Чего боится АКПП или, что опасно делать при вождении на “автомате”?

Из статьи вы узнаете, чего боится АКПП (автоматическая трансмиссия) и, что опасно делать при вождении автомобиля, оснащенного тем или иным типом “автомата”. В публикации рассказано о правилах переключения режимов движения в процессе езды на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач и рассмотрен регламент буксировки машин/прицепов.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР SSANGYONG ACTYON D20DTF 2.0 EXDI 149 Л.С

Напомним, что к автоматическим типам трансмиссий, специалисты относят: гидромеханические “автоматы” (Мультитроник, Типтроник и иные), роботизированные коробки передач с сухим или мокрым сцеплением (ДСГ, ДСТ) и бесступенчатые вариаторы CVT (примером может служить очень распространенный на российском рынке вариатор линейки XTronic от японской компании Jatco, которым оснащаются автомобили Lada, Renault, Nissan, Infiniti и другие).

С обзором “механики” УАЗ Патриот – Dymos T032E, вы можете ознакомиться здесь.

На сегодняшний день, большинство автомобилистов на планете, даже не задумываются о том, что они ежедневно подвергают повышенной нагрузке автоматические трансмиссии, которыми оснащены их автомобили. Повышенная нагрузка, приводящая к ускоренном износу узлов автоматических коробок передач, в первую очередь вызвана неправильной эксплуатацией трансмиссии.

В процессе управления автомобилем, оснащенного “автоматом” нередко возникают определенные ситуации, которые способны очень быстро вывести из строя трансмиссию, причем даже на малых пробегах. Справочно отметим, что приблизительный срок службы классической гидромеханической автоматической коробки передач находится в диапазоне 220-300 тысяч километров пробега; ресурс бесступенчатого вариатора в среднем составляет около 150-220 тысяч километров пробега; продолжительность жизни “робота” достигает 230-280 тысяч километров. Таким образом, чтобы тот или иной тип автоматической трансмиссии отработал верой и правдой весь ресурс, заложенный в него производителем, необходимо предельно грамотно эксплуатировать этот сложный в техническом исполнении агрегат.

ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ

Первое с чего стоит начинать правильную эксплуатацию автоматической трансмиссии – это прогревание автомобиля перед началом движения. Прогревать нужно и “автомат“, делать это рекомендуется в течении хотя бы 30-50 секунд в режиме “D” – Drive. Езда с «холодным» силовым агрегатом и автоматической трансмиссией крайне негативно сказывается на долговечности данных узлов.

Как отмечают специалисты, в процессе езды не рекомендуется использовать нейтральную передачу “N”, а также крайне нежелательно переключать режимы автоматической коробки передач во время движения (за исключением АКПП с функцией Tiptronic). Кроме того, не способствует долговечной работе автоматической трансмиссии пробуксовка на месте, буксировка другой машины или прицепа и запуск мотора автомобиля “с толкача”. Данные действия очень пагубно сказываются на предельном ресурсе «автомата». Лишняя нагрузка этому чувствительному агрегату, совершенно не к чему.

По мнению специалистов, для оптимального прогрева автоматической трансмиссии (АКПП), независимо от ее типа, необходимо выжать педаль тормоза и плавно переключать режимы движения от “P” до “L” на месте, задерживаясь на каждом их них по 10-12 секунд. Благодаря таким действиям, трансмиссионное масло, равномерно разойдется по всей системе автоматической коробки передач и попадет во все пакеты фрикционов. В свою очередь, прогрев АКПП перед началом движения, обеспечит необходимый смазочный эффект, который положительно скажется на снижении износа всех ключевых деталей автоматической трансмиссии.

Также не рекомендуется долгое время эксплуатировать автомобиль на высоких оборотах (выше 4 000 об/мин) и делать рывки в первые 10 минут езды (по прошествии этого временного периода можно двигаться в привычном режиме). Кроме того, в первые минуты езды не стоит совершать резких разгонов и торможений, чтобы не перенапрягать автоматическую трансмиссию. Как советую специалисты, лучше всего для езды использовать режим движения “D” – Drive, не переключая режимы при езде или на остановках перед светофором, достаточным действием будет зажатие педали тормоза. Также заметим, что в положение “P” селектор переводится в том случае, если мы планируем оставить автомобиль на парковке. По отзывам многих автомобилистов, на машинах, оснащенных “автоматом” лучше не ездить накатом.

Многие автомобилисты совершают переключение режимов прямо «на ходу», что недопустимо для АКПП, не оснащенных специальной функцией Типтроник (возможность ручного переключения передач). Запомните, чтобы ускоренно не изнашивать узлы АКПП, необходимо полностью остановить автомобиль, выжать педаль тормоза и только после этого приступать к изменению положения селектора автоматической передач коробки. Как отмечают специалисты, при частом использовании режима движения “N”, фрикционы трансмиссии очень любят “подгорать”, а связано это в первую очередь, с малым объемом смазки в системе АКПП, так как в ней не создается оптимальное рабочее давление.

Также заметим, что перед началом движения задним ходом, необходимо полностью остановить автомобиль, выжать педаль тормоза и только после осуществить переключение селектора автоматической трансмиссии в режим “R”. В противном случае при частом переключении режимов на ходу движения, в АКПП могут выходить из строя такие детали, как фрикционы и шестерни трансмиссии.

Не стоит забывать и том, что при пробуксовке колес у автомобиля, оснащенного автоматической трансмиссией, нет смысла давить на педаль акселератора, так как автомобиль с АКПП все равно будет пробуксовывать, при этом ощутимо увеличится износ деталей коробки передач. Кроме того, не рекомендуется раскачивать автомобиль с АКПП вперед-назад, чтобы не вывести из строя компоненты автоматической трансмиссии. Если автомобиль застрял, то рекомендуется включить режим “L” и начать плавное движение “в натяг”. В этом случае педаль тормоза играет роль сцепления, а колеса крутятся более медленно, чем в режиме “D” – Drive. В этом деле очень важно не дать машине снова застрять, задача водителя – вывести автомобиль на жесткую поверхность, которому в дальнейшем должна помочь бортовая электроника.

Если вам необходимо поставить автомобиль на парковку, где имеется крутой склон, то, как советуют специалисты, перед переводом селектора автоматической трансмиссии в режим “P” – Parking, рекомендуется включить ручной тормоз. При систематичной парковке автомобиля на склоне только в режиме “P” (под постоянной нагрузкой на АКПП), то это рано или поздно может привести к дорогостоящим поломкам деталей коробки передач. Именно ручной тормоз (в народе “ручник”), поможет безопасно для узлов АКПП парковать ваш автомобиль. Алгоритм действий следующий: нажимаем на педаль тормоза, переводим селектор автоматической коробки передач в режим “N” – Neutral, затем затягиваем ручной тормоз, снимаем ногу с педали тормоза и переводим рычаг в режим “P” – Parking. Благодаря этим простым действиям, вся нагрузка “ляжет на плечи” тормозных колодок.

При движении на автомобиле с АКПП зимой, лучше всего использовать специальный режим “Snow”, если ваша автоматическая коробка передач имеет таковой. Данный режим позволит снизить частоту проскальзывания ведущих колес при старте, за счет того, что машина начинает движение не с первой, а со второй ступени. Для справки заметим, что ряд многие автомобилисты пользуются этим режимом и в летний период времени, чтобы сократить расход горючего. Со слов специалистов, лучше этого не делать, так как старт автомобиля со второй передачи, достаточно серьезно перегружает гидротрансформатор.

Иногда возникают такие ситуации, когда у автомобиля с АКПП разрядилась аккумуляторная батарея (АКБ). В этом случае многие специалисты крайне не рекомендуют прибегать к буксировке или попытке запуска двигателя машины с разгона. Лучше всего в данной ситуации воспользоваться зарядным устройством или специальными проводами для прикуривания аккумулятора. Для справки отметим, что автомобили, оснащенные автоматической трансмиссией в некоторых случаях можно буксировать, при этом нужно соблюсти ряд важных условий. Так, например, буксировка по расстоянию не должна превышать 30-40 километров, при этом автомобиль, по возможности, должен находится в заведенном состоянии, а селектор коробки передач переведен в режим движения “N” – Neutral. Кроме того, максимальная скорость у буксируемого автомобиля не должна превышать 40-50 км/ч. Хотя по большому счету, лучше все же не рисковать и вызвать эвакуатор, дабы не вывести из строя дорогостоящие узлы автоматической трансмиссии.

В том случае, если вам необходимо буксировать прицеп, то рекомендуется использовать режим движения “D” – Drive, не превышая допустимую скорость. Как советуют специалисты, автомобилистам, которые довольно часто буксируют тяжелые прицепы, с целью защиты автоматической трансмиссии от перегревов, вызванных высокими нагрузками при буксировке, не пожалеть денег и установить специальный масляный радиатор охлаждения. В целом, если вы планируете часто буксировать прицепы, то лучше всего приобрести транспортное средство, укомплектованное механической коробкой переключения передач (МКПП), тем самым предельно минимизировав риски от появления дорогостоящих поломок, ведь “механика” почти ничего не боится.

Что касается буксировки других автомобилей, то по мнению специалистов, на машинах, оснащенных автоматической трансмиссией лучше этого не делать, так как высок риск перегрева трансмиссионного масла. В случае крайней необходимости буксировки другого автомобиля нужно запомнить несколько важных правил. Во-первых, буксируемая машина не должна по массе превышать буксирующий автомобиль. Во-вторых, скорость буксировки не должна превышать 40-45 км/ч. В-третьих, селектор автоматической трансмиссии должен быть переведён в режим движения “L” – Lower Gear / First Gear. Однако многие специалисты советуют не доводить до греха и отказаться от буксировки другого автомобиля.

Распространенные ошибки водителей при вождении на автомате (АКПП)

Таким образом, все вышеописанные в нашей статье простые правила, помогут вам долго и безопасно использовать автоматическую коробку передач в своем автомобиле. Также советуем вам перед усиленной эксплуатацией АКПП, внимательно ознакомиться с технической документацией завода-изготовителя, которая идет вместе с автомобилем. И запомните, неправильная эксплуатация “автомата”, неминуема приведет к поломке его узлов, причем ремонт деталей автоматической трансмиссии стоит в разы дороже, нежели починка компонентов механической коробки передач.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!