ВАЗ 21124 1.6 MPI 89 л.с — двигатель Лада 2110/2111/2112 и Лада 2113/2114/2115. Ресурс, характеристики, расход, отзывы и проблемы

Независимый обзор посвящен бензиновому двигателю Лада 2110 (Lada 2110), Лада 2111 (Lada 2111), Лада 2112 (Lada 2112), Лада 2113 (Lada 2113), Лада 2114 (Lada 2114) и Лада 2115 (Lada 2115) — ВАЗ 21124 1.6 MPI 16v мощностью 89 лошадиных сил (крутящий момент – 131/132/133 Ньютон на метр). В статье рассмотрены отличия от серии ВАЗ 21120, предельный ресурс, технические характеристики, конструктивные особенности, надежность, реальный расход горючего, устройство, отзывы владельцев автомобилей, сервисные интервалы обслуживания, распространенные проблемы, хронические болячки, цены на вторичке, плюсы и минусы российского атмосферного мотора концерна “АвтоВАЗ”.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ RENAULT DUSTER K9K 1.5 DCI 115 Л.С

Впервые бензиновый двигатель серии ВАЗ 21124 (в народе известный, как “124-й мотор”) объемом 1.6 литра на 16 клапанов мощностью 89 лошадиных сил, разработанный российскими инженерами, продемонстрировали публике в феврале 2004 года на презентационной площадке “АвтоВАЗа” (в городе Тольятти). Атмосферный мотор был представлен под видом штатного движка бюджетной модели Лада 2110 в кузове седан. Силовой агрегат серии ВАЗ 21124, пришел на смену не особо удачному в плане надёжности двигателю ВАЗ 21120 1.5 MPI (в народе известный, как “120-й мотор”). Новая силовая установка, по мнению “вазовских” специалистов, стала более прогрессивной в техническом оснащении, за счет улучшенных параметров при сохранении размеров предшествующей серии ВАЗ 21120. Обозреваемый 1.6-ти литровый бензомотор ВАЗ 21124 1.6 собирали на протяжении 10 лет, с марта 2004 по январь 2014 годы на головном заводе ОАО “АвтоВАЗ” в Тольятти и ставили под капот самых востребованных на отечественном рынке моделей. Для справки заметим, что с марта 2004 года атмосферный двигатель серии ВАЗ 21124 стал базовым двс для таких моделей, как Лада 2110, Лада 2111, Лада 2112, с 2009 года этот движок также перекочевал на Лада 2114 Самара, с 2010 года на Лада 2113 Самара, а с 2012 года на Лада 2115 Самара.

Линейка бензомоторов «VAZ 16 Valve» включает следующие серии двс: ВАЗ 11194 1.4 MPI, ВАЗ 21120 1.5 MPI, ВАЗ 21126 1.6 MPI, ВАЗ 21127 1.6 MPI, ВАЗ 21129 1.6 MPI, ВАЗ 21179 1.8 MPI, ВАЗ 21129 CNG 1.6 MPI и ВАЗ 21128 1.8 MPI.

По мнению автоэкспертов, силовой агрегат серии ВАЗ 21124 от Волжского автозавода, обладает предельно простым устройством и строением, в сравнении с аналогичными двигателями моторного семейства «ВАЗ 16 клапанов». Что касается конструктивных особенностей, то более современный 1.6-ти литровый “атмосферник” принципиальных отличий от “донорской” серии ВАЗ 21120 объемом 1.5 литра почти не имеет, за исключением увеличенного рабочего объема цилиндров и иной поршневой группы. Правда к большому сожалению автовладельцев, увеличение объема с 1498 до 1599 кубических сантиметров абсолютно никаким образом не сказалось на увеличении мощности силовой установки. Многие специалисты отмечали, что мощностные показатели даже наоборот, незначительно снизилась, особенно тяга на низких оборотах.

С реальным расходом топлива новой Lada Vesta NG 2022/2023, вы можете ознакомиться здесь.

ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ ВАЗ 21124 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА

КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И СТРОЕНИЕ БЕНЗОМОТОРА ВАЗ 21124 1.6 MPI 16v 89 Л.С

Чем конкретно отличается двигатель ВАЗ 21124 1.6 от предшественника ВАЗ 21120 1.5?

Главным отличием рассматриваемого в статье силового агрегата ВАЗ 21124 1.6 от 1.5-ти литрового предшественника серии ВАЗ 21120, является более высокий блок цилиндров (объем движка возрос почти на 100 “кубиков”), что позволило “вазовским” инженерам увеличить рабочий ход поршней на 4,6 миллиметра. Кроме того, бензомотор серии ВАЗ 21124 наделили более современными конструкторскими доработками, на примере, гидрокомпенсаторов, индивидуальных катушек зажигания и катколлектора, который позволил атмосферному двигателю соответствовать строгим экологическим нормам ЕВРО-3/4, а чуть позже даже ЕВРО-5 (некоторые модификации двс). Благодаря применению новаторских решений, российским инженерам, также удалось уменьшить общую массу мотора в сборе до 120 килограмм, что положительно сказалось на расходе топлива.

Обзор двигателя Lada Vesta CNG — ВАЗ 21129 CNG 1.6 MPI 96 л.с, вы найдете здесь.

Бензиновый двигатель серии ВАЗ 21124 объемом 1.6 литра построен на базе рядного не гильзованного чугунного четырехцилиндрового корпуса (блок), который применялся еще на серии ВАЗ 21083 (схема расположения цилиндров — “R4”). Поршни у мотора — стандартные, оснащаются с тремя кольцами (два компрессионных и одно маслосъемное). Поршни являются безвтыковыми (на донышках имеются дополнительные цековки), то есть при обрыве ременной передачи не гнут клапана. В нижней части блока установлены специальные масляные форсунки, призванные охлаждать днища поршней (защищают стенки цилиндров от механического износа (задиров)). Кроме того, для подавления вибраций, которые возникают в процессе крутильных колебаний, на стальном коленвале предусмотрен многофункциональный демпфер.

Головка блока цилиндров – облегченная, изготовлена из алюминиевого сплава. В ГБЦ сосредоточено два распределительных вала и шестнадцать клапанов (по четыре на каждый цилиндр, из которых два – впускных и два – выпускных клапана). Клапана распредвалами приводятся в работу по традиционной технологии DOHC. В головке блока у обозреваемого двигателя установлены гидрокомпенсаторы, которые в автоматическом формате регулируют тепловые зазоры клапанов. Впускной коллектор у мотора пластиковый и объединен с ресивером. В свою очередь, выпускной коллектор оснащается каталитическим нейтрализатором (катализатором) отработавших газов.

Болячки вазовского двигателя Лада 2112 — ВАЗ 21120 1.5 MPI 93 л.с, вы найдете здесь.

Газораспределительная система у силовой установки серии ВАЗ 21124 объемом 1.6 литра оснащается отечественным ремнем ГРМ, который рассчитан, со слов изготовителя, на 80-90 тысяч километров пробега до замены (со слов специалистов, ременную передачу необходимо обновлять каждые 50-60 тысяч километров пробега). Механизм изменения фаз газораспределения (фазорегуляции) в обозреваемом моторе не предусмотрен конструкцией. Зато система газораспределения может похвастать тем, что при обрыве ремня ГРМ, поршни, оснащенные лунками на донышках, не гнут клапана (движок просто глохнет).

Система питания у двигателя ВАЗ 21124 1.6 работает под управлением традиционного инжектора (степень сжатия находится в пределах 10.2 — 10.3 пунктов, что обеспечило использование бензина марки АИ-92.). Горючее в цилиндры впрыскивается распределенными порциями по технологии многоточечной подачи топлива – MPI. Порядок впрыска бензина в цилиндры осуществляется по следующей схеме: 1 цилиндр – 3 цилиндр – 4 цилиндр – 2 цилиндр. В системе питания двс ВАЗ 21124 1.6 по сравнению с предшественником ВАЗ 21120 1.5 произошли некоторые изменения. Так, например, инженеры обновили конструкцию топливной рампы, удалили сливную линию, а на бензонасос установили перепускной клапан, предназначенный для сброса излишнего давления.

Система зажигания в рассматриваемом бензомоторе лишилась высоковольтных проводов, благодаря тому, что катушки зажигания установили на свечи и дополнительно их зафиксировали в клапанной крышке.

ФАКТИЧЕСКИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, НА ПРИМЕРЕ, ЛАДА 2110 С ДВС ВАЗ 21124 1.6 MPI 89 Л.С

Ниже в таблице отображены справочные показатели, характеризующие реальный расход горючего бензиновым двигателем атмосферного типа серии ВАЗ 21124 объемом 1599 см³ мощностью 89 лошадиных сил с распределенным впрыском топлива MPI в городском/загородном/смешанном форматах эксплуатации. Сведения базируется на данных, указанных в технической документации переднеприводного автомобиля Лада 2110 2007 года выпуска первой генерации в кузове седан, мотор которого работает в сочетании с 5-ти ступенчатой механической трансмиссией (5-МКПП).

СПИСОК МОДЕЛЕЙ ЛАДА”, КОТОРЫЕ ОСНАЩАЛИСЬ МОТОРОМ 1.6 MPI СЕРИИ ВАЗ 21124

Лада 2110 в кузове седан (индекс — 2110), первая генерация до обновления (годы выпуска: с марта 2004 по февраль 2007).

Лада 2111 в кузове универсал (индекс — 2111), первая генерация до и после обновления (годы выпуска: с марта 2004 по март 2009).

Лада 2112 в кузове трехдверный/пятидверный хэтчбек (индекс — 2112), первая генерация до и после обновления (годы выпуска: с марта 2004 по ноябрь 2009).

Лада 2115 Самара в кузове седан (индекс — 21154), первая генерация после обновления (годы выпуска: с февраля 2012 по февраль 2013).

Лада 2114 Самара в кузове пятидверный хэтчбек (индекс — 21144), первая генерация после обновления (годы выпуска: с сентября 2009 по декабрь 2013).

Лада 2113 Самара в кузове трёхдверный хэтчбек (индекс — 2113), первая генерация после обновления (годы выпуска: с марта 2010 по июнь 2013).

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ АТМОСФЕРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21124 1.6 НА 16 КЛАПАНОВ

Как отмечалось выше, обозреваемый бензомотор ВАЗ 21124 1.6 заменил в ассортиментной линейке некогда популярную на рынке силовую установку серии ВАЗ 21120 объемом 1.5 литра. Само собой, новый двс должен был стать мощнее предшественника, правда в действительности, он стал слабее и потерял в тяге. Главным виновником стал установленный катколлектор. Исходя из отзывов владельцев автомобилей, многие автомобилисты были сильно расстроены тем, что “вазовский” двигатель серии ВАЗ 21124 наградили более крупным объемом, а его мощность не просто осталась прежней, а наоборот, технические показатели движка ощутимо снизились.

К сильным сторонам обозреваемого силового агрегата автовладельцы зачастую относят стандартные безвтыковые поршни с лунками (цековкой) на донышках, благодаря которым не гнутся клапана при обрыве ремня ГРМ и установленные индивидуальные катушки зажигания, значительно сократившие количество сбоев в системе, по сравнению с предшественником серией 21120 объемом 1.5 литра. По всем остальным направлениям, силовая установка ВАЗ 21124 1.6 — это классический отечественный четырехцилиндровый мотор, с характерными для своего времени плюсами и минусами.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БОЛЯЧКИ ДВИГАТЕЛЯВАЗ 21124 1.6 MPI 89 Л.С (ОТЗЫВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОДЕЛЕЙ ЛАДА)

1. Посторонние стуки и шумы в процессе работы. Стуки и шумы, время от времени доносящиеся из моторного отсека обозреваемого движка, как правило, свидетельствуют о чрезмерном износе гидрокомпенсаторов или о существенном растяжении ременного привода механизма газораспределения. В некоторых случаях, особенно на больших пробегах (более 150 тысяч километров), отчетливые стуки из-под капота, могут говорить о критическом износе деталей шатунно-поршневой группы, которые срочно нуждаются в специализированной диагностике и замене.

2. Плавающие обороты на холостых. К одной из самых распространенных хронических болячек отечественного бензомотора по праву относят плавающие обороты на холостых. В большинстве случаев, подобная неприятность возникает из-за чрезмерного загрязнения дроссельной заслонки. Однако иногда виновниками проблемы могут быть сбои в функционировании датчика массового расход воздуха (ДМРВ), датчика положения коленчатого вала (ДПКВ), датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), а в некоторых случаях причина нестабильной работы движка способна скрываться в “глюках” регулятора холостого хода (РХХ).

3. Троение на холостых оборотах. Троение у рассматриваемого силового агрегата на холостых оборотах, как правило, возникает из-за следующих причин: сильного загрязнения сопел топливных форсунок; некачественных свечей и/или неисправных катушек зажигания. В некоторых, довольно редких случаях, троить отечественный бензомотор может в связи с прогаром клапанов.

ИНТЕРВАЛЫ МЕЖСЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИЖКА СЕРИИ ВАЗ 21124 1.6 (РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, КОМПАНИИ ОАО АВТОВАЗ”)

Как прописано в технической документации на ту или иную модель “Lada”, которая комплектовалась силовым агрегатом серии ВАЗ 21124 объемом 1.6 литра, владельцам автомобилей рекомендовано проходить нулевое техобслуживание по прошествии 2-4 тысяч километров пробега, а затем осуществлять регламентные интервальные ТО мотора 1 раз в 12 месяцев или через каждые 15 тысяч километров пробега. Однако, со слов многих автомехаников, лучше всего сокращать межсервисные интервалы обслуживания двигателя до 7-10 тысяч километров пробега.

Для замены моторного масла в силовой установке серии ВАЗ 21124, вам потребуется масляный фильтр и около 3.2-3.3 литров оригинальной смазки “Роснефть Максимум” с вязкостью 5W-30 или 5W-40 по классификации SAE, согласно допускам производителя, концерна “АвтоВАЗ”. Кроме того, как прописано в регламенте изготовителя, через каждые 30 тысяч километров пробега рекомендуется осуществлять обновление воздушного фильтра и свечей зажигания, а через каждые 55-60 тысяч километров заменять приводной ремень ГРМ. Регулировать тепловые зазоры клапанов в обозреваемом двигателе автовладельцам не требуется, благодаря наличию гидравлических компенсаторов, установленных в ГБЦ бензомотора.

СТОИМОСТЬ НОВОГО И БЭУШНОГО АТМОСФЕРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21124 1.6 MPI 16v 89 Л.С

На сегодняшний день, за счет довольно широкого распространения, обозреваемого “вазовского” силового агрегата ВАЗ 21124 1.6, поиск отечественного мотора в хорошем состоянии на вторичке (разборках), как правило, не вызывает серьезных затруднений у автомобилистов. Цена нового движка серии ВАЗ 21124 у официальных дилеров автомобилей “Lada” оценивается примерно в 70-75 тысяч российских рублей (около 950-1000$ в пересчете), а поддержанный экземпляр с пробегом в хорошем техническом состоянии будет стоить в пределах 30-35 тысяч российских рублей (около 450-500$ в пересчете).

ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)

Таким образом, двс ВАЗ 21124 1.6 — это модернизированная версия предшествующей серии ВАЗ 21120, с улучшенной поршневой группой и незначительно увеличенным объемом цилиндров. В свою очередь заметим, что главным виновником в недополученной мощности силовым агрегатом серии ВАЗ 21124 является катализатор, который с другой стороны положительно повлиял на степень очистки выхлопных газов. Что касается предельного ресурса бензомотора серии ВАЗ 21124 объемом 1.6 литра на 16 клапанов, заявленного производителем, автоконцерном “АвтоВАЗ”, то он составляет в пределах 180-200 тысяч километров пробега до наступления критического износа узлов. В действительности же, при соблюдении владельцем автомобиля периодического регламента технического обслуживания, предписанного заводом-изготовителем, срок службы отечественного “атмосферника” нередко достигает 220-240 тысяч километров пробега и более.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!