Честный обзор посвящен атмосферной версии двигателя Ниссан Ноут (Nissan Note), Ниссан Микра (Nissan Micra) и Ниссан Серена (Nissan Serena) – HR12DE 1.2 MPI 12v мощностью 79/80/82/84 лошадиных силы. В статье рассказано о надежности, отличиях, особенностях, технических характеристиках, устройстве, фактическом расходе топлива, предельном ресурсе, сервисных интервалах обслуживания, наиболее серьезных проблемах, хронических болячках, преимуществах и недостатках бензинового силового агрегата компании Nissan.
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ KIA STINGER – G6DP 3.3 T–GDI V6 375 л.с
Представление мировой общественности бензиновой 12-ти клапанной силовой установки атмосферного типа серии HR12DE объемом 1.2 литра, разработанной японскими конструкторами компании Nissan Motors официально состоялась в марте 2010 года на международном токийском автосалоне. Двигатель HR12DE 1.2 MPI на момент презентации позиционировался, как базовый бензомотор компактного городского хэтчбека Ниссан Микра третьего по счету поколения в кузове K13. Рассматриваемый в статье силовой агрегат считается очень популярным на азиатском авторынке, однако особенно востребован он у себя на родине – в Японии. Обозреваемый “атмосферник” производят с 2010 года по настоящее время, а сборка узла происходит на основном заводе компании Nissan в Йокогаме. Данный мотор ставится под капот множества легковых моделей разных сегментов и классов, а с недавних пор его даже стали устанавливать на хорошо известный в России минивэн Ниссан Серена в кузове С27. Справочно заметим, что в 2011 году на базе атмосферной версии двигателя 1.2 MPI серии HR12DE японцы создали более мощную турбированную модификацию 1.2 DIG–S, которой в последствии присвоили свой собственный заводской индекс HR12DDR.
Линейка бензиновых двигателей “Nissan HR-Series” включает в состав следующие серии двс: HR10DDT 1.0 DIG–T, HRA2DDT 1.2 DIG–T, HR12DDR 1.2 DIG–S, HR13DDT 1.3 DIG–T, HR15DE 1.5 MPI и HR16DE 1.6 MPI.
Стоит сказать, что совсем недавно мотор HR12DE 1.2 японские инженеры стали использовать в составе силовой установки, работающей по технологии последовательного гибрида – система “e‑Power”. По мнению многих специалистов, атмосферный трёхцилиндровый мотор HR12DE и его турбированный собрат HR12DDR являются отменными двигателями универсального назначения, которые сумели зарекомендовать себя на рынке только с хорошей стороны. Рассматриваемый “атмосферник” серии HR12DE зачастую относят к группе самых экономичных и долговечных малолитражных двс на планете в своем сегменте. Кроме того, регламентом производителя в мотор рекомендовано заливать только 95-й бензин, однако этот силовой агрегат уже доказал многим, что без проблем “переваривает” и 92-ух октановую марку топлива, при этом в полном объеме соответствует экологической норме Евро-5/6. На сегодняшний день, бензомотор серии HR12DE вполне заслуженно называют одним из лучших в своем классе, а все потому, что выверенные до миллиметра стандарты, заложенные в него при проектировании, позволяют эксплуатировать этот двс без серьезных поломок аж до 300 тысяч километров пробега, причем даже в самом суровом климате. Кроме того, к весомому достоинству данного двигателя можно отнести и то, что он легко поддается модернизации, а конструктивные особенности позволяют производить локальный капремонт его узлов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ “АТМОСФЕРНИКА” 1.2 MPI СЕРИИ HR12DE
КОНСТРУКЦИЯ, ОТЛИЧИЯ И СТРОЕНИЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА НИССАН 1.2 MPI СЕРИИ HR12DE
Со слов инженеров компании Nissan, основными материалами при создании бензинового мотора HR12DE объемом 1198 см³ стали облегчённые жаропрочные алюминиевые сплавы. Именно благодаря использованию алюминия в процессе изготовления обозреваемого двигателя специалистам удалось добиться отменной теплопроводности блока цилиндров и ГБЦ. Хорошая теплопроводность материала позволила заметно снизить время прогрева бензомотора до оптимальной (рабочей) температуры, что в свою очередь положительно сказалось на экономичности двс в процессе использования автомобиля. Для справки заметим, что общая масса силового агрегата серии HR12DE по каталогу производителя составляет 83 килограмма, серийный номер данного мотора располагается на стыке блока цилиндров с коробкой передач.
В целом, рассматриваемая в статье японская атмосферная силовая установка HR12DE 1.2 имеет типовое строение, которая характерна для “ниссановского” моторостроения конца 2000-х начала 2010-х годов. Трёхцилиндровый блок с рядным форматом расположения трех цилиндров (по схеме – “R3”) имеет открытую рубашку охлаждения (система охлаждения – жидкостная, на базе антифриза) и изготавливается из облегченного жаропрочного алюминия. В каждый цилиндр блока вмонтированы толстостенные чугунные гильзы, благодаря которым мотор можно “капиталить” (справочно: это позволяет делать оптимальная толщина хона гильз). Также заметим, что давление масла в системе двигателя регулируется специальным магнитным клапаном с электронно управляемым приводом. В свою очередь, легкосплавная алюминиевая головка блока компонуется двумя верхними распредвалами и двенадцатью клапанами – по четыре на каждый цилиндр (клапанный привод функционирует по технологии DOHC – Double Over Head Camshaft). В головке блока цилиндров вместо гидрокомпенсаторов стоят цельные толкатели, из-за чего автовладельцам приходится периодически (каждые 60-70 тысяч километров пробега) регулировать тепловые зазоры клапанов.
Рассматриваемый бензиновый двигатель серии HR12DE, также, как и его турбированный брат-близнец – HR12DDR, комплектуется не приводным ремнем, а крепкой необслуживаемой цепью ГРМ повышенной износостойкости, которая рассчитана на весь срок службы силовой установки (справочно: со слов производителя, ресурс цепи, как и самого двс, составляет около 220 тысяч километров пробега, правда в реальности, она спокойно “ходит” и до 300 тысяч километров). Газораспределительный механизм японского силового агрегата оснащается фирменной системой фазорегуляции CVTCS, в состав которой входит один фазовращатель, расположенный на впускном распределительном валу. Применение инновационного фазорегуляционного механизма газораспределения CVTCS позволило производителю эффективно снизить сопротивление, возникающее на впуске и выпуске системы в процессе работы мотора. Фазовращатель, размещенный на впускном тракте обеспечил увеличение оборотов силового агрегата в процессе эксплуатации автомобиля при низких/средних нагрузках. В целом, благодаря использованию инновационных решений в системе газораспределения, обозреваемый бензомотор у японцев получился достаточно приемистым.
Система питания у “атмосферника” серии HR12DE функционирует на базе электронно управляемого инжектора (установлен механизм EGI – Electronic Gasoline Injection), а подача топлива в камеры цилиндров производится распределенными порциями по технологии многоточечного впрыска MPI – Multi Point Injection. Для справки отметим, что на каждый цилиндр мотора приходится по одной типовой топливной форсунке. Также заметим, что в работе двигателя эффективно участвует дроссельная заслонка, управляемая по средствам электроники. Все эти простые решения позволили японским конструкторам компании Nissan, существенно снизить расход топлива, однако увеличить итоговую мощность двс они видимо забыли. Нельзя также не отметить и тот факт, что в 2015 году обозреваемый двигатель подвергли небольшому обновлению, после чего силовой агрегат стал лучше запускаться в морозную погоду (были установлены новые свечи зажигания), у него снизились холостые обороты (были изменены настройки холостого хода) и еще больше снизился расход топлива (появилось еще больше электронно управляемых механизмов).
ФАКТИЧЕСКИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, НА ПРИМЕРЕ, НИССАН НОУТ 2020 С ДВС HR12DE 1.2 MPI 79 л.с
В размещенной ниже справочной таблице отображены показатели фактического расхода топлива бензиновым (не гибридным) атмосферном двигателем заводской серии HR12DE объемом 1.2 литра с распределенным впрыском MPI в городском/загородном/смешанном форматах передвижения. Сведения взяты из официальных данных, которые указаны в технической документации переднеприводной версии (2WD) модели Nissan Note (второе поколение) 2020 года выпуска (версия для азиатского рынка) в кузове E12 (мощность двс – 79 л.с), силовой агрегат которой работает в паре с бесступенчатой вариаторной трансмиссией CVT линейки X-Tronic от компании Jatco.
СПИСОК АВТОМОДЕЛЕЙ КОМПАНИИ НИССАН, КОТОРЫЕ ОСНАЩАЮТ МОТОРОМ HR12DE 1.2 MPI
– Ниссан Ноут в кузове E12, вторая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с сентября 2012 по ноябрь 2020).
– Ниссан Ноут в кузове E13, третья генерация до рестайлинга (годы выпуска: с ноября 2020 по настоящее время).
– Ниссан Микра в кузове K13, четвертая генерацию до и после рестайлинга (годы выпуска: с марта 2010 по февраль 2017).
– Ниссан Марч в кузове K13, четвертая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с июля 2010 по сегодняшний день).
– Ниссан Кикс в кузове P15, первая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с июня 2020 по сегодняшний день).
– Ниссан Латио в кузове N17, первая генерацию до и после рестайлинга (годы выпуска: с октября 2010 по декабрь 2016).
– Ниссан Серена в кузове C27, пятая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с июля 2016 по сегодняшний день).
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ДВИГАТЕЛЯ NISSAN СЕРИИ HR12DE 1.2 MPI
СПИСОК НАИБОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫХ ПОЛОМОК И БОЛЯЧЕК ДВС СЕРИИ HR12DE ОБЪЕМОМ 1.2 ЛИТРА (НА ОСНОВЕ ОТЗЫВОВ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ)
1. Недолговечный топливный насос. Если судить по отзывам владельцев японских автомобилей, то одной из самых частых поломок у рассматриваемого японского двигателя является довольно скорый выход из строя бензонасоса, расположенного в топливном баке. Как правило, топливный насос выходить из строя по прошествии примерно 80-90 тысяч километров пробега. К главной причине преждевременного выхода из строя бензонасоса, специалисты относят непродуманную конструкцию детали.
2. Малый ресурс реле блока зажигания. Не славится долговечностью и реле блока системы зажигания, которое имеет свойство выходить из строя по прошествии 90-100 тысяч километров пробега, после чего автомобиль отказывается запускаться. Как утверждают автомеханики, данная болячка является конструктивной недоработкой производителя, однако до сих пор официально не была признана компанией Nissan.
3. Быстро выходит из строя датчик ДМРВ. Как правило, датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ в подавляющем большинстве случаев преждевременно выходит из строя по причине систематичного использования автовладельцем недорого и некачественного воздушного фильтра двигателя, а иногда некоторые автомобилисты их попросту не меняют на протяжении длительного времени.
4. Плавающие обороты на холостых. В подавляющем большинстве случаев плавающие обороты на холостых у обозреваемого силового агрегата появляются по причине чрезмерного загрязнения дроссельной заслонки и/или топливных форсунок. Многие автовладельцы довольно легко и быстро устраняют засоры в системе японского мотора с помощью использования специальных эффективных автохимических средств, предназначенных для прочистки топливных элементов двс.
5. Излишние вибрации на холостых. По отзывам автовладельцев, излишние вибрации на холостых оборотах у рассматриваемого атмосферного мотора нередко появляются даже на детских пробегах. Как утверждают автомеханики, главной причиной излишних вибраций служат верхние подушки двигателя, которые конструктивно недоработаны. В целом, данная проблема не является критичной, не носит массового характера и в большинстве случаев устраняется по гарантии производителя у официального дилера.
ИНТЕРВАЛЫ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА HR12DE 1.2 MPI (РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – КОНЦЕРНА НИССАН)
Как рекомендуют специалисты компании Nissan, в рассматриваемый двигатель серии HR12DE объемом 1.2 литра следует заливать только оригинальную синтетическую моторную смазку – “Nissan Motor Oil” с основными допусками по классификации SAE: 5W-30/5W-40, а в качестве альтернативы допускается также использовать: 0W-30/0W-40. По многочисленным мнениям автомехаников, производить замену масла с масляным фильтром в бензомоторе с заводским индексом HR12DE лучше всего не 1 раз в 15 000 километров пробега, как написано в сервисной книжке, а хотя бы каждые 7-10 тысяч километров, особенно это касается тех автовладельцев, которые постоянно эксплуатируют свои японские машины на высоких оборотах, под высокими нагрузками и в суровых условиях.
В завершении обзора добавим, что атмосферная малолитражная силовая установка серии HR12DE объемом 1.2 литра, оснащенная распределенным впрыском MPI у компании Nissan получилась очень экономичной, ремонтопригодной, долговечной и самое главное у нее отсутствует хронический масложор. Благодаря этим трем важным факторам, японский бензиновый мотор можно вполне заслуженно назвать одним из самых надежных современных двигателей семейства “Nissan HR-Series”. Как утверждают специалисты, примерный предельный ресурс 12-ти клапанного “атмосферника” – HR12DE 1.2 MPI находится в пределах 220-250 тысяч километров пробега до замены или ремонта (конструктивно допускается частичная капиталка узлов). В реальности же, исходя из отзывов владельцев моделей Ниссан Ноут и Ниссан Микра, при систематичном соблюдении регламента техобслуживания силового агрегата, рассмотренный двс серии HR12DE без особых проблем функционирует до 300-330 тысяч километров пробега, а есть экземпляры, которые “пробежали” до капремонта и 420-450 тысяч километров.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!