Обзор посвящен дизельному двигателю Хендай Акцент (Hyundai Accent), Хендай Матрикс (Hyundai Matrix), Хендай Гетц (Hyundai Getz) и Киа Рио (Kia Rio), Киа Церато (Kia Cerato) – D4FA 1.5 CRDi 16v мощностью 79/87/88/102/104/110/112 лошадиных сил. В статье рассказывается о надёжности, конструктивных особенностях, устройстве, отличиях, технических характеристиках, реальном расходе топлива, хронических болячках, распространенных поломках, межсервисных интервалах обслуживания, заявленном/фактическом ресурсе, плюсах и минусах южнокорейского турбодизеля.
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР ДВИГАТЕЛЯ KIA SORENTO – D4CB 2.5 CRDI 170 Л.С
Турбированный 16-ти клапанный дизельный силовой агрегат объемом 1.5 литра заводской серии D4FA, он же 1.5 CRDi, спроектированный южнокорейскими инженерами концерна Hyundai, был впервые продемонстрирован мировой общественности в мае 2003 года на международном автосалоне в Сеуле (Южная Корея) под видом штатного двигателя компактной модели Хендай Аванте третьего поколения в кузове XD, предназначенной для внутреннего рынка. Обозреваемый турбодизель изготавливали с 2003 по 2011 годы на головном заводе автокомпании Hyundai в южнокорейском Инчхоне и устанавливали под капот таких популярных компактных переднеприводных моделей Kia/Hyundai, как: Хендай Акцент, Хендай Матрикс, Хендай Гетц, Хендай Верна и Киа Рио, Киа Церато. Для справки заметим, что кроме стандартной модификации турбодизеля D4FA 1.5 CRDi на рынке была также представлена дефорсированная версия мотора с пониженной до 79 лошадиных сил мощностью.
Моторная дизельная линейка “U I/U II Smartstream D” также включает следующие серии двс: D4FE 1.6 CRDi, D4FC 1.4 CRDi, D4FB 1.6 CRDi, D3FA 1.1 CRDi и D4FD 1.7 CRDi.
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И КОНСТРУКЦИИ ДИЗЕЛЯ D4FA 1.5 CRDI
В середине 2003 года на Hyundai Avante состоялся официальный дебют дизельного двигателя серии D4FA объемом 1.5 литра, относящегося к семейству “U”. Первая модификация движка имела мощность 102 лошадиных силы и комплектовалась топливной аппаратурой Bosch CR I (Common Rail System 1-st Generation) с максимальным рабочим давлением впрыска до 1350 бар. В марте 2004 года рассматриваемый турбодизель с эконормой Euro-3 перекочевал под капот Kia Cerato.
В начале 2005 года южнокорейский производитель слегка модернизировал свой мотор и вывел на рынок версию с эконормой Euro-4, оснащенную топливной аппаратурой Bosch CR II (Common Rail System 2-nd Generation) с максимальным рабочим давлением впрыска до 1600 бар.
Кроме стандартной версии на 110 лошадиных сил с крутящим моментом 235 ньютон на метр у турбодизеля D4FA 1.5 CRDi имелась модификация с пониженной до 88 лошадиных сил мощностью (крутящий момент – 215 ньютон на метр), которая устанавливалась под капот Hyundai Getz. В свою очередь, второе поколение Kia Rio и вовсе комплектовалось самой дефорсированной версией турбодизеля D4FA 1.5 CRDi мощностью 79 лошадиных сил с крутящим моментом 170 ньютон на метр.
Обзор двигателя Hyundai Palisade – G6DC 3.5 MPI V6 24v 249 л.с, вы найдете здесь.
Все версии обозреваемого турбодизеля серии D4FA объемом 1.5 литра обладает классической для того времени конструкцией и строением. Южнокорейский мотор базируется на платформе рядного чугунного четырехцилиндрового блока и алюминиевой 16-ти клапанной головки с гидрокомпенсаторами. Привод газораспределения двигателя оснащен типовой цепью ГРМ с натяжителями. Топливная система работает под управлением аппаратуры Common Rail от Bosch, тип впрыска у мотора – прямой (технология CRDi). Все модификации двигателя D4FA 1.5 CRDi оснащались вихревыми заслонками во впуске и турбокомпрессором Garrett GT1544V с изменяемой геометрией лопаток.
Характеристики глобальной модификации турбодизеля D4FA 1.5 CRDI
Тип двигателя | рядный дизельный, с турбонаддувом |
Особенности строения и конструкции | чугунный рядный четырёхцилиндровый блок с балансирными валами в поддоне и алюминиевая шестнадцати клапанная ГБЦ с рокерами (гидрокомпенсаторами) |
Газораспределительная система (привод клапанов) | DOHC 16v (два верхних распредвала на шестнадцать клапанов) |
Количество цилиндров | четыре (расположены в рядном порядке по схеме “R4”) |
Количество клапанов | шестнадцать, 16v (по четыре клапана на каждый цилиндр) |
Общий объем цилиндров | 1493 см³ |
Диаметр цилиндра | 75.0 миллиметров |
Рабочий ход поршня | 84.5 миллиметра |
Система питания горючим | топливная аппаратура Bosch Common Rail I/II Generatioin с ТНВД (тип впрыска – непосредственный, работающий по технологии CRDi (Common Rail Direct)) |
Предельная мощность | 79 лошадиных сил/59 кВт (при 4 000 об/мин) 87 лошадиных сил/64 кВт (при 4 000 об/мин) 88 лошадиных сил/66 кВт (при 4 000 об/мин) 102 лошадиных силы/75 кВт (при 4 000 об/мин) 104 лошадиных силы/76 кВт (при 4 000 об/мин) 110 лошадиных сил/81 кВт (при 4 000 об/мин) 112 лошадиных сил/82 кВт (при 4 000 об/мин) |
Предельный крутящий момент | 170 ньютон на метр (при 2 500 об/мин) 215 ньютон на метр (при 2 750 об/мин) 235 ньютон на метр (при 2 750 об/мин) 240 ньютон на метр (при 2 200 об/мин) |
Степень сжатия | 17.8 бар |
Гидрокомпенсаторы | установлены (тепловые зазоры регулируются автоматически) |
Тип привода ГРМ | цепной, роликового типа (с натяжителями) |
Система фазорегуляции ГРМ (регулятор фаз газораспределения) | не установлена |
Турбонаддувная система | турбокомпрессор Garrett GT1544V с изменяемой геометрией лопаток |
Залитое масло (тип, объем, класс вязкости и марка) | Синтетическое, 5.70 литра, SAE 0W-30/5W-30, Motul/Castrol |
Допустимый расход масла на тысячу километров пробега | до 200 грамм |
Тип используемого горючего | дизельное топливо (дизель ДТ) |
Экологическая норма | Euro-3/4d |
Вес по каталогу производителя (с навесным оборудованием) | 157.2 килограмма |
Расположение серийного номера | сбоку, на стыке мотора с трансмиссией |
Заявленный ресурс работы | 220-240 тысяч километров пробега |
РАСХОД ТОПЛИВА ТУРБОДИЗЕЛЬНЫМ МОТОРОМ U I/U II – D4FA 1.5 CRDI
Реальный расход горючего турбодизелем D4FA 1.5 CRDi 110 л.с, на примере, переднеприводного (2WD) компактного хэтчбека Kia Rio 2011 года выпуска в кузове JB (модель для Европы), работящим в паре с 5-ти скоростной механической трансмиссией (5-МКПП) составляет:
Цикл движения | Расход горючего |
---|---|
Городской | 5.5 литра |
Загородный | 4.1 литра |
Комбинированный (городской/загородный) | 4.5 литра |
АВТОМОБИЛИ, КОТОРЫЕ КОМПЛЕКТОВАЛИСЬ ТУРБОДИЗЕЛЕМ D4FA 1.5 CRDI
Модели компании Hyundai:
Getz (первое поколение, индекс кузова TB) | годы выпуска: 2005 – 2011 |
Accent (третье поколение, индекс кузова MC) | годы выпуска: 2005 – 2010 |
Matrix (первое поколение, индекс кузова FC) | годы выпуска: 2004 – 2010 |
Verna (второе поколение, индекс кузова MC) | годы выпуска: 2006 – 2009 |
Avante (второе поколение, индекс кузова MC) | годы выпуска: 2003 – 2006 |
Модели компании Kia:
Cerato (первое поколение, индекс кузова LD) | годы выпуска: 2004 – 2007 |
Rio (второе поколение, индекс кузова JB) | годы выпуска: 2005 – 2011 |
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИЗЕЛЯ D4FA 1.5 CRDI (НА ОСНОВЕ ОТЗЫВОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТО)
Достоинства малолитражного южнокорейского турбодизеля:
– Головка блока цилиндров оснащена гидрокомпенсаторами, которые в автоматическом режиме регулируют тепловые зазоры клапанов.
– Мотор-донор на вторичном рынке обойдется владельцу корейского автомобиля совсем недорого.
– По мнению автомехаников, обозреваемый южнокорейский турбодизель является ресурсным, который при должном уходе без серьезных поломок способен пройти 350 000 километров пробега и даже более. Для справки заметим, что этот двигатель способен наравне соперничать по надежности с легендарным турбодизелем K9K 1.5 dCI от Renault.
– Оснащен предельно надежной топливной системой Common Rail от Bosch.
Недостатки малолитражного южнокорейского турбодизеля:
– Южнокорейский турбодизель прославился масложором, по причине ускоренного износа мембраны вентиляции картерный газов.
– На отечественной вторичке автомобилей с рассматриваемым дизельным мотором не так много.
– Впускная система у корейца очень быстро забивается нагаром.
– Штатная приводная цепь ГРМ не выделяется долговечностью, она нередко вытягивается к 100-120 тысячам километров пробега, после чего перескакивает через зубец шестерни и происходит “дружественная встреча” поршней с клапанами со всеми вытекающими из этой ситуации последствиями для мотора.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОМКИ И ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЯЧКИ ТУРБОДИЗЕЛЯ D4FA 1.5 CRDI
1. Ускоренно загрязняется впускной коллектор. Обозреваемый южнокорейский дизельный мотор оснащался коллектором с вихревыми заслонками SCV (Swirl Control Valve), который имеет свойство очень быстро зарастать нагаром. По мнению автомехаников, коллектор с вихревыми заслонками требует тщательной чистки каждые 50-60 тысяч километров пробега, а вместе с ним рекомендуется прочищать и клапан EGR.
2. Систематично глючит регулятор давления топлива. В целом, штатная топливная аппаратура Bosch Common Rail I/II Generaton считается предельно надежной, причем, как первого, так и второго поколения, однако по прошествии 90-120 тысяч километров пробега в ней зачастую отказывается работать регулятор давления горючего, расположенный на топливной рампе и вызвано это банальным ускоренным износом узла.
3. Недолговечная цепь ГРМ. Газораспределительный привод южнокорейского турбодизеля включает две роликовые цепи ГРМ ресурс которых не превышает 100-120 тысяч километров пробега. Справочно заметим, что многие владельцы, чьи машины оснащены рассматриваемым дизелем, меняли данные цепи даже в гарантийный период.
4. Масложор. Со слов автомехаников, все двигатели моторной линейки U I первой генерации всегда характеризовались увеличенным расходом смазки на угар и происходило это зачастую по причине лопнувшей мембраны ВКГ (вентиляция картерных газов). В рабочем состоянии данная мембрана призвана отделять картерные газы от масла, тем самым препятствуя смазке проникать во впуск. Как говорить статистика поломок, критический износ мембраны ВКГ чаще всего наступает к 130-160 тысячам километров пробега, после чего она лопается и сразу же начинается жор масла, плавно перетекающий в прогрессирующий.
5. Прочие заводские болячки. К прочим незначительным заводским болячкам корейского дизеля автомеханики относят:
– ускоренный выход из строя ДПКВ (датчика положения коленчатого вала), который может сломаться уже к 70-90 тысячам километров пробега;
– систематичные течи масла из-под клапанной крышки;
– повышенная вибрация и дизеление на холостых оборотах, который может начаться при любом пробеге.
РЕГЛАМЕНТНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ СЕРВИСНОГО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ МОТОРА D4FA 1.5 CRDI
ИНТЕРВАЛЫ МАСЛЯНОГО СЕРВИСА
Периодичность замены масла | каждые 13-15 тысяч километров пробега |
Объем масла в системе | 5.70 литра |
Необходимый объем смазки для замены | примерно 5.30 литра |
Какое масло заливается | синтетика (SAE 0W-30 или SAE 5W-30, соответствующее допускам завода-изготовителя) |
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Тип привода газораспределительной системы | две роликовые цепи ГРМ |
Заявленный ресурс работы привода ГРМ | не ограничен |
Реальный срок службы привода ГРМ | 100-120 тысяч километров пробега |
При обрыве/перескоке привода ГРМ | поршни гнут клапана |
КЛАПАННЫЕ ТЕПЛОВЫЕ ЗАЗОРЫ
Интервалы регулировки тепловых зазоров | настройка не требуется |
Принцип регулировки зазоров | гидрокомпенсаторы |
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАМЕНЫ РАСХОДНИКОВ
Масляный фильтр | каждые 13-15 тысяч километров пробега |
Воздушный фильтр | каждые 15 тысяч километров пробега |
Топливный фильтр (в моторном отсеке) | каждые 30 тысяч километров пробега |
Свечи накаливания | каждые 120 тысяч километров пробега |
Вспомогательный ремень | каждые 90 тысяч километров пробега |
Охлаждающая жидкость | каждые 4 года или 1 раз в 60 тысяч километров пробега |
Топливный фильтр (в баке) | каждые 60 тысяч километров пробега |
ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПРО ТУРБОДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИЖОК ЛИНЕЙКИ HYUNDAI U I – D4FA 1.5 CRDI
В завершении обзора отметим, что заявленный заводом-изготовителем, концерном Hyundai, предельный срок службы 16-ти клапанного турбированного дизеля 1.5 CRDi с индексом D4FA моторного семейства “U I” составляет 220-240 тысяч километров пробега до капиталки или замены (регламент производителя предусматривает локальный капитальный ремонт узлов движка). В реальности же, по отзывам автовладельцев, в случае своевременного и добросовестного ТО (техобслуживания), южнокорейский турбодизель D4FA 1.5 CRDi способен отработать 350-400 тысяч километров до появления первых летальных неисправностей.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!