Обрыв ремня ГРМ в двигателе Лада Веста/Лада Х-Рей – ВАЗ 21179 1.8 MPI 122/145 л.с: признаки, причины и последствия

В статье рассмотрены основные признаки, причины и последствия обрыва ремня ГРМ в бензиновом двигателе Лада Веста (Lada Vesta) / Лада ХРей (Lada Xray) – ВАЗ 21179/ВАЗ 21179-77 1.8 MPI 16v мощностью 122/145 лошадиных сил. Из публикации вы узнаете, каким предельным ресурсом обладает зубчатый ремень механизма газораспределения, когда нужно его менять и, как правильно подобрать комплект ГРМ для отечественного атмосферного мотора компании “АвтоВАЗ”.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ДОСТОИНСТВА МОТОРА ЛАДА ГРАНТА ВАЗ 11182 1.6 90 Л.С

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ГРМ В ДВС СЕРИИ ВАЗ 21179

Немного из истории двигателестроения. Ременной привод газораспределения был внедрен производителями в целях выпуска более легких и дешевых автомобильных моторов. Вместе с этим, в значительной степени были снижены шумы во время работы силового агрегата. Однако за эти удобства, пришлось расплачиваться рядовым потребителям. Нововведения, касающиеся установки ременной передачи системы газораспределения принесли проблемы в обслуживании и замене. Эксплуатационный срок службы типового ремня ГРМ намного ниже, чем цепи ГРМ. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля с двигателем, оснащённым зубчатым ремнём ГРМ, необходимо на постоянной основе “мониторить” его состояние и натяжение, чтобы не произошло преждевременного обрыва с вытекающими негативными последствиями для компонентов двс.

С реальным расходом горючего новой Лада Веста 2022/2023, вы можете ознакомиться здесь.

Зубчатый ремень ГРМ в бензиновом моторе серии ВАЗ 21179/21179-77 объемом 1.8 литра на 16 клапанов (базовая версия — 122 л.с и спортивная версия — 145 л.с), которым оснащаются две модели АвтоВАЗаЛада Веста и Лада ХРей, является важнейшим приводным компонентом двигателя, отвечающим за синхронное функционирование двух распределительных валов и одного коленчатого вала. Зубчатый ремень в системе газораспределения отвечает за функцию своевременного открытия и закрытия клапанов. Полностью исправная система газораспределения поворачивает распредвалы в строго заданном темпе – ровно в два раза медленнее, чем оборачивается коленвал. При вращении распредвалов, в камеры цилиндров силового агрегата подается топливовоздушная смесь, а отработанные газы выводятся через выпускной коллектор в выхлопную систему движка. Обрыв ременной передачи газораспределения в двигателе серии ВАЗ 21179 полностью сбивает нормальный цикл работы бензомотора и приводит к негативным последствиям, на примере, согнутых клапанов и разрушенных поршней.

С моторной гаммой новой Lada Vesta NG 2022/2023, вы можете подробно ознакомиться здесь.

Конструкторами АвтоВАЗа при создании современной моторной линейки 16-ти клапанных движков, куда также входит серия ВАЗ 21179, подразумевалось то, что зубчатая ременная передача системы газораспределения должна одновременно обладать эластичностью, износостойкостью и высокой прочностью, которая по своим характеристикам будет предельно приближена к цепному приводу. В результате потуг вазовских конструкторов, надежный и крепкий отечественный ременной привод создать не удалось, поэтому было принято решение использовать трехслойную конструкцию ремня ГРМ импортного производства от компаний Contitech и Gates.

С характеристиками штатных двигателей Lada Xray Cross, вы можете ознакомиться здесь.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ОБРЫВА РЕМНЯ ГРМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21179 1.8

А теперь давайте более подробно рассмотрим надежность и ресурс компонентов механизма газораспределения бензинового двигателя серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра, которым оснащаются отечественные бестселлеры рынка Лада Веста и Лада ХРей с разными вариантами исполнения кузова.

Итак, газораспределительная система у вазовской 16-ти клапанной силовой установки серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра комплектуется водяным насосом (помпой) повышенной производительности от южнокорейской компании GMB, износостойким зубчатым ремнем ГРМ с автоматическим натяжителем от фирмы Gates и двумя роликами от немецкого концерна INA. Исходя из заявлений производителя, компании АвтоВАЗ, импортные комплектующие системы газораспределения обладают предельным ресурсом 170-180 тысяч километров пробега до замены.

По отзывам владельцев отечественных автомобилей Лада, с заменой комплекта газораспределения в движке серии ВАЗ 21179 лучше не затягивать и не ориентироваться на заявления завода-изготовителя. Производить обновление комплекта ГРМ рекомендуется каждые 80-90 тысяч километров пробега, так как водяная помпа механизма газораспределения имеет свойство заклинивать на пробегах до 100 тысяч километров, а при ее выходе из строя происходит неминуемый обрыв зубчатого ремня. Обрыв ремня ГРМ в моторе ВАЗ 21179 1.8 приводит к тому, что импортные втыковые поршни (без цековки на донышках) от фирмы Federal Mogul, которыми по умолчанию укомплектован двигатель ВАЗ 21179 1.8, наглухо сгибают клапана, причем происходит это в 100% случаев. Кроме клапанов, после обрыва ременной передачи, также разрушаются поршни, что в последствии приводит к капремонту ключевых компонентов шатунно-поршневой группы двс.

Кроме того, особое внимание необходимо уделять натяжению ремня ГРМ. Зачастую к одной из основных причин обрыва относят перетяжку ременной передачи. С другой же стороны, ослабленное натяжение может привести к аналогичным по последствиям проблемам – соскакиванию зубчатого ремня с пазов шкива и загибу клапанов поршнями. Высок риск появления подобной неприятности и при наличии чрезмерного люфта одного из шкивов. 

К следующей по распространённости причине преждевременного обрыва ремня ГРМ в двигателе серии ВАЗ 21179 относится ситуация, связанная с попаданием моторного масла на поверхность ременной передачи. Как рекомендуют специалисты, при появлении следов масла и/или антифриза на рабочей поверхности ремня ГРМ, компонент системы газораспределения нужно незамедлительно менять. В противном случае высока вероятность наступления неэффективного функционирования всей газораспределительной системы, вплоть до проскальзывания ремня по шкивам, его дальнейшее соскакивание и, как следствие обрыв. Зачастую большинство владельцев автомобилей Lada Vesta и Lada Xray допускают грубейшую ошибку – банально стирают появившиеся загрязнение на ремне ГРМ тряпкой и дальше, как ни в чем не бывало продолжают эксплуатацию своего автомобиля. Однако, как показывает практика, после попадания той или иной технической жидкости на поверхность ременной передачи, удалить ее из текстуры компоненты ГРМ просто невозможно. Резина, из которой изготовлен ремень ГРМ фирмы Gates имеет свойство моментально впитывать антифриз или масло, после чего он быстро теряет свои износостойкие качества. Опять же, спастись от проблем в этом случае можно только заменой.

Одной из причин преждевременного выхода из строя ременной передачи нередко становится низкое качество изделия. В случае приобретения ремня ГРМ на рынке “по дешевке”, необходимо быть готовым к неприятным моментам в процессе эксплуатации автомобиля. Всегда стоит помнить, что экономить на такой важной детали двигателя, как ремень газораспределительного механизма, категорически нельзя, ведь рано или поздно, подобная “жадность” просто неминуемо приведет к еще большим затратам, которые само собой пойдут на дорогостоящий ремонт двс. Покупать детали для своего автомобиля, нужно только оригинальные. 

Также довольно распространенной причиной обрыва ременной передачи газораспределения в двигателе ВАЗ 21179 1.8 является естественный износ или низкое качество изделия. Именно по этой причине на ремне ГРМ могут появляться разные дефекты, на примере, углублений, трещин и отслоений нитей на торцевой части изделия. Подобного рода дефекты устранять нельзя, да и сделать это нереально. Единственным выходом в этом ситуации является покупка и установка нового ремня ГРМ. Игнорировать данную неприятность ни в коем случае нельзя, так как при максимальной нагрузке даже незначительный дефект быстро разовьется и станет виновником разрыва ременной передачи.

Для предотвращения преждевременного обрыва ременной передачи газораспределения рекомендуется не затягивать с заменой компонентов ГРМ и приобретать только оригинальные запчасти. Для справки заметим, что комплект ГРМ для силового агрегата Лада Веста/Лада ХРей серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра имеет оригинальный заводской номер 21177-1006040-86 или 8450109371 (товарный артикул: Gates KP15631XS-1). В комплект ГРМ от фирмы “Гейтс” входит: зубчатый ремень, два ролика и водяная помпа с прокладкой, как показано на фото ниже.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРЫВА РЕМНЯ ГРМ В ДВИГАТЕЛЕ СЕРИИ ВАЗ 21179

Как правило, при обрыве ременной передачи газораспределения в бензиновом двигателе серии ВАЗ 21179, которым оснащаются Лада Веста/Лада ХРей, раздается громкий хлопок, после чего мотор глохнет, при этом все остальное навесное оборудование продолжает работать нормально. При повторном запуске силового агрегата, после того, как ранее был слышен хлопок, появляется металлический стук и чувствуется легкость вращения стартера, по причине отсутствия компрессии в цилиндрах двс. Справочно заметим, что при наличии малейших подозрений на возможный разрыв ременной передачи газораспределения в моторе ВАЗ 21179 1.8, делать повторный запуск силового агрегата до его диагностики крайне опасно. Опасность заключается в том, что после запуска силовой установки, импортные втыковые поршни (без лунок на донышках) от фирмы “Федерал Могул”, которыми по умолчанию оснащается отечественный движок, ударяют по клапанам, нанося им и себе фатальный урон.

Как советуют специалисты, при появлении даже малейших подозрений на обрыв ременной передачи механизма газораспределения следует, оперативно остановить автомобиль, а затем открыв капот внимательно оценить состояние, в котором находится ремень ГРМ (он находится под пластиковым кожухом). К сожалению, в большинстве случаев у многих автовладельцев возможности, связанной с быстрым доступом к подкапотному пространству не имеется. Как мы сказали ранее, с высокой долей вероятности, после услышанного хлопка из-под капота, 99% владельцев машин производят повторный запуск мотора, который доносит до уха автомобилиста отчетливый металлический стук, где-то в области ГРМ. Для справки заметим, что в момент самого обрыва ремня ГРМ всегда слышится резкий характерный хлопок, однако, если в автомобиле включена магнитола, то его можно и не заметить.

Замена ремня ГРМ в двигателе Лада Веста/Лада Х-Рей ВАЗ 21179 1.8 MPI 122/145 л.с

В заключении отметим, что при систематичной эксплуатации автомобиля Лада Веста/Лада ХРей, оснащенного бензиновым двигателем серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра, в условиях сильно низких или, наоборот, слишком высоких температур, то в этом случае требуется особый подход к обслуживанию компонентов системы газораспределения. Дело в том, что частые и резкие изменения температурного режима ускоряют износ зубчатого ремня ГРМ, особенно, если он характеризуется низким качеством. По мнению специалистов, оригинальный заводской ремень от фирмы “Гейтс”, установленный в двс серии ВАЗ 21179, обладает высокой износостойкостью и способен без проблем “ходить” до замены порядка 150-160 тысяч километров. Однако, как бы там ни было, менять комплект ГРМ в отечественном движке нужно четко по регламенту производителя, компании АвтоВАЗ, которая рекомендует осуществлять данную процедуру каждые 90 тысяч километров пробега, а лучше и еще раньше.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!