Вся правда о функции Типтроник (Tiptronic) в АКПП (автоматической коробке передач)

В статье мы расскажем всю правду о функции Типтроник, которой оснащаются многие современные автоматические коробки переключения передач (АКПП). Из публикации вы узнаете, как пользоваться, какими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками обладает функция Tiptronic в классическом “автомате”.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: В КАКИХ ДВИГАТЕЛЯХ HYUNDAI ВОЗНИКАЮТ ЗАДИРЫ?

В истории автомобилестроения использовалось множество попыток совместить механическую и автоматическую коробки передач. Такие трансмиссии назывались полуавтоматическими, полуручными и даже полумеханическими. Автоматическая же коробка передач с функцией Типтроник (Tiptronic) работает по-особенному (справочно: чаще всего эту разновидность АКПП устанавливают на автомобили концерна VAG Ауди, Фольксваген, Шкода и Сеат). В основе подобного типа трансмиссии лежит классическая автоматическая коробка передач гидромеханического типа, которая имеет возможность ручного переключения скоростей с помощью подрулевых лепестков, кнопок на рулевом колесе или рукоятки селектора, расположенного на центральной консоли. Для справки заметим, что такой тип трансмиссии, в народе, нередко называют смешанным.

С обзором “механики” УАЗ Патриот – Dymos T032E, вы можете ознакомиться здесь.

ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ФУНКЦИЕЙ ТИПТРОНИК

Когда система трансмиссии не задействована, то автоматическая коробка передач с функцией Tiptronic работает, как традиционный “автомат” (переключает скорости в автоматическом формате, исходя из собранной информации электронным блоком управления о текущей скорости, крутящем моменте и нагрузке на двигатель). Таким образом, именно ЭБУ принимает окончательное решение о необходимости переключения скоростей в процессе стандартной работы АКПП.

Функция Типтроник в “автомате” работает следующим образом: водитель производит необходимую манипуляцию при помощи селектора, который в свою очередь передает сигнал специальному электронному блоку, определяющему возможность выполнения данной команды в текущей ситуации без ущерба для трансмиссии. В результате чего, ручное переключение ступеней может осуществиться лишь тогда, когда электронный блок управления точно установит, что включаемая водителем передача в полном объеме соответствует требуемому диапазону скоростей.

Таким образом, чтобы осуществить переключение передачи на повышенную скорость, водителю нужно нажать на панели управления значок с изображением “+” (плюс), а чтобы включить пониженную ступень, необходимо нажать на значок с изображением “-” (минус) для понижения скорости автомобиля. В том случае, если управления скоростями осуществляется при помощи рукоятки, тогда изменение передач производится при помощи селектора трансмиссии, как показано ниже на изображении.

Автоматическая трансмиссия с функцией Типтроник дает возможность водителю управлять коробкой передач напрямую, минуя так называемого посредника, в лице запрограммированного компьютера. Непосредственное управление трансмиссией позволяет моментально взять под свой контроль переключение скоростей при этом данные действия не нанесут повреждений двигателю и коробке передач. После определенного времени при не активном состоянии селектора трансмиссии, бортовой компьютер перенимает управление переключением передач обратно под свой контроль. Примерное время, после которого бортовой компьютер берет управление над трансмиссией обратно составляет от 15 до 30 минут, в зависимости от модели и версии прошивки АКПП. Так, например, при бездействии водителя, примерное время отключения функции Типтроник в гидромеханической трансмиссии на кроссовере Киа Спортейдж NQ5 2023 модельного года составляет ровно 20 минут.

Как правило, автоматическая коробка передач с функцией ручного переключения скоростей Tiptronic, кроме стандартных режимов имеет и один дополнительный, который именуется “Спорт”. Этот дополнительный специальный режим позволяет водителю включать следующую передачу при высоких оборотах, что способствует более резкому ускорению и набору скорости автомобилем.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИИ ТИПТРОНИК В АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИИИ

По многочисленным отзывам автовладельцев, автоматическая трансмиссия с функцией Типтроник является своего рода дополнением к классическому гидроавтомату и, следовательно, имеет больше преимуществ по сравнению типовой автоматической коробкой передач. В целом, “автомат” с типтроником – это автоматическая коробка передач со всеми сильными сторонами механической трансмиссии, в процессе управления которой водитель уже сам определяет, какой режим управления ему более удобен.

Еще один плюс функции Tiptronic – это возможность быстрого переключения с автоматического режима на ручной и наоборот. Причем в подобной ситуации взаимодействие с коробкой передач осуществляется напрямую в обход борткомпьютера. Кроме того, зачастую в процессе езды возникают ситуации, когда нужно сделать торможение мотором, классический гидроавтомат в этом случае бессилен, а автоматической трансмиссии с функцией Типтроник эта задача под силу.

К преимуществу автоматической трансмиссии с функцией Типтроник также нередко относят и топливную экономичность. Так, например, по сравнению с обычным классическим “автоматом”, у АКПП с Tiptronic, экономия горючего составляет от 7 до 10 процентов, в зависимости от стиля вождения водителя и типа силового агрегата. Однако в сравнении с современными роботизированными трансмиссиями (DSG, DCT и другие), АКПП с Типтроник считается менее эффективной, однако это не касается ее надежности.

По мнению специалистов, серьезными минусами автоматическая трансмиссия с функцией Tiptronic не обладает. Подобный тип коробки передач имеет типовые недочеты, которыми также славятся классические “гидроавтоматы”. К недостаткам автоматической трансмиссии с функцией Типтроник можно отнести массивность и грузность. Кроме того, переключение скоростей у такой трансмиссии осуществляется с небольшой задержкой, особенно на невысоких скоростях (менее 90-100 км/час). Задержка в переключениях передач у подобной АКПП, в зависимости от модели автомобиля, может составлять от 0,1 до 0,7 секунды. Хотя, на современных “автоматах”, данных недочет почти довели до ума и паузу снизили до минимума.

Стоит также отнести к несущественному, но все же недостатку тот факт, что автоматическая трансмиссия с функцией Tiptronic обладает более сложной конструкцией, нежели классический гидромеханический “автомат” или бесступенчатый вариатор. Кроме того, владельцам автомобилей с подобной трансмиссией стоит учитывать и тот момент, что каждые 60-80 тысяч километров пробега, даже при грамотной эксплуатации АКПП, в ней необходимо обновлять недешевое трансмиссионное масло с гидрофильтром. Также заметим, что по мнению многих специалистов, содержание автоматической коробки передач с функцией Типтроник после 10 лет эксплуатации может достаточно ощутимо “бить” по карману автовладельца.

Что такое АКПП с функцией Tiptronic и, как ей пользоваться?

В заключении отметим, что в среднем, предельный ресурс автоматической трансмиссии с функцией Tiptronic, в случае своевременного техобслуживания и при правильной эксплуатации, составляет около 260-300 тысяч километров пробега до наступления существенных (дорогостоящих) поломок. И не забывайте о том, что обновлять трансмиссионную жидкость в любом типе автоматической коробки передач рекомендуется каждые 60-80 тысяч километров пробега, даже невзирая на регламент многих производителей, которые утверждают о том, что их АКПП является не обслуживаемой весь срок эксплуатации автомобиля.

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА НАШ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!