Честный обзор посвящен бензиновому двигателю Жигули/Лада 2108, Жигули/Лада 2109, Жигули/Лада 21099 – ВАЗ 21083 1.5 8v 73 л.с (106 Нм). Из статьи вы узнаете, какими техническими характеристиками, предельным ресурсом, конструкцией, отличительными особенностями, реальным расходом топлива, надежностью, хроническими болячками, плюсами и минусами обладает отечественный атмосферный мотор завода “АвтоВАЗ”.
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: УСТАНАВЛИВАЕМ СПОЙЛЕР НА ЛАДА ВЕСТА СВ КРОСС
Бензиновый двигатель ВАЗ 21083 объемом 1.5 литра был предназначен для установки на модели ВАЗ/Жигули: 2108, 21083, 2109, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115 и их модификации. Силовой агрегат серии ВАЗ 21083 1.5, как и его предшественник, двигатель с индексом ВАЗ 2108 был специально разработан для поперечного размещения в моторном отсеке автомобиля.
Как установить резиновый уплотнитель лобового стекла Лада Веста, вы узнаете здесь.
Вазовский двигатель серии ВАЗ 21083 1.5 – это четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.
Блок цилиндров ВАЗ 21083 выполнен с межосевым размером цилиндров 89 миллиметров. Габаритные размеры блока 21083 соответствуют размерам блока 2108. Высота от оси коленчатого вала до верхней поверхности блока – 194,8 миллиметра. Отличаются они диаметром цилиндров. На блоке 21083 увеличен диаметр цилиндров до 82 миллиметра. Класс цилиндра обозначается латинскими буквами и маркируется на нижней поверхности блока в соответствии с размерами диаметра цилиндра. В конструкции блока не предусмотрена возможность использования валика привода вспомогательных агрегатов.
С обзором двигателя Лада Нива 2131 – ВАЗ 2130 1.8 82/85 л.с, вы можете ознакомиться здесь.
На двигателе установлен коленчатый вал модели 2108-1005016. Радиус кривошипа вала – 35.5 миллиметров (ход поршня – 71 миллиметр). Диаметр образующей окружности противовесов – 131 миллиметров, ширина щечки противовеса – 102 миллиметров, диаметр шатунной шейки – 47,83 миллиметров. Маркировка на вале отсутствует.
Справочно заметим, что в обозреваемом моторе была использована новая поршневая. Итак, рассмотрим ключевые компоненты вазовского движка более подробно.
Поршень – 21083-1004015. Применена новая конструкция поршней, разработанная с помощью немецких фирм “Porsche” и “Kolbenschmidt”. В отличие от поршней для 2106 и 2103, они не покрываются слоем олова. На «немецких » поршнях на боковых поверхностях поршня используется специальный микропрофиль. Этот микропрофиль позволяет удерживать смазку при любых режимах работы двигателя. Ремонтные размеры поршней- 82,4 миллиметров; 82,8 миллиметров.
Ознакомиться с причинами масложора в двигателе ВАЗ 21179 1.8 122 л.с, вы можете здесь.
Поршневой палец используется от модификация двс ВАЗ 21213. При установке он запрессовывается в верхнюю головку шатуна, но обеспечивает свободное вращение в бобышках поршня. Поршневой палец имеет длину – 67 миллиметров, диаметр – 22 миллиметра.
На новые поршня устанавливаются новые кольца на диаметр 82 миллиметра. Высота колец осталась прежней: первое компрессионное – 1,5 миллиметра; второе компрессионное – 2 миллиметра; маслосъемное – 3,95 миллиметра. Маслосъемное кольцо – хромированное. Обозначение комплекта для нормального размера – 21083-1000100-10. Возможна установка стальных поршневых колец 21083-1004029.
Реальный ресурс мотора Лада Нива 4х4 – ВАЗ 21214 1.7 MPI 81 л.с, вы можете узнать здесь.
Шатун – 2108-1004045. Длина шатуна 121 миллиметр. Шатуны 2108 (2110) тяжелее шатунов 2101(21213). Верхняя головка шатуна выполнена более массивной. Приливы на верхней головке выполнены с двух сторон.
Маховик 2108-1005115. Диаметр поверхности под сцепление 196 миллиметров. Ширина венца маховика 20,9 миллиметра.
Двигатель получил новую головку цилиндров 21083. Изменены диаметры впускных клапанов (с 35 до 37 миллиметров). Оптимизация процесса сгорания топлива позволила повысить степень сжатия до 9.9.
Распредвал – 2108-1006015. Его следует отличать от распредвала 21081. На вале 21081-1006015 между третьим и четвертым кулачками имеется необработанный цилиндрический поясок. В задней части распределительного вала находится эксцентрик, обеспечивающий привод топливного насоса.
Ознакомиться с обзором новой Lada Vesta NG 2023/2024 модельных годов, вы можете здесь.
Привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем 2108-1006040-10. Ремень ГРМ имеет 111 зубцов и шириной – 19 миллиметров. Зубцы на ремне имеют эвольвентный профиль. Натяжение ремня осуществляется специальным натяжным роликом 2108-1006120. На распределительный вал устанавливается зубчатый шкив 2108-1006020, а на коленчатый вал шкив – 2108-1005030. Зубья шкивов имеют профиль, соответствующий профилю ремня ГРМ.
На двигателе ВАЗ 21083 установлен масляный насос нового типа от модификации ВАЗ 2108, с шестернями внутреннего зацепления. Устанавливается он в передней части блока цилиндров. Особенностью конструкции масляного насоса является то, что привод его осуществляется непосредственно от коленчатого вала.
Какой впрыск топлива лучше: прямой (GDI) или распределённый (MPI), вы можете узнать здесь.
На бензонасосе от модификации ВАЗ 2108 подводящий и отводящий патрубки размещены на одной линии, в этом и заключается основное его отличие от бензонасоса ВАЗ 2101. Новый карбюратор, 21083-110701000 обеспечивает более экономичную работу двигателя.
На двигателе ВАЗ 2108 применяется электронная бесконтактная система зажигания. В состав системы входят: датчик распределитель зажигания типа 40.3706 или 40 3706 – 01, коммутатор модели 3620 3734 или 763734, катушки зажигания 3122 3705, свечи зажигания, выключатель зажигания и провода высокого напряжения.
В системе охлаждения применяется водяной насос новой конструкции с индексом 2108. Стоит генератор серии 372.3701 (по току 55 Ампер).
ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМАТИКЕ
В заключении отметим, что ремонтопригодность вазовского двигателя ВАЗ 21083 находится в разумных пределах, поэтому в гаражных условиях его можно без особого труда отремонтировать и привести в порядок. Со слов специалистов, предельный ресурс мотора ВАЗ 21083 1.5 8v 73 л.с находится в пределах 160-180 тысяч километров пробега до появления первых критических поломок. Однако в реальности, как отмечают некоторые автовладельцы, при должном обслуживании и уходе за вазовским движком, его срок службы до капитального ремонта может достигать 190-230 тысяч километров пробега. Для справки заметим, что смешанный расход топлива силового агрегата ВАЗ 21083, на примере Лада 2109, составляет около 8.5 литров бензина на 100 километров пробега.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!