и до сих пор к общему знаменателю прийти не удается. По мнению специалистов, общий вывод по данному мотору не утешительный — надежность серии ВАЗ 21179 находится на уровне ниже среднего. В целом, ремонтопригодность вазовского движка в меру удовлетворительная, однако в гаражных условиях этот двс не ремонтируется. Примерный ресурс двс ВАЗ 21179 1.8 MPI 16v 122/145 л.с, со слов автомехаников, составляет в пределах 250-270 тысяч километров пробега до наступления первых существенных проблем. Однако в реальности, как отмечают таксисты, при должном обслуживании и уходе за бензиновым движком серии ВАЗ 21179, он способен “отходить” до капремонта или замены 350-400 тысяч километров пробега. Хотя по большему счету, базовая версия серии ВАЗ 21179 мощностью 122 “лошади”, выглядит довольно “сырой” и недоработанной, на что указывает его плавный уход с конвейера АвтоВАЗа (справочно: до конца 2022 года этот движок будет полностью вытеснен с рынка новой серией, которая находится на финальной стадии разработки).

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!