ВАЗ 21116 1.6 MPI 87 л.с – двигатель Лада Приора. Характеристики, расход, проблемы, обслуживание и ресурс

В честном обзоре рассмотрен бензиновый двигатель Лада Приора (Lada Priora) – ВАЗ 21116 1.6 MPI 8v мощностью 87 лошадиных сил (крутящий момент 140 Ньютон на метр). Из статьи вы узнаете, какими техническими характеристиками, реальным расходом топлива, предельным ресурсом, надежностью, отличиями, конструкцией, строением, отзывами владельцев автомобилей, сервисными интервалами обслуживания, распространенными неисправностями, хроническими болячками, плюсами и минусами славится атмосферный силовой агрегат российского концерна “АвтоВАЗ”.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР МОТОРА TOYOTA COROLLA 2ZR-FE 1.8 MPI 140 Л.С

Впервые атмосферный бензиновый силовой агрегат российской разработки серии ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра на 8 клапанов, был официально показан публике в ноябре 2011 года на международном Московском автосалоне (ММАС) под видом нового более экономичного и технически продвинутого среднеобъемного мотора “АвтоВАЗа”, предназначенного для разных модификаций модели Лада Приора (справочно: на Лада Гранта и Лада Калина устанавливался двс с индексом ВАЗ 11186). Бензиновый 1.6-ти литровый движок серии ВАЗ 21116 собирался в одном из цехов российского автопроизводителя с ноября 2011 по июль 2018 года на основном сборочном заводе компании в Тольятти. Сборка обозреваемого узла была налажена таким образом, что с конвейера соседних цехов сходили конструктивно аналогичные моторы серий ВАЗ 21116 1.6 и ВАЗ 11186 1.6, которые кстати являются собратьями по 8-ми клапанному семейству. Разница между данными двс заключалась лишь в параметрах деталей ШПГ (шатунно-поршневой группе).

Линейка бензиновых моторов “VAZ 8 Valve” включает следующие серии двс: ВАЗ 11182 1.6 MPI, ВАЗ 11183 1.6 MPI, ВАЗ 1118350 1.6 MPI, ВАЗ 11186 1.6 MPI, ВАЗ 11189 1.6 MPI и ВАЗ 21114 1.6 MPI.

Двигатель ВАЗ 21116 по своей сути являлся локально модернизированной версией бензомотора ВАЗ 21114, в которой использованы облегченные детали шатунно-поршневой группы от компании Federal Mogul. Именно по этой причине среди многих автовладельцев зачастую возникают ожесточённее споры, относительно того, какая серия движка стоит под капотом их автомобиля. Рассматриваемый отечественный “атмосферник” ВАЗ 21116 1.6 выделяется на фоне других серий двс улучшенной экономичностью и техническими характеристиками, а также имеет предельно простое строение, позволяющее ремонтировать его “на коленках” в гараже. Справочно заметим, что с конца 2011 по середину 2018 года 8-ми клапанная силовая установка ВАЗ 21116 1.6 была базовым мотором всего для одной модели российского производителя – Лада Приора в кузове седан (2170) и Лада Приора в кузове хэтчбек (2172).

С реальным расходом топлива новой Lada Vesta NG 2023, вы можете ознакомиться здесь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДВС СЕРИИ ВАЗ 21116 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА

КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И СТРОЕНИЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА ВАЗ 21116 1.6 MPI 87 Л.С

Атмосферный 1.6-ти литровый силовой агрегат серии ВАЗ 21116 является обновленной версией бензинового движка ВАЗ 21114, который оснастили облегченными компонентами шатунно-поршневой группы от американского производителя “Federal Mogul”, доработали систему охлаждения, нанесли на поршневые юбки антифрикционные вставки, установили охлаждающее масляные форсунки, а также усовершенствовали впускной и выпускной коллекторы. Снижение массы деталей ШПГ позволило увеличить мощность, уменьшить расход горючего, а также снизить шумность и вибрацию при работе силовой установки на холостых оборотах. Существенной модернизации также подвергли катколлектор, приемные трубы которого развели по сторонам, благодаря чему заметно снизилось сопротивление отработавших газов.

С обзором Lada Vesta NG 2023/2024 модельных годов, вы можете ознакомиться здесь.

Как отмечают специалисты, бензомотор серии ВАЗ 21116 был оснащен новыми комплектующими, которые на 60-65% производились зарубежными производителями (вот вам и импортозамещение). Заметим тот факт, что атмосферный двигатель ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра по своим технико-эксплуатационным характеристикам почти не уступает, а даже немного превосходит предшествующую серию двс ВАЗ 21114 и версию движка с тяжелой шатунно-поршневой группой серии ВАЗ 11183. На графике, расположенном ниже, вы можете наглядно ознакомиться с преимуществами обозреваемого “атмосферника” по сравнению с аналогичными сериями двс, которые также входят в “вазовскую” линейку 8-ми клапанных силовых агрегатов.

Правда без определённых нюансов для владельцев отечественной модели Лада Приора, при разработке нового силового агрегата все же обошлось. Втыковые поршни, которыми оснастили атмосферный мотор ВАЗ 21116 конструктивно лишены специальных лунок на дне, поэтому при обрыве ременной передачи системы газораспределения, происходит летальное сгибание клапанов, что оборачивается капитальным ремонтом двигателя. В целом, газораспределительная система двс была существенно переработана “вазовскими” инженерами в сторону усиления. Так, например, специалисты установили автоматический натяжитель и износостойкий ремень ГРМ от фирмы Gates с заявленным ресурсом в 150-170 тысяч километров пробега до замены. Однако, до самого конца выпуска, конструктивная недоработка, связанная с отсутствием лунок на днищах поршней у двс серии ВАЗ 21116, так и не была положительно решена для автовладельцев.

Для справки отметим, что общая масса бензомотора атмосферного типа серии ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра по каталогу производителя равняется 111,5 килограмм, а заводской номер силового агрегата находится на нижнем стыке ГБЦ с блоком цилиндров.

Честный обзор Renault Arkana с двигателем H5Ht 1.3 TCe 16v 150 л.с, вы найдете здесь.

Итак, как мы сказали ранее, бензиновый двигатель серии ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра не сильно отличается от собратьев по 8-ми клапанной линейке и имеет такую же типовую конструкцию и устройство. Основой российского мотора является не гильзованный корпус (блок) высотой 197,1 миллиметра, изготовленный из жаропрочного чугуна и имеющий рядное расположение четырех цилиндров по схеме – “R4”. Блок цилиндров оснащается маслофорсунками для охлаждения юбок поршней и закрытой рубашкой охлаждения (система охлаждения – жидкостная, на базе антифриза). В нижней части блока находится кованый коленвал, отлитый из высокопрочной стали. Коленчатый вал позаимствован у серии ВАЗ 11183, правда его оснастили новой дистанционной шайбой, в связи с конструктивными изменениями в приводе газораспределительного механизма. В свою очередь, радиус кривошипа составил 37,8 миллиметра.

Внутренняя поверхность всех цилиндров блока обработана методом платохонингования. Что касается поршней, то у рассматриваемого движка они все оригинальные, при этом стандартно оснащаются тремя кольцами (двумя компрессионными и одним маслосъёмным). Высота компрессионных колец составляет 1.2 и 1.5 миллиметра соответственно, а маслосъемного – 2.0 миллиметра. Кроме того, места установки трех колец на поршнях дополнительно анодированы для повышения их устойчивости к высоким температурам. В свою очередь, на юбку каждого поршня нанесено специальное защитное покрытие из графита.

Какое масло заливать в мотор Renault Duster – H4M/H4Mk 1.6, вы можете узнать здесь.

Что касается головки блока цилиндров, то она у двигателя ВАЗ 21116 изготовлена из алюминия и комплектуется лишь одним верхним распредвалом с кулачками, который при помощи толкателей приводит в работу восемь клапанов по технологии SOHC (на каждый цилиндр приходится по два клапана). В ГБЦ предусмотрено место для установки новой системы натяжения ременного привода газораспределения. По сравнению с двс серии ВАЗ 21114 у ГБЦ мотора серии ВАЗ 21116 немного изменено крепление приемной трубы. Стоит заметить тот факт, что в головке блока цилиндров двигателя серии ВАЗ 21116 присвоен индекс “11186”. Как мы отмечали ранее, детали шатунно-поршневой группы для движка серии ВАЗ 21116 разработала и внедрила американская фирма “Federal Mogul” и по сравнению с ШПГ предшественника, серии ВАЗ 21114, на базе которого и построен рассматриваемый бензомотор, они легче почти на 40%.

В головке блока цилиндров силового агрегата ВАЗ 21116 1.6 конструктивно не предусмотрены гидрокомпенсаторы, а тепловые зазоры клапанов регулируются вручную методом подбора стальных шайб каждое третье ТО или 1 раз в 45 тысяч километров пробега.

Обзор двигателя Лада Гранта/Калина – ВАЗ 1118350 1.6 MPI 82 л.с, вы найдете здесь.

Газораспределительная система силовой установки серии ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра компонуется усиленным (износостойким) приводным ремнем ГРМ фирмы Gates с автоматическим механизмом натяжения, благодаря которому ременной привод не нужно подтягивать в процессе эксплуатации автомобиля (справочно: со слов производителя ремень газораспределения рассчитан на 150 тысяч километров пробега, правда в реальности, при агрессивной манере вождения, он зачастую “ходит” не более 120-130 тысяч километров). Основной недостаток механизма газораспределения и поршневой группы двигателя серии ВАЗ 21116 в том, что в случае преждевременного обрыва ремня ГРМ, клапана здесь неизбежно гнутся после “дружественной” встречи с поршнями (донышки импортных поршней идут без специальных лунок). Что касается системы изменения фаз газораспределения (фазорегуляции), то в отечественном бензомоторе серии ВАЗ 21116 она конструктивно не предусмотрена. В свою очередь заметим, что все навесное оборудование движка приводится в работу отдельным приводным ремнем, который меняется каждые 90 тысяч километров пробега.

О реальном расходе Лада Приора с движками ВАЗ 21126/21127 1.6 MPI, вы узнаете здесь.

Система питания у силового агрегата серии ВАЗ 21116 работает под управлением типового инжектора. В камеры цилиндров горючее впрыскивается многоточечными порциями по технологии распределенной подачи топлива – Multi Point Injection (MPI). Как утверждал разработчик, компания “АвтоВАЗ”, в топливная рампа комплектовалась стандартными форсунками от таких изготовителей, как Bosch и Siemens. Справочно заметим, что вместо механической педали подачи топлива в двигателе ВАЗ 21116 используется электромеханический модуль дроссельной заслонки – система “Е-Газ”. Благодаря этой новации электронный блок управления (ЭБУ) в полном объеме контролирует не только впрыск горючего, но и подачу воздуха, благодаря чему в камеры цилиндров поступает предельно скорректированная топливовоздушная смесь.

Что касается системы зажигания обозреваемого движка, то она включает в состав общую высоковольтную катушку с четырьмя выводами (разъяснение: на каждую свечу имеется свой отдельный вывод от единой высоковольтной катушки.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО, НА ПРИМЕРЕ, ЛАДА ПРИОРА С ДВС ВАЗ 21116 1.6 MPI 87 Л.С

Справочные сведения в таблице ниже отражают фактический расход топлива бензиновым атмосферным двигателем с заводским индексом ВАЗ 21116 объемом 1596 см³ мощностью 87 лошадиных сил с многоточечным впрыском MPI в городском/загородном/комбинированном режимах езды. Информация базируются на показателях, размещенных в технической документации переднеприводной модели Лада Приора 2018 года выпуска первого поколения в кузове седан (марка – 2170), силовой агрегат которой функционирует в компании с пяти диапазонной механической коробкой переключения передач (5-МКПП).

МОДИФИКАЦИИ ЛАДА ПРИОРА, КОТОРЫЕ ОСНАЩАЛИСЬ МОТОРОМ ВАЗ 21116 1.6 MPI 87 Л.С

Лада Приора в кузове седан (2170), первое поколение до и после рестайлинга (годы выпуска: с ноября 2011 по июль 2018).

Лада Приора в кузове пятидверный хэтчбек (2172), первое поколение до рестайлинга (годы выпуска: с декабря 2011 по август 2014).

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ ВАЗ 21116 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА НА 8 КЛАПАНОВ

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ БОЛЯЧКИ И ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21116 1.6 MPI 87 Л.С (ОТЗЫВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЯ ЛАДА ПРИОРА)

По отзывам владельцев автомобилей Лада Приора, бензиновый мотор серии ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра у АвтоВАЗа получился достаточно спорным. Определенная доля автовладельцев хвалят отечественный движок за хорошую тягу на низах и вполне приемлемый расход топлива. Другие же автовладельцы наоборот, критикует его за отсутствие гидрокомпенсаторов и непродуманные поршни без лунок, из-за которых при обрыве ремня ГРМ гнутся клапана. Однако, по мнению автомехаников, использование при разработке двс ряда импортных компонентов, все же заметно повысило общую надежность силовой установки.

1. Гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Критической поломкой обозреваемого двигателя является обрыв ремня ГРМ системы газораспределения двигателя, что приводит к неминуемому сгибанию клапанов. Преждевременный обрыв ременного привода, как правило, происходит из-за конструктивно недоработанной водяной помпы, которая зачастую выходит из строя раньше положенного срока, вызывая тем самым заклинивание шестерен в механизме ГРМ.

2. Плавают обороты на холостых. В большинстве случаев, обороты у “вазовского” бензомотора начинают плавать на холостых оборотах по причине сбоев в работе одного из датчиков и/или глюков в функционировании электромеханического дросселя системы “Е-Газ”.

3. Часто перегревается и плохо нагревается. Как правило, перегревы или недогревы “вазовского” мотора происходят по причине недоработанного термостата и вентилятора системы охлаждения. В большинстве случаев после выхода из строя вентилятора и/или термостата, в системе появляются утечки антифриза, из-за чего, двигатель в мороз попросту не способен должным образом дойти до оптимальной (рабочей) температуры, а в теплую погоду наоборот, часто перегревается.

4. Посторонние стуки и скрежет. Зачастую главным виновником возникновения громких глухих стуков и скрежета под капотом выступают вовремя не отрегулированные тепловые зазоры клапанов, реже подобные звуки появляются из-за коренных или шатунных вкладышей коленвала, по причине сильного износа данных деталей силового агрегата.

5. Троит и вибрирует. Со слов специалистов, главной причиной, по которой происходит троение отечественного двигателя считаются неполадки в четырехвыводной катушке зажигания. Намного реже виной выступает появившийся прогар клапанов.

СЕРВИСНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВС СЕРИИ ВАЗ 21116 (РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ЗАВОДААВТОВАЗ”)

По мнению специалистов, осуществлять замену моторной смазки в “вазовской” силовой установке лучше всего каждые 8-10 тысяч километров пробега, а не 1 раз в 15 тысяч километров, как прописано в сервисной книжке. Для самостоятельной замены моторного масла в двигателе серии ВАЗ 21116, нужно купить качественный масляный фильтр и около 3,5 литров оригинальной смазки (для замены потребуется примерно 3,0-3,2 литра) со следующими допусками по классификации SAE (по выбору): 5W-30, 5W-40, 10W-40 или 15W-40. Для справки заметим, что завод-изготовитель, рекомендует заливать в двс серии ВАЗ 21116 моторное масло марки Rossneft Maximum.

СТОИМОСТЬ НОВОГО И ПОДДЕРЖАННОГО СИЛОВОГО АГРЕГАТА ВАЗ 21116 1.6 MPI 8v 87 Л.С

На сегодняшний день, купить “живой” отечественный бензомотор серии ВАЗ 21116 на вторичном рынке вполне возможно, однако выбор не особо велик. Самый дешевый экземпляр можно отыскать по цене от 15 тысяч рублей (примерно 200$ в эквиваленте), однако пробег у таких двс будет не малый, да и гарантии не будет никакой. Затем идут экземпляры от 20 до 30 тысяч российских рублей (примерно 300-400$ в эквиваленте), которые зачастую идут с гарантией и адекватным пробегом. Что касается нового силового агрегата серии ВАЗ 21116, то его лучше покупать у официального дилера, а цена составит около 60-70 тысяч российских рублей (примерно 850-1000$ в эквиваленте), в зависимости от региона.

ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЕ

РЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21116 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА

Таким образом, двигатель серии ВАЗ 21116 по современным меркам относится к вполне надежным бензиновым силовым узлам. По заявлениям завода-изготовителя, автоконцерна АвтоВАЗ, предельный ресурс 8-ми клапанного атмосферного мотора с индексом ВАЗ 21116 объемом 1.6 литра составляет 200-220 тысяч километров пробег до наступления первых критических неисправностей (конструктивно допускается капремонт узлов движка). В действительности же, при добросовестном соблюдении владельцем автомобиля Лада Приора регламента производителя по периодическому обслуживанию двс, срок службы отечественного “атмосферника” нередко достигает 270-300 тысяч километров пробега до капиталки.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!