Двигатели Лада Х-Рей Кросс (Lada Xray Cross) 2018-2023: характеристики, расход топлива и заявленный ресурс

Из статьи вы узнаете, какие двигатели устанавливаются под капот пятидверного кросс-хэтчбека Лада ХРей Кросс (Lada Xray Cross) 2018 – 2023 модельных годов в кузове GAB (первая генерация). В публикации рассказано о технических характеристиках, заявленном ресурсе, отличительных особенностях и реальном расходе горючего, которыми обладают моторы, а также выясним, с какими трансмиссиями сочетаются штатные двс отечественной модели.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ДВИГАТЕЛЬ UAZ PATRIOT ЗМЗ 409051 2.7 MPI 150 Л.С

По мнению специалистов, атмосферные силовые агрегаты Lada Xray Cross можно назвать серьезным прорывом для российского автопрома в целом и концерна “АвтоВАЗ” в частности. Чего только стоит 16-ти клапанный двигатель объемом 1.8 литра с индексом ВАЗ 21179 (известный в народе, как “179-й мотор”), выделяющийся среди других движков вазовской линейки умеренным расходом топлива, достойной отдачей и большим количеством импортных комплектующих. Справочно отметим, что пятидверный кросс-хэтчбек Лада ХРей/Икс Рей Кросс, наравне с кросс-седаном/универсалом Лада Веста Кросс/СВ Кросс, можно назвать необходимым трендом, который вселил надежду и вдохновение концерну АвтоВАЗ для создания новых современных автомобилей, за которые не стыдно отечественным автомобилистам. Ведь именно эти модели сегодня олицетворяют торговую марку “Lada” и по праву считаются новым этапом в развитии российского автопроизводителя.

С характеристиками моторов пятидверного хэтчбека Лада ХРей, ознакомиться можно здесь.

Для справки заметим, что разработка нового пятидверного кросс-хэтчбека Lada Xray Cross велась очень неспешно, но зато очень продуманно. Первые образцы модели на суд общественности были представлены еще в 2013 году, а первые продажи кроссоверной версии начались лишь с ноября 2018 года после официальной презентации автомобиля на международном Московском автосалоне (ММАС). Предельное внимание вазовские специалисты уделили именно технической части модели, правда и не забыли про экстерьерную составляющую автомобиля. Отечественные инженеры наконец-то поняли, что отечественным автомобилистам нужны надежные и неприхотливые двигатели, которые не доставляют головной боли в процессе эксплуатации машины, по крайней мере на период гарантийного обслуживания. По этой причине, при создании двух версий модели (Лада ХРей и Лада ХРей Кросс), было решено поставить во главу угла оптимальный баланс в работе двс и трансмиссии, благодаря чему в линейке агрегатов появился бесступенчатый вариатор CVT от Jatco, а также пяти ступенчатая механическая коробка передач JR5 от Renault.

С инструкцией по замене цепи ГРМ в двигателе ВАЗ 2106 1.6, вы можете ознакомиться здесь.

ЛИНЕЙКА ДВИЖКОВ, КОТОРЫМИ КОМПЛЕКТУЕТСЯ КРОССХЭТЧБЕК LADA XRAY CROSS

Российский компактный кросс-хэтчбек Lada Xray Cross с первых дней выпуска (с ноября 2018 года) и по настоящее время оснащается тремя бензиновыми моторами атмосферного типа, два из которых отечественной разработки, а один импортный, правда собирается на производственных мощностях АвтоВАЗа. К импортному двигателю относится 16-ти клапанная серия H4Mk (он же, H4M/HR16DE) рабочим объемом 1.6 литра, разработанная концерном Renault/Nissan, а к отечественным представителям относят силовые агрегаты с заводскими индексами ВАЗ 21129 (“129-й мотор”) объемом 1.6 литра и ВАЗ 21179 (“179-й мотор”) объемом 1.8 литра.

1. ВАЗ 21129 1.6 MPI 16 valve (мощность — 106 лошадиных сил при 5 800 оборотах в минуту, крутящий момент – 148 Ньютон на метр при 4 200 оборотах в минуту): блок (корпус) – чугунный, не гильзованный с рядной схемой расположения четырёх цилиндров (цилиндры расположены в формате “R4”); головка блока цилиндров (ГБЦ) – алюминиевая, 16-ти клапанная с гидравлическими компенсаторами; привод клапанов – ДОХС (два стальных распределительных вала и один кованый коленчатый вал); привод механизма газораспределения – зубчатый ремень ГРМ от Gates или Contitech (при обрыве/заклинивании ременной передачи – не гнет клапана); система питания – инжекторная, электронно управляемая; тип впрыска — многоточечный (технология MPI – Multi Point Injection); смешанный расход топлива (с 5-МКПП) – 7,4 литра (в городе — 9,7 литра, на трассе — 5,9 литра) бензина марки АИ-92; используемое горючее – бензин, с октановым числом АИ-92/АИ-95; максимальная скорость – 165 км/ч; время разгона от 0 до 100 км/ч – 13.5 секунд; экологический класс – Euro 5; заявленный ресурс – 250 тысяч километров пробега.

На сегодняшний день, силовой агрегат ВАЗ 21129 1.6 MPI функционирует в компании только с отечественной пяти ступенчатой механической коробкой переключения передач (5-МКПП) серии ВАЗ 21809 от АвтоВАЗа.

Подробный обзор бензинового движка ВАЗ 21129 1.6 MPI 16v 106 л.с, находится здесь.

2. ВАЗ 21179 1.8 MPI 16 valve (мощность — 122 лошадиных силы при 6 050 оборотах в минуту, крутящий момент – 170 Ньютон на метр при 3 700 оборотах в минуту): корпус (блок) – чугунный, не гильзованный с рядным форматом расположения четырех цилиндров (конфигурация — “R4”); головка блока цилиндров (ГБЦ) – алюминиевая на 16 клапанов с гидрокомпенсаторами и облегчёнными деталями ШПГ от компании Federal Mogul (установлены облегченные втыковые поршни); клапанный привод – ДОХС (с двумя стальными распредвалами и одним кованым коленвалом); привод механизма газораспределения – ремень ГРМ зубчатого формата от Contitech (при обрыве/заклинивании ременной передачи – гнутся клапана втыковыми поршнями); система питания – инжекторная, с электронным управлением; тип впрыска — распределенный (технология MPI — Multi Point Injection); комбинированный расход (с 5-МКПП) – 7,5 литра (в городе — 9,7 литра, на трассе — 6,3 литра) бензина марки АИ-92; применяемое топливо – бензин, с октановым числом АИ-92/АИ-95; максимальная скорость – 180 км/ч; время разгона от 0 до 100 км/ч – 10.9 секунды; экологический класс – Евро 5; заявленный срок службы – 265 тысяч километров пробега.

На сегодняшний день, силовая установка ВАЗ 21179 1.8 MPI работает в компании только с импортной пяти ступенчатой механической коробкой переключения передач (5-МКПП) от Renault серии JR5.

Подробный обзор бензинового мотора ВАЗ 21179 1.8 MPI 16v 122 л.с, находится здесь.

3. Renault/Nissan H4Mk 1.6 MPI 16 valve (мощность — 113 лошадиных сил при 5 500 оборотах в минуту, крутящий момент – 152 Ньютон на метр при 4 000 оборотах в минуту): корпус (блок) – алюминиевый, гильзованный тонкостенными вставками с рядной схемой расположения четырех цилиндров по формату “R4”; головка блока цилиндров (ГБЦ) – облегченная, алюминиевая на 16 клапанов (гидрокомпенсаторы не предусмотрены); клапанный привод – ДОХС (с двумя облегченными распредвалами и одним коленвалом); приводной механизм газораспределения – цепь ГРМ (в случае перескока/обрыва цепи – втыковые поршни гнут клапана); система питания – инжекторная, электронно управляемая; тип впрыска — распределенный (технологии MPI — Multi Point Injection); смешанный расход (с вариатором CVT) – 7,1 литра (город — 9,1 литра, трасса — 5,9 литра) бензина марки АИ-95; применяемое топливо – бензин, с октановым числом АИ-95; максимальная скорость – 165 км/ч; разгон от 0 до 100 км/ч – 12.8 секунды; экологический класс – Euro 5; заявленный ресурс – 270 тысяч километров пробега.

На сегодняшний день, французско-японский бензомотор H4Mk 1.6 MPI сочетается только с одной импортной бесступенчатой вариаторной трансмиссией CVT XTronic от компании Jatco серии JF015E (второе поколение).

Подробный обзор атмосферного двигателя H4Mk 1.6 MPI 16v 113 л.с, вы найдете здесь.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КОНСТРУКТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ДВС ЛАДА ХРЕЙ КРОСС

Первый базовый отечественный двигатель автомобиля Lada Xray Cross с заводским индексом ВАЗ 21129 (“129-й мотор”) был построен на платформе мотора серии ВАЗ 21127 и первоначально предназначался для модели Lada Priora, а затем плавно перекочевал под капот Lada Granta. Силовой агрегат ВАЗ 21129 1.6 MPI можно назвать глубоко модернизированной версией двс ВАЗ 21127 1.6 со слегка измененной конструкцией и дополненный определенными техническими новациями. К наиболее существенным изменениям можно отнести применение производителем новых дроссельных заслонок, которые были установлены во впускном коллекторе. Данное конструкторское решение вазовских инженеров, фактически позволило создать впускной тракт переменной длины, что гарантировало функционирование движка на низких/высоких оборотах в более оптимальных рабочих режимах. Важным изменением в конструкции мотора серии ВАЗ 21129 можно назвать полный отказ вазовскими специалистами от использования датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), вместо которого было решено применять два новых датчика – ДАД (датчик абсолютного давления) и ДТВ (датчик температуры воздуха). Данная новация позволила обеспечить абсолютный контроль над образованием топливовоздушной смеси, что помогло устранить давнюю конструктивную недоработку, из-за которой появлялись “плавающие” обороты на холостом ходу.

Кроме того, конструкция силового агрегата серии ВАЗ 21129 объемом 1.6 литра претерпела серьезные изменения. В первую очередь это касается “подушек”, необходимых для крепления двс к кузову. Дело в том, что в отличие от предшественников, двигатель ВАЗ 21129 1.6 монтируется непосредственно на подрамник. Именно по этой причине крепление двс было детально переработано. Существенные изменения у отечественного мотора также произошли во впускной/выпускной системах, что позволило уменьшить расход горючего (примерно на 5-7 процентов), снизить шумность и сократить объем вредных выбросов в процессе работы вазовского бензомотора.

Второй штатный мотор отечественного производства серии ВАЗ 21179 объемом 1.8 литра (“179-й мотор”) разрабатывался вазовскими специалистами сугубо для модели Лада ХРей/ХРей Кросс, а затем его решили также опробовать и на Лада Веста/Веста Кросс/Веста СВ Кросс. При разработке данного мотора за базу была взята не гильзованная чугунная платформа (блок цилиндров) от ВАЗ 21126 1.6. Правда на этом, сходство двух “16-ти клапанников” не оканчивается. Силовая установка серии ВАЗ 21179, которую устанавливают в моторный отсек Лада ХРей Кросс заметно отличается от других двигателей АвтоВАЗа, причем не только за счет “раздутого” до 1774 кубических сантиметров объема путем изменения величины рабочего хода поршней. К примеру, в конструкции бензомотора используется новый электронно управляемый дроссельный узел, лишенный механического привода, а в головке блока цилиндров (ГБЦ) используются облегченные импортные клапана от Mahle, детали шатунно-поршневой группы от Федерал Могул, высокопроизводительный масляный насос от GMB и многое другое, чего ранее не применялось в конструкциях отечественных двс. Кроме того, двигатель серии ВАЗ 21179, в отличие от вазовских собратьев, оснащается системой фазорегуляции газораспределения VVT, которая имеет в своем распоряжении один высокопроизводительный фазовращатель, расположенный на впускном распределительном валу. Для справки заметим, что к регулятору газораспределительных фаз было решено подвести дополнительные маслоканалы, которые уменьшают износ узла.

Как мы отметили ранее, увеличение рабочего хода поршней в двигателе ВАЗ 21179 1.8, позволил отечественным инженерам искусственно нарастить объем цилиндров силового агрегата с 1598 до 1774 “кубиков”. В свою очередь заметим, что коленвал у атмосферного движка имеет увеличенный радиус кривошипно-шатунного механизма, при этом входные каналы коллектора, которые были разработаны российским предприятием “ЭкоАльянс”, обладают расширенными до 39 миллиметров диаметрами. К слову об импортных комплектующих, стоит сказать то, что в общем объеме их показатель составляет 67 процентов. Так, например, кислородный датчик (он же, лямбда-зонд) разработан немецкой компанией Бош, кислородный насос изготовлен южнокорейским концерном GMB, а укороченные шатуны и вообще поставляются из Индии.

Как было отмечено ранее, облегченные компоненты ШПГ (шатунно-поршневой группы) двигателя ВАЗ 21179 1.8, были разработаны специально по заказу компании АвтоВАЗ американской фирмой “Федерал Могул”, а немецкий концерн INA осуществил разработку комплекта роликов и автоматических натяжителей для системы газораспределения, главную роль в которой играет зубчатый ремень торговой марки Contitech. Для справки заметим, что немецкая фирма Contitech специально для силовой установки серии ВАЗ 21179 на завод АвтоВАЗ также поставляет топливную рампу и высокопроизводительные форсунки. Кстати, настройки распыления топлива, специалисты немецкой компании Contitech, осуществляли в индивидуальном порядке с учетом суровых условий эксплуатации двс, благодаря чему получилось достичь предельной сбалансированности в работе узлов мотора, что поспособствовало оптимизации расхода горючего.

Импортным двигателем, разработанным альянсом Renault/Nissan, который собирается на производственных мощностях АвтоВАЗа в Тольятти является серия H4Mk объемом 1.6 литра мощностью 113 лошадиных сил. Данный мотор считается аналогичным французскому двс H4M 1.6 и ниссановскому HR16DE 1.6. Стоит сказать, что данный силовой агрегат изготавливаются уже достаточно давно и продемонстрировал он себя только с хорошей стороны. Для справки заметим, что французско-японский двс можно встретить под капотом таких автомобилей, как: Nissan Qashqai, Nissan Tiida, Nissan Note, Renault Arkana, Renault Kaptur, Renault Duster, Renault Logan и многих других моделей. Кроме того, этот движок, правда импортной сборки (серия H4M мощностью 110 лошадиных сил), также устанавливается на пяти дверную версию хэтчбека Лада ХРей.

Атмосферная полностью алюминиевая силовая установка с индексом H4Mk характеризуется несколькими ключевыми конструктивными особенностями:

— В первую очередь, версия двс H4Mk (российской сборки), по сравнению с базовой модификацией мотора H4M (импортной сборки), имеет более низкий мощностной диапазон (от 110 до 113 л.с). При этом французско-японская версия H4M/HR16DE характеризуется мощностным диапазоном от 114 до 118 лошадиных сил, исключением в этом деле стала лишь модель хэтчбека Lada Xray, которую оснастили дефорсированной до 110 лошадиных сил модификацией данного движка (справочно: это было сделано для адаптации бензомотора под российские нормы).

— Второй ключевой отличительной особенностью и конструктивной спецификой силового агрегата H4Mk 1.6 по сравнению с вазовскими двс ВАЗ 21129 1.6 и ВАЗ 21179 1.8, является отсутствие у него привычного для большинства отечественных автомобилистов зубчатого ремня в системе газораспределения, функции которого выполняет приводная цепь ГРМ. Использование цепного привода в механизме газораспределения позволило существенно повысить надежность мотора, ведь цепь крайне редко рвется в отличие от ремня, да и вытягивается она, как правило, не ранее 200 тысяч километров пробега.

— Третьей отличительной особенностью и конструктивной спецификой двигателя серии H4Mk является отсутствие у него гидравлических компенсаторов, вместо которых в ГБЦ установлены стандартные регулируемые клапана. Кстати, регулировать тепловые зазоры клапанов в данном моторе рекомендуется через каждые 90 тысяч километров пробега подбором “стаканчиков” (толкателей).

— К четвертой группе конструктивных особенностей силового агрегата H4Mk 1.6 можно отнести следующие инженерные решения: наличие пары топливных форсунок, рассчитанных на каждый отдельный цилиндр; наличие системы фазорегуляции газораспределения с одним фазовращателем на впускном распредвале и использование облегченных дроссельных заслонок с электронным приводом управления.

Как утверждают специалисты, перед установкой двигателя серии H4Mk в моторный отсек Лада ХРей Кросс, силовая установка прошла небольшую модернизацию, после которой у нее снизилось трение между деталями ЦПГ и ШПГ. Уменьшение трения между компонентами произошло за счет нанесения защитного фторового покрытия на поверхность деталей ЦПГ/ШПГ (справочно: после полировки, поверхность деталей была доведена до зеркального состояния). Кроме того, специальной механической обработке был подвергнут коленвал, что также поспособствовало снижению трения между ключевыми деталями двс. Со слов специалистов, благодаря данной модернизации, у двигателя серии H4Mk почти на 10 процентов были снижены топливные потери при работе на холостых оборотах.

Для справки отметим, что силовой агрегат с заводским индексом H4M мощностью 110 лошадиных сил зарубежной сборки устанавливается в моторный отсек лишь пятидверного хэтчбека Lada Xray. При этом под капот новой Lada Vesta с разными вариантами исполнения кузова и кросс-хэтчбека Lada Xray Cross ставится аналогичная слегка форсированная версия серии H4M/HR16DE H4Mk мощностью 113 лошадиных сил, которая с лета 2015 года успешно собирается на производственных мощностях АвтоВАЗа в городе Тольятти.

Тестдрайв Лада ХРей Кросс с двигателем H4Mk 1.6 MPI 113 л.с и вариатором CVT Jatco JF015E

Подытоживая все выше сказанное отметим, что даже несмотря на российскую разработку моторов ВАЗ 21129 1.6 и ВАЗ 21179 1.8, достаточно существенная доля их компонентов все же является импортной. Так, например, на 15 февраля 2022 года, порядка 62% комплектующих для отечественных двигателей закупалось у иностранных предприятий. По мнению специалистов, все рассмотренные в материале штатные бензомоторы кросс-хэтчбека Лада ХРей Кросс отвечают современным техническим требованиям, предъявляемым к подобным двигателям, устанавливаемым на аналогичные автомобили “B” – класса.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!